Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду
Направление подготовки
Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль подготовки
«Дошкольная дефектология»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Пермь
ПГПУ
Рецензент: _________________ (желательно внешний, назначается на заседании кафедры)
Автор-составитель: А.А. Овчинникова, Н.А. Зорина
Название дисциплины: учебно-методический комплекс дисциплины для профиля «Дошкольная дефектология» / авт.-сост. старший преподаватель кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии А.А.Овчинникова, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Н.А.Зорина, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2012. – с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».
Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП, является обязательной дисциплиной, входит в модуль «Методики общеразвивающей и общеобразовательной направленности».
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано с деканом обучающего факультета.
Декан: И.Ю.Ильина
Согласовано с Учебно-методической комиссией факультета «___»_____ 2012 г. | Рекомендовано кафедрой. Протокол № ___ «__» _______ 2012 г. Зав. кафедрой ___________ |
Содержание
1. | Цель и задачи изучения дисциплины | |
2. | Место дисциплины в структуре ООП | |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины | |
3.1. Принятая структура компетенций | ||
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций | ||
4. | Объем дисциплины | |
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы | ||
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы | ||
5. | Содержание дисциплины | |
5.1. Программа дисциплины | ||
5.2. Аннотация лекционного курса дисциплины | ||
5.3. Содержание семинарских и практических занятий | ||
5.4. Содержание лабораторных работ | ||
6. | Образовательные технологии | |
7. | Структура и график выполнения самостоятельной работы студентов | |
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов | ||
7.2. План-график самостоятельной работы студентов | ||
7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению | ||
8. | Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8.1. Базовые учебники | ||
8.2. Учебно-методическая литература | ||
8.3. Учебно-методические материалы | ||
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы | ||
8.5. Материально-техническое обеспечение | ||
9. | Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине | |
9.1. Форма и требования к проведению входного контроля | ||
9.2. Формы и содержание текущего и рубежного контроля | ||
9.2.1. Формы текущего и рубежного контроля | ||
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций | ||
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов | ||
9.3 Форма и содержание итогового контроля (промежуточной аттестации) по дисциплине |
1. Цель дисциплины:сформировать профессиональную направленность личности будущего педагога-дефектолога на основе подготовки к педагогическому руководству процессом обучения изобразительной деятельности, конструированию и трудовой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин, модуль «Методики общеразвивающей и общеобразовательной направленности» (Б3.В.ОД.4).
Для освоения дисциплины «Методика обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Специальная детская психология», «Специальная дошкольная педагогика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1)
– способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10)
- в области коррекционно-педагогической деятельности: способность ориентироваться и применять современные отечественные и зарубежные технологии и средства для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии в условиях массового, инклюзивного, специального образовательного, реабилитационного, социально-адаптационного учреждений, оценивать их эффективность (СК-5)
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
теоретические основы методики обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду детей дошкольного возраста с ОВЗ
психологические механизмы и основные этапы формирования изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности в дошкольном возрасте
результаты научных исследований в области особенностей освоения изобразительных, конструктивных, трудовых знаний, умений и навыков дошкольниками с ОВЗ
специфику организации обучения изобразительной деятельности, конструированию и трудовой деятельности в специальных дошкольных учреждениях
содержание, формы, методы обучения различным видам изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности в специальных дошкольных учреждениях
уметь:
анализировать программно-методическую литературу,
систематизировать программное содержание обучения различным видам изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
анализировать организационные формы обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду, составлять фотозапись как опорную основу для анализа
методически корректно планировать проведение занятий и других организационных форм обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду детей дошкольного возраста с ОВЗ, оценивать их результативность
владеть:
технологиями обучения изобразительной деятельности, конструированию и труду детей дошкольного возраста с ОВЗ
навыками самостоятельной работы с педагогической литературой
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплин | Кол-во час./ зач. ед. | Коды формируемых компетенций | ||
ПК-1 | ПК-10 | СК-5 | |||
Раздел 1. | Методика обучения изобразительной деятельности | ||||
1.1. | Сведения из истории методики обучения изобразительной деятельности детей с проблемами развития | СК-5 | |||
1.2. | Изобразительное искусство и его виды. Проблемы детского изобразительного творчества. Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка | ПК-1 | |||
1.3. | Возрастные особенности детского изобразительного творчества | ПК-1 | |||
1.4. | Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии | СК-5 | |||
1.5. | Задачи и принципы, коррекционная направленность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста | СК-5 | |||
1.6. | Методы и приемы обучения изобразительной деятельности. | ПК-1 | |||
1.7. | Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности. Планирование занятий по обучению изобразительной деятельности | ПК-1 | ПК-10 | ||
1.8. | Содержание, формы, методы обучения рисованию в специальных дошкольных учреждениях | ПК-1 | |||
1.9. | Содержание, формы, методы обучения лепке | ПК-1 | |||
1.10. | Содержание, формы, методы обучения аппликации | ПК-1 | |||
Раздел 2. | Методика обучения конструированию | ||||
2.1. | Конструирование как вид детской деятельности, его коррекционно-развивающее и воспитательное значение | ПК-1 | СК-5 | ||
2.2. | Задачи и содержание образовательного процесса по обучению конструированию детей с особыми образовательными потребностями | ПК-1 | |||
2.3. | Принципы, общие методы и приемы, формы обучения конструированию | ПК-1 | |||
2.4. | Методика обучения конструированию детей с нарушением интеллектуального развития | СК-5 | |||
2.5. | Методика обучения конструированию детей с нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, функций опорно-двигательного аппарата) | СК-5 | |||
2.6. | Условия организации процесса обучения конструированию детей с особыми образовательными потребностями | ПК-10 | |||
Раздел 3. | Методика обучения труду | ||||
3.1. | Основные категории методики обучения труду. Связь трудовой деятельности с психическим развитием ребенка | ПК-1 | |||
3.2. | Возрастные особенности развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии | СК-5 | |||
3.3. | Задачи и коррекционные возможности трудового воспитания детей дошкольного возраста с проблемами развития | СК-5 | |||
3.4. | Методы и приемы обучения трудовой деятельности детей с проблемами развития | ПК-1 | |||
3.5. | Формы организации обучения трудовой деятельности. Планирование занятий по обучению трудовой деятельности | ПК-1 | ПК-10 | ||
3.6. | Методика формирования гигиенических навыков и обучения самообслуживанию | ПК-1 | |||
3.7. | Методика обучения хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях | ПК-1 | |||
3.8. | Методика обучения ручному труду в специальных дошкольных учреждениях. | ПК-1 | |||
3.9. | Обучение труду в природе | ПК-1 |
Объем дисциплины