Проблемы управления их развитием
В лабиринте известных фактов легко
потеряться без плана.
Д.И. Менделеев
Развивающее и развивающееся образовательное учреждение постоянно находится в режиме поиска. Управление в образовательном учреждении этого типа носит инновационный характер, при котором преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам, что предполагает кардинальное изменение подходов к управлению образовательным процессом и всеми его участниками.
Система управления ПОУ может эффективно функционировать только в условиях, когда все ее подсистемы отвечают требованиям современности.
Прежние подходы и принципы управления, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы ПОУ, не позволяют достичь желаемых результатов в новых условиях. Поэтому следует выделить еще несколько принципов, лежащих в основе обновления деятельности современного ПОУ.
1. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения. И, как результат, – востребованность полученных знаний человеком в течение всей жизни.
2. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципиальные позиции предполагают многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных программ образовательных учреждений всех видов. Они обеспечивают учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности продвижения по горизонтали (смена профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).
3. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и профессионального образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).
4. Многоукладность образовательной системы (диверсификация), т.е. качественный рост и развитие государственных ПОУ, а также открытие негосударственных, в том числе элитарных образовательных учреждений нового типа.
5. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, реализацию местных образовательных компонентов, учитывающих национальные и другие особенности региона.
Реализацию этих принципов обеспечивает выполнение основной функции современного ПОУ – целенаправленная профессионализация и социализация личности, т.е. введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, «погружение» в человеческую материальную, профессиональную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Понятие о качестве. Качество образования
Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития,
причем потенциал этот безмерен, и каждый может
достичь в жизни цели и осуществить любой
жизненный проект.
М. Монтессори
В самом общем понимании, качество – это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Это связано с тем, что используются как абсолютное, так и относительное понятия качества.
Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства. Такое идеализированное понятие может содействовать развитию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремления к наивысшим стандартам образования.
«Качество» может использоваться и как относительное понятие. В этом аспекте качество не является атрибутом образовательной услуги. О качестве можно судить, когда продукция (товар или услуга) отвечает требованиям соответствующих стандартов или спецификаций, оно выступает лишь как средство, с помощью которого выявляется соответствие образовательной услуги государственному стандарту.
Качество как относительное понятие имеет два аспекта: соответствие государственному стандарту и соответствие запросам потребителей образовательной услуги.
Первый аспект часто называют качеством с точки зрения производителя, второй – качеством с точки зрения потребителя.
Взгляды потребителя и производителя образовательной услуги зачастую не совпадают. Поэтому образовательное учреждение должно рассматривать проблему качества образования с двух разных точек зрения:
· с точки зрения образовательного учреждения (направление маркетинговых исследований – соответствие государственному стандарту);
· потребителей образовательных услуг (направление маркетинговых исследований – степень удовлетворенности потребителей образовательной услугой).
М.М. Поташник определяет качество образования личности как соотношение цели и результата образовательной деятельности, если цели заданы операционально и спрогнозированы в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае качество образования оценивается в сравнении с максимальными возможностями ребенка.
Как соотносятся между собой критерий качества образования и критерий его эффективности? Это соотношение видно из сравнения определений качества и эффективности образовательного процесса. Качество – это отношение результата к цели (или наоборот), а эффективность – это отношение результата к затратам (или цели к затратам, если цель и результат совпадают).
Когда цель соотносят с затратами, то об эффективности говорят как о возможной цене цели, задачи, проекта, программы и т.д. Когда результат соотносят с затратами, то имеют в виду цену уже исполненной задачи, проекта (в конечном итоге – стоимости образования).
Эффективность образования может соотноситься с другими важными показателями, например, с качеством жизни. Чем больше средств государство и общество будут тратить на общее и профессиональное образование, тем выше будет качество жизни.
При определении эффективности управления отношение результатов к затратам определяется сравнением затрат при других результатах. Во всех случаях сначала задаются область, в рамках которой любые результаты считаются оптимальными, и область, в рамках которой все затраты признаются допустимыми или минимально необходимыми (т.е. оптимальными).
Эффективное управление всегда предполагает минимально необходимые затраты сил, средств, ресурсов и, конечно же, времени.