VIII. Домашнее задание
У. Дома нарисуйтерисунки к рассказам из русскойлетописи.
Ю- Клюева
Тема. «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Цели урока. Познакомить детей с историей праздника; развивать речь, мышление, память.
Учитель. Сегодня Православная Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы. А мы в нашем классе решили устроить праздник и пригласить гостей. Давайте расскажем им, что мы знаем о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Дети. У родителей Божией Матери - праведных Иоакима и Анны — не было детей, и они дали обет Богу, что если родится у них ребенок, то они посвятят его Богу. Через несколько месяцев родилась у святых Иоакима и Анны Дочь, которую назвали Марией. Это было для них большой радостью, за которую они благодарили Бога.
- Праведные Иоаким и Анна не забыли обещание, данное ими Богу. Когда Марии минуло три года, они собрали своих соседей и родных с их детьми и торжественно, с зажженными свечами, повели свою Дочь к огромному Иерусалимскому храму.
— К храму вели высокие каменные ступени. По этим ступеням трехлетняя Мария взошла сама, как взрослая, без помощи родителей. У входа ожидал Отроковицу Марию первосвященник (самый старший священник). Он ввел Марию не только в храм, но и в Святая Святых; то есть туда, куда только он сам имел право войти один раз в год.Он сделал это
Введение во храм Пресвятой Богородицы199
потому, чтознал: Дева Мария будет .Матерью Спасителя мира.
Дева Мария осталась при храме. Она молилась, училась и трудилась, готовя себя к служению Богу и людям.
У. Каждый человек в своей жизни должен стремиться подняться по ступеням добродетелей к своему храму. Давайте вспомним некоторые добродетели, но сначала отгадайте загадки.
Три дочери, три дочери и мать. Их имена, конечно, надо знать:
Премудрость Божия для нас ихродила И имена им добродетелей дала. Ответь скорей, какие имена Душа в себе самой взраститьдолжна?Д. Вера, Надежда,Любовь, София. У. У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко. Для души приобрету Я у Бога... Д. Доброту. У. Для того, чтоб жил я в мире, Уголок у нас в квартире. Тут иконы по порядку, Тут горит у нас лампадка, Здесь лежат святые книжки. Только маленький братишка Мне мешает. Ну и пусть! Утром, вечером... Д, Молюсь. У. Стол у Павлика в порядке, И на месте все тетрадки, И портфель. И нам понятно:
Павлик ~ мальчик... Д. Аккуратный. У. Для сестренок и братишек Зайцев он хранит и мишек, Они долго будут живы:
Юра - мальчик... Д. Бережливый. У. Чтоб не плаватьбез ветрил,
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Чтоб маяк пред вами был,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша... . Д. Вера. У. Отложу теперь конфету,
Телевизор отключу,
Потому что в воскресенье
Причащаться я хочу,
Ведь уже говеть я начал —
Вот что это слово значит;
Я должен с прилежанием
Учиться... Д. Воздержанию.
У. А теперь гостям мы покажем сценки,которые подготовил наш класс. Из этих сценок вы узнаете,как должен поступать каждый православный христианин.
Дети разыгрывают сценку «Семьдесят раз семь»(по мотивам рассказа Ч. Диккенса).
Действующие лица
Федя.
Лиза (сестраФеди).
Ведущий.
Дядя.
На сцене сидитЛиза с книгой в руках.
Лиза (читает), «...если брат твой согрешит пред тобою семь раз в один день и семь раз в один день приступит к тебе и скажет: «Я раскаиваюсь» - ты должен простить ему...»
На сцену выбегаетФедя с книгой.
Федя. Какая жалость! В такой день. в школе сидеть.(С раздражением бросает книгуна стол.}
Лиза. Федя, этоже моя «Арифметика»!Ты же знаешь, как я ее берегла!
Федя. И правда,твоя. А я думал- моя. Лиза, я не нарочно, прости меня.
Лиза. Хорошо. Я думаю, чтопрощу! (Вполголоса произносит: «Раз!»)Пойдем в школу.
Введение во храм Пресвятой Богородицы201
Дети идут по сцене.
Федя. Лиза, смотри, какая громаднаясобака! Глаза, как угли, и язык висит - наверное, бешеная!
Лиза в испуге бежит, падает и начинает плакать.
Лиза. Федя, как тебе не стыдно! Это вовсе не бешеная собака, а Шарик, который и мухи не обидит.
Федя. Ах, Лиза, я не знал, что ты упадешь. Мне только хотелось, чтобы ты пробежалась немножко. Я очень жалею, что ты ушиблась. Не можешь ли ты меня простить?
Лиза. Постараюсь. (Тихо произносит: «Два!»)
Дети уходят со сцены.
Ведущий. В школе Федя продолжал обижать сестру.Во-первых, он взял у Лизы карандаш и потерял его; затем шалун протянул ноги, так что когда Лиза проходила мимо, она упала под общий смех. В течение остального дня Лиза претерпела от Феди еще другие обиды, о которых было бы слишком долго рассказывать.Но посмотрим, что случилось после занятий.
Дети выходят на сцену.
Лиза. Ой, Федя, начинается дождь.
Федя. Не волнуйся, у меня есть зонтик. (Раскрывает зонтик.)
Лиза. Осторожнее!Ты так раскачиваешь зонтик, что с него капает прямо на меня!
Федя. Надеюсь, ты не умрешь от нескольких капель.
Дети подходят к своему дому (край сцены).Федя сворачивает зонтик.Лиза осматривает себя.
Лиза. Посмотри, на моем платье остались теперь отводы сзонта грязные пятна. (Плачет.)
Федя. Честное слово, Лиза, я этоне нарочно! Еслибы ты знала, до чего мне тебя жаль, ты,наверное, простила бы
меня.
Лиза (с усилием). Я тебя прощаю.(Считает по пальцам.) Один, два, три, четыре, пять. шесть, семь!
Федя. Что ты целый день считаешь?
Лиза не отвечает и весело отбегает в другой конец сцены.
202КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Лиза. Семь раз1Ах как это было трудно и как я рада, что большепрощать не нужно! Я просто не выдержала бы больше.
Ведущий. После обеда дети должны были готовить уроки к следующему дню.
Федя (зевает).Ох. ох, ох! Прежде чем примусь за эти уроки, которые мне так надоели, заведем-ка одинраз музыкальную шкатулку, которую тебе подарил дядя. .
Лиза. Хорошо. (Убегает и приносит шкатулку. Пробует ее завести.) Ничего не получается.
Федя. Не бойся, Лиза, я ее сейчаспочиню. (Торопливо выхватывает, шкатулку из рук Лизы и роняет ее.) Милая Лиза, ведь она теперь совсем испорчена. Простишь ли ты меня когда-нибудь?
Лиза. Нет! Не хочу, теперь прощать, да, впрочем, и не нужно больше: это в восьмой раз! Бедная моя милая шкатулка! Ты это нарочно сделал, злой мальчишка! Сейчас же побегу в твою комнату, изорву твоего бумажного змея и испорчу все, что попадется на глаза.
Лиза бежит и натыкается наДядю.
Дядя. Что случилось такое?
Лиза. Федн весь день обижает меня, и я его прощала! А теперь он сломал мою шкатулку.
Дядя. Итак, Лиза, ты думаешь, что теперь ты имеешь полное право злиться?
Лиза. Да, я имею на это полноеправо. Я простила его ровно семь раз. Это уже восьмой.
Дядя. Так ты, значит, не знаешь, что в другой раз Господь сказал апостолу Петру, что надо прощатьбрату семьраз и еще семьдесят раз семь? '
Лиза. Семь да еще семьдесятраз семь!Нет, нет!Этого я никак не могу!
Федя. Я тебе подарю мою новую книгу с путешествиями, Лиза! Буду копить деньги, пока не куплютебе новую шкатулку!
Дядя. Ну хорошо, пусть будет по-твоему. Только советую тебе не читать больше «Отче наш».
Лиза. Это почему же?
Дядя. Да ты только подумай, каковотебе будетсказать Богу: «И остави нам долги наша,якоже и мыоставляем
Введение во храм Пресвятой Богородицы203
должником нашим»,то есть прости меня.Господи, как я прощаю Федю.
Лиза. Нет, я не смогу обходитьсябез «Отче наш», Я прощаю тебя' (Бросается к Феде.)
Ведущий. С тех пор шалун Федя сделался гораздо нежнее и внимательнее к своей сестренке, а если вы спросите его:
«Сколько раз Лиза прощает тебя теперь, по-прежнему семь раз?», он ответит вам: «Лиза так добра, что не считает больше, а я не смею считать. Я и без счета уверен, что она прощает меня все семьдесятраз семь!»
Далее дети разыгрывают сценку «Зависть» (по рассказу Ц.Ве-текам).
Действующие лица
Аня (старшая сестра). Марийка (младшая сестра). Мама.
Действие 1
На сцене комната Ани.
Аня. Если честно признаться, то я очень завидую своей младшей сестре Марийке. Ей все дается легче, чем мне:
учеба, хорошее поведение, любовь к другим. Даже радоваться ей легче, чем мне. Марийка выглядит всегда очень хорошо, она всегда что-нибудь такое придумывает, над чем даже взрослые весело смеются. А я совсем другая. Мне с трудом удается завоевывать симпатию окружающих, да и знания мне не даются без усилий. А как я хотелабы быть в центре внимания, хоть иногда.Но ничего, скоро мой день рождения. Меня все будут поздравлять и даритьподарки только мне одной.
ВходитМама.
Мама. Аня, скоро твой день рождения, однакои Марийкане должна остаться без подаркам У меняесть идея...
Аня (б сторону). Ах, я рано радовалась. Опятьто,же самое, мамин любимый принцип ~ делиться с другими. А я так надеялась, что одинраз обойдется безэтого принципа.
204 КОНСПЕКТЫУРОКОВ
Мама. Можетбыть, подарим Марийке красивую ткань? Завтра пойдем в магазин, и ты ее выберешь для Марийки, хорошо?
Аня. Как скажешь, мама.
Мама уходит.
Авя (плачет). Так нечестно, лишь бы причину найти, чтобы Марийку баловать.
Действие 2
На сцене магазин тканей.На столах лежат разные ткани. ВходятАня с Мамой.
Аня (смотритна красивую голубую ткань с. белыми ромашками). Какая красота!
Мама (подходит к Ане,рассматривает.'голубую ткань). Ну как?
Аня (быстро отворачивается).Нет. (Показывает на серую ткань с желтыми пятнами.)Эту!
Мама. Ну хорошо, эту так эту.
Мама берет ткань, и они уходят.
Д е й с т в и е 3 Аня, задумавшись,, сидит за столом, вбегаетМарийка.
Аня. Это зависть ~ серая, серая, с желтыми пятнами. Завтра мой день рождения. (Вздыхает.) И Марийка получит серое платье.