Сетка часов для 9-12 классов
Раз разделы программы (основные и дополнительные) | Количество часов | |||
Классы | ||||
всего |
Теоретические сведения 2 2 2 2 8
Гимнастика 16 16 16 16 56
Легкая атлетика 16 16 16 16 56
Лыжная подготовка 12 12 12 12 48
Волейбол 8 8 8 8 32
Баскетбол 8 8 8 8 32
Коньки 8 8 8 8 32
Материал для замены
Плавание 14 14 14 14 56
Марш-бросок 12 12 12 12 48
Подвижные игры включены в каждый раздел программы. Учитель выбирает их так, чтобы они способствовали развитию двигательных и нравственных качеств и были связаны с изучаемым разделом программы.
Эффективность упражнений для развития двигательных качеств повышается при рациональной организации занятий, обеспечивающей высокую плотность урока (выполнение упражнений фронтально, поточно или небольшими группами по «станциям» — «круговая тренировка»).
Теоретические сведения, речевой материал по технике и методике преподавания сообщаются учащимся в процессе изучения на уроке соответствующих двигательных действий, что способствует усвоению учебного материала. Правила поведения учащихся на занятиях в целях предупреждения травматизма сообщаются, начиная с IV класса и напоминаются во всех последующих классах на первых уроках по каждому разделу программы.
На уроках физической культуры необходимо проводить работу по развитию у глухих школьников навыков понимания и воспроизведения устной речи, по формированию словарного запаса. Здесь в полной мере могут быть реализованы принципы обучения устной речи: обучение произношению на базе речевого общения, сознательное и активное участие детей в учебном процессе, систематичность и последовательность обучения, прочность получаемых знаний и навыков, наглядность обучения, связь теории с практикой, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в условиях коллективной работы.
Речевой материал включает лексику и фразеологию. Лексика по разделам программы вводится главным образом при объяснении и разучивании новых двигательных действий. Фразеология усваивается и закрепляется на каждом уроке.
Все уроки физической культуры следует начинать с построения, принятия рапортов и выполнения строевых упражнений. Учитель должен требовать от своих учащихся правильного и четкого выполнения всех строевых команд, строевых приемов, физических упражнений, а также соблюдения опрятного внешнего вида, чистоты и порядка, наличия соответствующей одежды и обуви, бережного отношения к оборудованию и инвентарю. Нужно приучать учащихся быть вежливыми, воспитывать у них внимательное отношение к своим товарищам, хорошие манеры, эстетический вкус.
К уроку физической культуры предъявляются следующие требования:
1. Воздействие урока должно быть всесторонним — образовательным, воспитательным, оздоровительным, содействовать коррекции двигательной сферы.
2. Обучение и воспитание занимающихся должны осуществляться на всем протяжении урока — с первой минуты до последней. Встречающуюся в практике тенденцию — решать общеобразовательные задачи только в основной части урока — нельзя считать верной. Проводя подготовительную и заключительную части урока без образовательной «нагрузки», преподаватель занимает формальную позицию, непродуктивно затрачивает время.
3. В уроках следует всячески избегать методических шаблонов. Необходимость разнообразить содержание и методику уроков обусловлена постоянным усложнением задачи, динамикой сдвигов, происходящих в организме занимающихся, изменчивостью внешних условий.
4. Нужно вовлекать занимающихся в учебную деятельность — всех в равной мере, но в то же время с учетом индивидуальных особенностей.
5. На уроках следует ставить совершенно конкретные задачи.
Урок физической культуры в школе имеет три части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительную часть входит, прежде всего, начальная организация учащихся: обеспечение порядка при подготовке к началу занятий (переодевание, (размещение инвентаря, подготовка площадок, зала и мест занятия и т. д.), инструктаж дежурных, помощников учителя, который будут помогать при проведении отдельных упражнений в основной части урока.
Формированию необходимой установки непосредственно в начале урока способствуют: сдача рапорта, специальные упражнения на внимание, сообщение заданий урока. Во время начальной организации решается ряд частных образовательно-воспитательных задач: обучение строю, формирование правильной осанки, приучение к четкости выполнения команд, слаженности действий и т. д. На уроках в подготовительном, I и II классах учитель сам дает первые организующие команды. С III класса в начале урока класс выстраивается под руководством физорга (или дежурного), который затем рапортует учителю по установленной форме.
Постановка задач на данный урок — одно из важных условий организации. Сообщать задачи необходимо в доступной и интересной форме, учитывая возраст школьников.
Для начальной организации класса обычно требуется лишь несколько минут, после чего переходят к подготовительным упражнениям. Средствами упражнений для разминки могут быть ходьба и медленный бег, предложенный как в обычном варианте, так и с выполнением заданий (ходьба скрестными шагами, спиной вперед в полуприседе, бег подскоками и т. д.), танцевальные шаги, подвижные игры.
Общеразвивающие, подготовительные, специальные и другие упражнения даются для основных групп мышц.
Упражнения можно выполнить по одному, в парах, тройках, четверках, группами, без снарядов, со снарядами, у снарядов, на снарядах.
Упражнения могут выполняться на месте и в движении, поточно и подразделениями и т. д.
Общеподготовительные гимнастические упражнения особенно важны на уроках с учащимися младшего и среднего школьного возраста, поскольку не только обеспечивают активизацию функций организма, но и содействуют формированию правильной осанки и координации движений. У старшеклассников значительное место в подготовительной части занимают специально-подготовительные, подводящие и специальные упражнения, с помощью которых направленно создаются предпосылки для выполнения в основной части урока технически сложных упражнений.
При организации класса для выполнения упражнений пользуются различными формами построений. Примерное число упражнений от 6—8 (в I—III классах) до 10—12 (в старших классах).
Среднее число повторений 6—12 раз. Упражнения должны быть динамичными и охватывать основные группы мышц. Важно следить, чтобы они выполнялись с правильной осанкой и ритмичным глубоким дыханием.
Нагрузку следует дифференцировать в зависимости, как от возраста, так и от пола, начиная с IV класса.
Упражнения можно проводить под образный рассказ учителя, под счет, по объяснению учителя, с подсчетом учениками такта» про себя», по обусловленному заданию (когда внимание упражняющегося обращается главным образом на результат действия), с установкой на соревнование (кто, какая колонна, какая группа проделала упражнение лучше!
Общая длительность подготовительной части урока имеет продолжительность 8—12 мин.
Основная часть урока может иметь относительно простую структуру (когда содержание урока однородно, например подвижная игра). И сложную, состоящую из нескольких подчастей — по числу основных упражнений или видов деятельности, включаемых в урок (например: бег, прыжки и метания — на уроках легкой атлетики; опорный прыжок, равновесие на бревне и лазание по канату — на уроках гимнастики и т. д.).
Состав упражнений в основной части комплексного урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние, причем, сочетая упражнения, следует использовать возможность положительного переноса двигательных навыков и не допускать тормозящего действия отрицательного переноса. Обучение новым, особенно технически сложным, двигательным действиям проводят обычно в начале основной части урока, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки — в середине или ближе к концу основной части.
Число повторений отдельных упражнений зависит от задач урока, сложности заданий, их общего количества в уроке, условий, в которых проводятся занятия, и методов организации учащихся. Если каждый учащийся успевает выполнить упражнение лишь 1—2 раза, это, как правило, признак неверной организации урока. Общая продолжительность основной части урока 25—-30 мин.
Заключительная часть школьного урока физической культуры— как для физиологически оправданного завершения его (постепенный перевод организма учеников из состояния повышенной функциональной активности в состояние, близкое к исходному), так и для создания определенных предпосылок к последующим занятиям, в том числе и к следующему уроку по другим предметам.
В заключительной части обычно применяются строевые упражнения, упражнения на дыхание, на расслабление и снятие мышечной напряженности, на внимание и другие, не связанные с интенсивными нагрузками (включая и спокойные игры, главным образом в младших классах), предлагается материал для речевого развития.
В конце урока учитель кратко подводит итоги, оценивает дисциплину, общие успехи и недостатки, сообщает или напоминает о заданиях на дом. Задания на дом можно давать всему классу, группам учеников и отдельным ученикам по ходу урока для закрепления и частичного освоения пройденного материала, совершенствования двигательных качеств, предупреждения или исправления некоторых отклонений в физическом развитии, а также в целях содействия организации содержательного и здорового досуга детей вне школы (комплекс упражнений для утренней зарядки и физкультминуток во время приготовления уроков дома, примерные игры для проведения их со сверстниками и т. д.). Содержание заданий на дом должно быть доступным и не связанным с опасностью травматизма и перегрузками. Средняя продолжительность заключительной части урока — до 5 мин в младших классах и 2—3 мин — в старших.
Качество урока, успешное решение поставленных задач во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно учитель готовится к уроку.
При подготовке к уроку учителю следует обратить внимание на следующее: а) составление конспекта (плана) урока, б) подготовка учащихся к уроку, в) подготовка мест проведения занятий, в) личная подготовка.
Готовясь к уроку физической культуры, учитель составляет конспект или план урока. Конспект отличается от плана тем, что в нем наиболее подробно изложено содержание урока и даются указания по организации и методике обучения и воспитания. В учебно-методических руководствах имеются указания о том, что учителю необходимо составлять план урока. В то же время для молодых специалистов, не имеющих достаточного опыта работы, рекомендуется написание конспекта. Остановимся на методике составления этих документов.
Независимо от того, какой урок надо провести (гимнастика, легкая атлетика, игры и т. д.), в конспекте должны быть отражены: а) основные педагогические задачи урока, б) средства физического воспитания, в) нормы дозировки физической нагрузки,
г) замечания по организации и методике обучения и воспитания,
д) мероприятия по привлечению актива к организации урока, е) домашнее задание, ж) речевой материал.
Составление конспекта урока начинается с определения педагогических задач: образовательных, воспитательных, оздоровительных, коррекционных.
Формулировка их должна быть простой, конкретной, глаголы ставятся в повелительном наклонении. Наиболее распространенные задачи урока следующие: научить — если есть возможность — упражнению за одно занятие. Например: поворотам направо и налево, технике прыжка в длину с места, положению высокого старта, перебрасыванию мяча двумя руками от груди и т. д. Учить — если процесс обучения длителен. Кроме того, употребляются глаголы: ознакомить, познакомить, рассказать, разъяснить, разучить, повторить, закрепить, совершенствовать, развивать, воспитывать, тренировать, проверить, выяснить, уценить, напомнить (требования), дать (задание), подвести (итоги), провести (соревнование).
Проведение урока связано с местом занятий: площадка, зал, бассейн, пересеченная местность (парк, шоссе и т. д.). Поэтому в конспекте обязательно отмечается место занятия. Кроме того, определяется необходимое количество; спортивного инвентаря. Например: 40 малых мячей, 20 гранат, 40 скакалок, планка, лопата, грабли, снаряды и инвентарь для проведения игр (подвижных, спортивных).
Конспект урока содержит следующие разделы:
1. Часть урока и содержание (средства).
2. Дозировка.
3. Организационные и методические указания.
4. Замечания по уроку.
В содержании дается перечень всех упражнений и средств для подготовительной, основной и заключительной части урока.
Дозировка может быть выражена во времени, количестве повторений, метраже или километраже, скорости движения (время пробегания отрезков), массе снарядов и т. д.
К организации урока относятся: место и способ построения, расположение мест занятий, расстановка снарядов в зале, направление и способ перехода от одного места занятия к другому (в обход по залу, площадке, кратчайшим путем, шагом, бегом с выполнением заданий). Выделение ответственных за подготовку мест занятий, установку и уборку снарядов, матов, инвентаря. Разметка площадки, зала для проведения различных игр, выполнение заданий, назначение помощников (общественных инструкторов), требования по страховке и по предупреждению травматизма, соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения урока.
К методическим относятся указания, помогающие правильному выполнению упражнений, предупреждению или исправлению ошибок в двигательных действиях, времени и месте сообщения специальных знаний, использованию технических средств обучения, методах обучения, оценки знаний, навыков и умений, формированию правильной осанки , страховке и помощи, выполнению домашних заданий, использованию средств закаливания. Подбор упражнений для частей урока необходимо проводить в следующем порядке.
Для подготовительной части, после построения и выполнения строевых команд и перестроений, ученикам даются упражнения в ходьбе и медленном беге, как в обычном варианте, так и с выполнением заданий. Бег оканчивается переходом на ходьбу и перестроением для выполнения упражнений типа «разминки».
Первым должно быть корригирующее упражнение «на осанку», затем упражнение для рук и плечевого пояса. В этих упражнениях акцент дается на те группы мышц, связки и суставы, на которые в основной части урока ляжет основная физическая нагрузка.
Следующая группа упражнений — для туловища, затем для туловища и ног, и в заключение необходимо предложить подскоки, прыжки или беговые упражнения или ускорения, если занятие проводится на площадке. После выполнения прыжков или беговых упражнений ученики переходят на ходьбу с замедлением ее темпа.
Количество повторений упражнений в подготовительной части различно: если упражнения даются на большие группы мышц, и они связаны с большими напряжениями, то повторения незначительны (4—8 раз), если упражнения даются на небольшие группы мыши, количество повторений возрастает до 12—16 раз, а в прыжковых упражнениях они доводятся до 40—50.
В основной части урока упражнения подбираются так, чтобы они помогли решить те задачи, которые стоят перед уроком. Если идет начальное обучение или изучается сложная техника движений, то таких упражнений дается 2—4, если же идет повторение изученного или совершенствование техники, то количество подводящих и специальных упражнений может возрасти до 4—6. При этом необходимо учитывать, как эти упражнения будут выполняться: поточно, когда паузы отдыха слишком велики, или одновременно (группами, как, например, бег со старта или всем классом: подвижные или спортивные игры, кроссовый бег и т. д.). Моторная плотность занятий прямо зависит от количества «рабочих мест» и достаточного количества инвентаря.
Если в основной части урока запланирована игра или эстафета, то она проводится в конце основной части урока.
Заканчивается основная часть медленным бегом (если бег не был запланирован) с переходом на ходьбу с замедлением темпа движения.
В заключительной части урока даются: разновидности ходьбы и фигурной маршировки, подвижные игры небольшой интенсивности. Даются или проверяются знания по теоретическим сведениям и основным правилам судейства изучаемых видов, подводятся итоги урока, даются задания на дом, закрепляются слова, речевой материал.
Система записи материалов в конспекте урока может быть различна по терминологии. В основном пользуются тремя видами записи: гимнастическая терминология, описательная и графическая.
Гимнастическая терминология употребляется при изучении нового материала, если упражнение может быть расчленено на элементы или основные связи элементов; при выполнении плоскостных упражнений, когда каждое движение точно оговорено в своем пространственном выполнении (например, вольные упражнения); при выполнении упражнений в группах (пары, тройки, четверки и т. д.), когда необходим единый ритм выполнения.
1. При записи общеразвивающих упражнений следует указывать:
а) исходное положение (и. п.);
б) название движения — основной термин (наклон, поворот, присед);
в) направление движения—дополнительный термин (вправо,
назад);
г) конечное положение (к. п.).
Например: и. п.— стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — наклон вправо, руки вверх, 2— и. п., 3—наклон влево, руки вверх, 4 — и. п.
2. При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, указывается раньше основное (выполняемое ногами, туловищем), а затем дополнительные движения.
Например: н. п.,— стойка ноги врозь. 1 —наклон, прогнувшись, руки в стороны, 2 — н. п.
3. При записи движений, выполняемых отдельными частями тела, одно от другого принято отделять запятой. Запись упражнения надо начинать с указания исходного положения ног (стойка ногами).
Например: и. п.— основная стойка (о. с.). 1 — присед, левую руку вперед, правую в сторону, 2 — и. п.
4. При записи упражнений с предметами указывается радиус движения (средний, полный) и положение предмета по отношению к исполнителю (за рукой, за головой). При описании положения рук указывается предмет.
Например: и. п.— стойка ноги врозь, палка вправо. 1 — малый круг книзу за рукой, 2 — н. п.
5. При записи упражнений на гимнастических снарядах указывается:
а) н. п.— вис, упор, из размахивания; б) название движения — основной термин (подъем, спад, оборот); в) способ выполнения — дополнительный термин (махом, разгибом); г) направление движения (влево, назад, вправо); д) к. п.— в вис, в упор, сзади.
6. При записи учебных комбинаций принято отдельные элементы разделять знаком (—) тире.
Например: па перекладине размахивание — подъем в упор правой — оборот вперед.
7. При записи упражнений для соревнований каждый элемент записывается с абзаца, а справа указывается трудность в баллах.
Например: на брусьях размахивание в упоре на руках ......1,0;
подъем махом вперед .......2,5.
Для начала упражнений, независимо от того, как оно будет выполняться, подается команда: «Упражнение начинай!». Для принятия исходного положения при выполнении общеразвивающих упражнений подается команда: «Исходное положение принять!», или «Сесть!», или «Лечь!». Для окончания упражнений подается команда: «Стой!» или «Закончить упражнение!», если этому предшествовала команда: «Приступить к выполнению упражнения!», а при выполнении упражнений в движении: «Обычным шагом (бегом) — марш!».
Описательная терминология употребляется тогда, когда движение не имеет стандартных параметров (например, бросок мяча от груди двумя руками, прыжок в высоту или положение «натянутого лука» при метании малого мяча или гранаты и т. д.). Это даст возможность индивидуализированного выполнения техники упражнения, создания собственного ритма при выполнении двигательных действий.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ
Планирование имеет важное значение в процессе занятия по физическому воспитанию в школе для глухих детей. Оно дает возможность ставить задачи, анализировать проведенную работу, видеть се результаты, совершенствовать формы, методы и средства педагогической деятельности.
Документами по планированию физического воспитания являются:
1. Учебный план.
2.Программа по физической культуре для школ глухих детей.
3. График прохождения учебного материала.
4. Рабочий план.
5. План-конспект занятий.
6. Расписание занятий.
Планирование по физическому воспитанию в школе для глухих детей состоит из распределения программного материала для всех классов по учебным четвертям. При этом следует учитывать базу школы и местные климатические условия. В этом плане следует определить последовательность прохождения разделов программы различных видов.
В первой и в конце четвертой четверти изучают легкоатлетические виды упражнений, развивающие скоростно-силовые качества и выносливость, во второй — гимнастику, в третьей — игры и кроссовую подготовку, лыжи. В конце четвертой четверти предлагают бег, прыжки, метания.
Учебный план — это документ планирования работы в школе для глухих детей. В нем указаны дисциплины, которые следует изучить. Создание проекта плана мероприятий по физическому воспитанию поручается старшему учителю по физической культуре.
В учебный план включают только основные мероприятия. Содержание их формулируется конкретно, с указанием сроков проведения.
I. Административно-организационная и хозяйственная работа. Распределение мест для учебных и внеклассных занятий (зал, стадион, площадка), строительство площадок, приобретение оборудования и изготовление в школьных мастерских инвентаря и нестандартного спортивного оборудования.
При составлении плана-графика использования в школе спортивных сооружений необходимо равномерно распределять помещения и площадки между всеми классами.
Уроки легкой атлетики рекомендуем проводить на открытом воздухе: на школьных площадках, стадионах, в скверах, парках, лесу.
II. Учебная работа. В этот раздел входит составление планирования по физическому воспитанию, контроль за оценками по данным предварительного, текущего и итогового учета, организация занятий по физической культуре на уроках и во внеурочное время.
III. Внеклассная и внешкольная работа. В ней определяют формы занятий, возрастно-половой и количественный состав глухих, руководителя занятий и его помощников, основные школьные массовые мероприятия, подготовку общественных инструкторов и судей по физическому воспитанию в школах-интернатах для глухих детей, виды легкой атлетики, количество учащихся, сроки.
IV. Работа комсомольской, пионерской и ученической организаций. Проведение собраний сборных команд школы по различным видам спорта, проведение выборов старосты, физорга, их помощников в классах при составлении планов мероприятий, а также отчеты физоргов по составлению заявок, положений о соревнованиях по классам.
V. Работа педагогического совета и его органов может содержать: вопросы плана работы по физическому воспитанию, оздоровительно-спортивных мероприятий, перспективный план развития легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр в школе, а также вопросы, которые предлагается рассмотреть в методических объединениях учителей младших классов по организации и проведению занятий по физическому воспитанию.
VI. Санитарно-оздоровительная работа включает: медицинские осмотры глухих учащихся перед соревнованиями по различным видам спорта, организацию занятий в летнем пионерском оздоровительном лагере для глухих детей.
VII. Работа с родителями глухих учащихся. Указывают сроки проведения бесед и родительских собраний о контроле за выполнением глухими детьми оздоровительного бега и водных процедур после бега. Сообщают родителям сведения, связанные с изучением техники физических упражнений, о результатах контрольных тестов, проведении лекций по вопросам физического воспитания, об организации открытых уроков, выступлений лучших спортсменов среди занимающихся на школьных вечерах. Привлекают наиболее подготовленных и активных родителей для помощи в руководстве спортивных секций, в проведении подвижных игр, дня бегуна, прыгуна, метателя.
VIII. Повышение квалификации учителя. Изучение новых программ по физической культуре для глухих и слабослышащих детей, научной и методической литературы, подготовка сообщений об опыте работы для участия в педагогических чтениях по легкой атлетике, аннотирование новой литературы по специальной педагогике.
Учебный план по физическому воспитанию в школах-интернатах для глухих детей, куда входят вопросы легкой атлетики, составляется в начале второго полугодия.
Министерством просвещения СССР в 1987 году утверждена программа по физической культуре для школ глухих детей, состоящая из следующих разделов:
1. Объяснительной записки, в которой показывается, как пользоваться программным материалом, и даются некоторые методические указания по построению занятий с данной категорией детей, особенности их физической подготовленности и функционального состояния организма.
2. Основного содержания, в котором приводится подробный перечень теоретического, практического и речевого материала, подлежащего изучению по классам.
3. Требований к учащимся.
Особенность учебной программы по физической культуре заключается в более полном обеспечении «физической образованности» учащихся школ, в обучении их наиболее необходимым навыкам и умениям.
В учебную программу всех классов с IV по XII впервые включен специальный раздел «Навыки и умения самостоятельных занятий». Это содействует внедрению физической культуры в быт каждой семьи.
Особую значимость в этом отношении приобретают домашние задания.
Новой программе придан вариативный, гибкий характер. При различных климатических условиях регионов нашей страны наличие конкретных возможностей в самих школах позволит рациональнее использовать содержание новой программы.
В учебной программе по физической культуре предусмотрен дифференцированный подход к содержанию занятий с девушками. В программу введен еще один вид спортивной игры — футбол.
Наряду с включением в программу для слышащих детей нового материала из нее исключены сложные виды легкой атлетики, требующие значительного времени для их освоения (например, прыжки в высоту способом «перекидной», в длину — «ножницы»). Исключение этих видов, а также упрощение ряда других легкоатлетических упражнений повысят возможность достижения более высокой моторной плотности урока, его динамичности и интенсивности.
Программа по физической культуре для школ глухих детей представлена теоретическими сведениями. В ней выделен специальный раздел — словарь и фразеология, указаны требования к учащимся.
Следует отметить, что в программе отсутствуют такие разделы, как «Навыки и умения самостоятельных занятий», «Межпредметные связи», в разделе «Требования к учащимся» не указаны домашние задания.
Кроссовый бег предлагается слышащим сверстникам на более длинные отрезки (до 2500 м). У глухих школьников бег на выносливость представлен в беговых дистанциях от 300 до 500 м без учета времени.
Марш-бросок в общеобразовательной школе слышащим школьникам не предлагается. В школе глухих детей данный вид на занятиях по легкой атлетике также не проводится.
Глухим школьникам сложнее справиться с такими техническими видами, как толкание ядра, прыжок в высоту с разбега способом «перекидной», прыжок в длину с разбега способом «ножницы». Однако данные виды легкой атлетики находят отражение в программе по физической культуре для школ глухих детей.
Таким образом, при планировании учебного материала по физической культуре в школе для глухих детей следует учитывать не только особенности физической подготовленности и функционального состояния организма глухих школьников, но и новейшие данные, которые предлагаются для слышащих школьников. При этом следует строго дифференцировать физические упражнения в зависимости от пола, возраста, климатических условий.