VIII. Домашнее задание

У. Дома нарисуйтерисунки к рассказам из русскойле­тописи.

Ю- Клюева

Тема. «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Цели урока. Познакомить детей с историей праздника; разви­вать речь, мышление, память.

Учитель. Сегодня Православная Церковь вспоминает Вве­дение во храм Пресвятой Богородицы. А мы в нашем классе решили устроить праздник и пригласить гостей. Давайте рас­скажем им, что мы знаем о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Дети. У родителей Божией Матери - праведных Иоакима и Анны — не было детей, и они дали обет Богу, что если родится у них ребенок, то они посвятят его Богу. Через не­сколько месяцев родилась у святых Иоакима и Анны Дочь, которую назвали Марией. Это было для них большой радос­тью, за которую они благодарили Бога.

- Праведные Иоаким и Анна не забыли обещание, данное ими Богу. Когда Марии минуло три года, они собрали своих соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажженными свечами, повели свою Дочь к огромному Иерусалимскому храму.

— К храму вели высокие каменные ступени. По этим ступе­ням трехлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помо­щи родителей. У входа ожидал Отроковицу Марию первосвя­щенник (самый старший священник). Он ввел Марию не только в храм, но и в Святая Святых; то есть туда, куда только он сам имел право войти один раз в год.Он сделал это

Введение во храм Пресвятой Богородицы199

потому, чтознал: Дева Мария будет .Матерью Спасителя мира.

Дева Мария осталась при храме. Она молилась, училась и трудилась, готовя себя к служению Богу и людям.

У. Каждый человек в своей жизни должен стремиться подняться по ступеням добродетелей к своему храму. Давай­те вспомним некоторые добродетели, но сначала отгадайте загадки.

Три дочери, три дочери и мать. Их имена, конечно, надо знать:

Премудрость Божия для нас ихродила И имена им добродетелей дала. Ответь скорей, какие имена Душа в себе самой взраститьдолжна?Д. Вера, Надежда,Любовь, София. У. У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко. Для души приобрету Я у Бога... Д. Доброту. У. Для того, чтоб жил я в мире, Уголок у нас в квартире. Тут иконы по порядку, Тут горит у нас лампадка, Здесь лежат святые книжки. Только маленький братишка Мне мешает. Ну и пусть! Утром, вечером... Д, Молюсь. У. Стол у Павлика в порядке, И на месте все тетрадки, И портфель. И нам понятно:

Павлик ~ мальчик... Д. Аккуратный. У. Для сестренок и братишек Зайцев он хранит и мишек, Они долго будут живы:

Юра - мальчик... Д. Бережливый. У. Чтоб не плаватьбез ветрил,

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Чтоб маяк пред вами был,

Исполнялась жизни мера,

Нам нужна лишь наша... . Д. Вера. У. Отложу теперь конфету,

Телевизор отключу,

Потому что в воскресенье

Причащаться я хочу,

Ведь уже говеть я начал —

Вот что это слово значит;

Я должен с прилежанием

Учиться... Д. Воздержанию.

У. А теперь гостям мы покажем сценки,которые подгото­вил наш класс. Из этих сценок вы узнаете,как должен посту­пать каждый православный христианин.

Дети разыгрывают сценку «Семьдесят раз семь»(по мотивам рассказа Ч. Диккенса).

Действующие лица

Федя.

Лиза (сестраФеди).

Ведущий.

Дядя.

На сцене сидитЛиза с книгой в руках.

Лиза (читает), «...если брат твой согрешит пред тобою семь раз в один день и семь раз в один день приступит к тебе и скажет: «Я раскаиваюсь» - ты должен простить ему...»

На сцену выбегаетФедя с книгой.

Федя. Какая жалость! В такой день. в школе сидеть.(С раз­дражением бросает книгуна стол.}

Лиза. Федя, этоже моя «Арифметика»!Ты же знаешь, как я ее берегла!

Федя. И правда,твоя. А я думал- моя. Лиза, я не нароч­но, прости меня.

Лиза. Хорошо. Я думаю, чтопрощу! (Вполголоса произно­сит: «Раз!»)Пойдем в школу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы201

Дети идут по сцене.

Федя. Лиза, смотри, какая громаднаясобака! Глаза, как угли, и язык висит - наверное, бешеная!

Лиза в испуге бежит, падает и начинает плакать.

Лиза. Федя, как тебе не стыдно! Это вовсе не бешеная собака, а Шарик, который и мухи не обидит.

Федя. Ах, Лиза, я не знал, что ты упадешь. Мне только хотелось, чтобы ты пробежалась немножко. Я очень жалею, что ты ушиблась. Не можешь ли ты меня простить?

Лиза. Постараюсь. (Тихо произносит: «Два!»)

Дети уходят со сцены.

Ведущий. В школе Федя продолжал обижать сестру.Во-первых, он взял у Лизы карандаш и потерял его; затем шалун протянул ноги, так что когда Лиза проходила мимо, она упала под общий смех. В течение остального дня Лиза претерпела от Феди еще другие обиды, о которых было бы слишком долго рассказывать.Но посмотрим, что случилось после занятий.

Дети выходят на сцену.

Лиза. Ой, Федя, начинается дождь.

Федя. Не волнуйся, у меня есть зонтик. (Раскрывает зон­тик.)

Лиза. Осторожнее!Ты так раскачиваешь зонтик, что с него капает прямо на меня!

Федя. Надеюсь, ты не умрешь от нескольких капель.

Дети подходят к своему дому (край сцены).Федя сворачивает зонтик.Лиза осматривает себя.

Лиза. Посмотри, на моем платье остались теперь отводы сзонта грязные пятна. (Плачет.)

Федя. Честное слово, Лиза, я этоне нарочно! Еслибы ты знала, до чего мне тебя жаль, ты,наверное, простила бы

меня.

Лиза (с усилием). Я тебя прощаю.(Считает по пальцам.) Один, два, три, четыре, пять. шесть, семь!

Федя. Что ты целый день считаешь?

Лиза не отвечает и весело отбегает в другой конец сцены.

202КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Лиза. Семь раз1Ах как это было трудно и как я рада, что большепрощать не нужно! Я просто не выдержала бы больше.

Ведущий. После обеда дети должны были готовить уроки к следующему дню.

Федя (зевает).Ох. ох, ох! Прежде чем примусь за эти уроки, которые мне так надоели, заведем-ка одинраз музы­кальную шкатулку, которую тебе подарил дядя. .

Лиза. Хорошо. (Убегает и приносит шкатулку. Пробует ее завести.) Ничего не получается.

Федя. Не бойся, Лиза, я ее сейчаспочиню. (Торопливо выхватывает, шкатулку из рук Лизы и роняет ее.) Милая Лиза, ведь она теперь совсем испорчена. Простишь ли ты меня когда-нибудь?

Лиза. Нет! Не хочу, теперь прощать, да, впрочем, и не нужно больше: это в восьмой раз! Бедная моя милая шкатул­ка! Ты это нарочно сделал, злой мальчишка! Сейчас же побе­гу в твою комнату, изорву твоего бумажного змея и испорчу все, что попадется на глаза.

Лиза бежит и натыкается наДядю.

Дядя. Что случилось такое?

Лиза. Федн весь день обижает меня, и я его прощала! А те­перь он сломал мою шкатулку.

Дядя. Итак, Лиза, ты думаешь, что теперь ты имеешь пол­ное право злиться?

Лиза. Да, я имею на это полноеправо. Я простила его ровно семь раз. Это уже восьмой.

Дядя. Так ты, значит, не знаешь, что в другой раз Господь сказал апостолу Петру, что надо прощатьбрату семьраз и еще семьдесят раз семь? '

Лиза. Семь да еще семьдесятраз семь!Нет, нет!Этого я никак не могу!

Федя. Я тебе подарю мою новую книгу с путешествиями, Лиза! Буду копить деньги, пока не куплютебе новую шкатулку!

Дядя. Ну хорошо, пусть будет по-твоему. Только советую тебе не читать больше «Отче наш».

Лиза. Это почему же?

Дядя. Да ты только подумай, каковотебе будетсказать Богу: «И остави нам долги наша,якоже и мыоставляем

Введение во храм Пресвятой Богородицы203

должником нашим»,то есть прости меня.Господи, как я прощаю Федю.

Лиза. Нет, я не смогу обходитьсябез «Отче наш», Я про­щаю тебя' (Бросается к Феде.)

Ведущий. С тех пор шалун Федя сделался гораздо нежнее и внимательнее к своей сестренке, а если вы спросите его:

«Сколько раз Лиза прощает тебя теперь, по-прежнему семь раз?», он ответит вам: «Лиза так добра, что не считает боль­ше, а я не смею считать. Я и без счета уверен, что она проща­ет меня все семьдесятраз семь!»

Далее дети разыгрывают сценку «Зависть» (по рассказу Ц.Ве-текам).

Действующие лица

Аня (старшая сестра). Марийка (младшая сестра). Мама.

Действие 1

На сцене комната Ани.

Аня. Если честно признаться, то я очень завидую своей младшей сестре Марийке. Ей все дается легче, чем мне:

учеба, хорошее поведение, любовь к другим. Даже радовать­ся ей легче, чем мне. Марийка выглядит всегда очень хоро­шо, она всегда что-нибудь такое придумывает, над чем даже взрослые весело смеются. А я совсем другая. Мне с трудом удается завоевывать симпатию окружающих, да и знания мне не даются без усилий. А как я хотелабы быть в центре внимания, хоть иногда.Но ничего, скоро мой день рожде­ния. Меня все будут поздравлять и даритьподарки только мне одной.

ВходитМама.

Мама. Аня, скоро твой день рождения, однакои Марийкане должна остаться без подаркам У меняесть идея...

Аня (б сторону). Ах, я рано радовалась. Опятьто,же са­мое, мамин любимый принцип ~ делиться с другими. А я так надеялась, что одинраз обойдется безэтого принципа.

204 КОНСПЕКТЫУРОКОВ

Мама. Можетбыть, подарим Марийке красивую ткань? Завтра пойдем в магазин, и ты ее выберешь для Марийки, хорошо?

Аня. Как скажешь, мама.

Мама уходит.

Авя (плачет). Так нечестно, лишь бы причину найти, что­бы Марийку баловать.

Действие 2

На сцене магазин тканей.На столах лежат разные ткани. Вхо­дятАня с Мамой.

Аня (смотритна красивую голубую ткань с. белыми ро­машками). Какая красота!

Мама (подходит к Ане,рассматривает.'голубую ткань). Ну как?

Аня (быстро отворачивается).Нет. (Показывает на се­рую ткань с желтыми пятнами.)Эту!

Мама. Ну хорошо, эту так эту.

Мама берет ткань, и они уходят.

Д е й с т в и е 3 Аня, задумавшись,, сидит за столом, вбегаетМарийка.

Аня. Это зависть ~ серая, серая, с желтыми пятнами. Зав­тра мой день рождения. (Вздыхает.) И Марийка получит серое платье.

Наши рекомендации