Проектирование учебного занятия
Постановка целей
Цель – философская категория, перенесенная в различные области деятельности человека. Согласно словарю под целью понимают «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия». Поскольку одним из компонентов учебного процесса является дидактическая цель, то можно дать следующее определение: дидактическая цель – это идеальная модель конечного результата процесса обучения, предусматривающего взаимодействие педагога и учащихся, являющаяся в значительной степени основанием, на базе которого осуществляется проектирование всех других элементов учебного процесса.
Для достижения наибольшей эффективности учебного процесса педагогу нужно осознанно ставить дидактические цели, а для этого нужно знать структуру, виды и строение целей, применяемых в дидактике.
Структура цели имеет постоянный характер и состоит из объекта, предмета и действия цели.
Объект цели – это учащийся, на которого направлено воздействие с целью его преобразования.
Предмет цели – это та составляющая личности учащегося, которая должна быть преобразована в процессе обучения.
Целевое действие – это действие педагога, направленное на преобразование предмета цели.
Четко определив объект, предмет и действие цели, педагог свободно может ориентироваться в дидактических целях, а также самостоятельно осуществлять их постановку для конкретных учебных условий.
Любое учебное занятие реализует обучающую, развивающую и воспитывающую функцию учебного процесса. Исходя из этого можно определить соответствующие дидактические цели:
– обучающую, предполагающую указание того, какие конкретно знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся и на каком познавательном уровне (уровень усвоения учебного материала);
– развивающую, направленную на формирование отдельных приемов умственной деятельности (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и т.д.);
– воспитывающую, способствующую указанию того, к каким оценкам, умозаключениям важно подвести учащихся при изучении материала учебного занятия, какие личностные качества можно формировать и развивать содержанием этого материала.
Наиболее распространенными в педагогической практике способами являются следующие:
1) определение целей через изучаемое содержание (например, изучение геометрии резца). Недостатком этого способа является минимальное содержание конструктивной информации для проектирования учебного процесса;
2) определение целей через деятельность учителя (например, ознакомление учащихся с кинематической схемой токарного станка). При таком способе постановки цели все внимание концентрируется на деятельности преподавателя, в результате у него нет возможности отследить реальные результаты обучения;
3) постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития учащегося (например, формирование умения анализировать технологический процесс обработки детали, развитие познавательной самостоятельности учащихся). При такой формулировке дидактических целей определяются обобщенные цели на уровне учебного заведения, учебного предмета, но не на уровне учебного занятия или даже нескольких занятий;
4) постановка целей через учебную деятельность учащихся (например, решение задач на нахождение режимов резания при точении). Такая формулировка дидактических целей, с одной стороны, позволяет установить этапы проведения и их содержание при проектировании учебного занятия, а с другой – лишает возможности определить сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности.
Наиболее конструктивный способ постановки целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащегося, которые можно выявить путем диагностики и контроля. Для однозначного «перевода» результатов обучения на «язык» действий учащихся необходимы следующие условия:
– построение четкой системы дидактических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия) – такая система называется педагогической таксономией;
–четкое, ясное и конкретное описание целей обучения.
Понятие «таксономия» в переводе с греческого языка означает расположение по порядку. Оно обозначает такую классификацию и систематизацию объектов (в нашем случае дидактических целей), которая построена на основе их взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные по нарастающей сложности (иерархии).
Впервые таксономия целей была разработана группой американских педагогов и психологов под руководством Б. Блума в 1956 г. Эта система целей получила широкую международную известность. Учитывая надежность таксономии при опытной проверке результатов, ее используют и в настоящее время при проектировании учебного занятия и оценке его результатов.
Таксономия целей Б. Блума характеризует следующие области деятельности учащихся и соответственно цели, которые она охватывает:
– когнитивная (познавательная) – включает широкий спектр целей: от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых при проектировании учебных процессов;
– аффективная (эмоционально-ценностная) – предполагает цели формирования и развития способностей, склонностей и интересов учащихся, переживание тех или иных чувств, их осознание и проявление в деятельности;
– психомоторная – предусматривает цели, которые связаны с формированием тех или иных видов двигательной (моторной) деятельности.
Создание надежной, достоверной системы целей необходимо любому педагогу, что позволяет ему:
– сконцентрировать усилия на главном в учебном занятии, упорядочить дальнейшую работу как учащихся, так и преподавателя;
– добиться ясности и согласованности в действиях при совместной работе с учащимися;
– создать эталоны оценки результатов обучения, чем четче сформулирована цель, тем более надежной и объективной оценке поддается конечный результат.
Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе учебного занятия или серии учебных занятий. Аффективные цели, имеющие более глубокий характер, могут быть оценены как долгосрочный результат.
В последнее десятилетие продолжалась разработка таксономии дидактических целей, однако, на сегодняшний день система Б. Блума в когнитивной области является наиболее распространенной. Основные категории учебных целей в когнитивной области представлены в табл. 1, а в аффективной области – в табл. 2.
Таблица 1