Их готовности к боевой деятельности
Научные данные, опыт войн и повседневной деятельности войск показывают, что физическое развитие, функциональное состояние организма и физическая подготовленность военнослужащих положительно влияют на многие показатели боеспособности личного состава, эффективность профессиональной деятельности. Основные составляющие физического состояния (физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность) тесно взаимосвязаны и проявляются в функциональных возможностях военнослужащего по обеспечению конкретной деятельности.
Так, установлено, что отлично физически подготовленные солдаты и сержанты мотострелковых подразделений в обычных условиях выполняют действия, связанные с маневром на поле боя, почти на 20% быстрее, чем слабо физически подготовленные. В ходе наступления под влиянием нагрузок и напряжений эта разница резко увеличивается и достигает 35% и более.
Хорошо физически подготовленные военнослужащие, артиллерийских подразделений по быстроте, точности и сноровке действий у орудий значительно превосходят слабо физически подготовленных (приведение орудий в боевое и походное положение, наводка и заряжание орудий, подноска боеприпасов на огневую позицию, посадка на тягач и высадка с него). Их преимущество в выполнении различных военно-профессиональных приемов отмечается в учебной обстановке и заметно возрастает под влиянием нагрузок напряжений, испытываемых в условиях, приближенных к боевым (рис. 7).
Рис. 7. Показатели выполнения военно-профессиональных приемов и действий в процессе многодневных тактических учений артиллеристами с различным уровнем физической подготовленности (по л.а. Вейднер-Дубровину) Условные обозначения: сплошная линия – оценка артиллеристов, отлично физически подготовленных; пунктирная линия – оценка неудовлетворительно физически подготовленных. Основные этапы тактических учений: 1 – марш в район состредоточения; 2 – оборудование огневых позиций; 3 – дооборудование огневых позиций; 4- преодоление первой полосы обороны противника; 5 – преодоление второй полосы обороны противника; 6 – боевая стрельба; 7 – обратный марш. |
За время, которое затрачивают слабо физически подготовленные орудийные расчеты для приведения орудия из походного в боевое положение, хорошо физически подготовленные расчеты могут не только выполнить этот маневр, но и дополнительно произвести до трех прицельных выстрелов. Под влиянием физических нагрузок эта разница увеличивается более чем в два раза. При ведении огня на предельных режимах хорошо физически подготовленные номера расчета способны произвести в среднем на 20% больше заряжаний, чем слабо физически подготовленные.
Рис. 8. Некоторые показатели выполнения военно-професси-ональных приемов и действий водителями с различным уровнем физической подготовленности (по Л.А. Вейднер-Дубровину) Условные обозначения: 1. – комплекс действий по обслуживанию машины (мин и с); 2 – вождение машины по «восьмерке» (количество сбитых вех); 3 – вождение машины по 400-метровой трассе (мин и с); 4 – разворот машины в узком месте (4-а – время – мин и с; 4-б – количество заездов; 4-в – количество сбитых вех). |
Уровень физической подготовленности существенно сказывается на боеспособности танкистов и водителей боевых и транспортных машин. Отлично физически подготовленные танкисты значительно быстрее, чем слабо физически подготовленные, выполняют приемы, связанные с ведением огня. При многодневных действиях в наступлении первые в основном сохраняют быстроту и точность ведения огня из танка, а вторые снижают свои показатели почти в два раза. В ходе многодневных действий в наступлении отмечается значительное преимущество отлично физически подготовленных танкистов в точности вождения танков по установленной трассе. Экспериментальные данные показывают также, что высокий уровень физической подготовленности позволяет и водителям автомобилей не только быстрее выполнять действия, связанные с обслуживанием машины, но и более эффективно, быстро и точно управлять машиной в сложных условиях (рис. 8).
От физического состояния летчиков в немалой степени зависит эффективность воздушной стрельбы и использования ими разнообразных современных средств защиты (противоперегрузочных и высотнокомпенсирующих костюмов, кислородного оборудования и др.).
Исследованиями установлено, что отлично физически подготовленные матросы и старшины более быстро и точно выполняют военно-специальные приемы на корабле, чем слабо физически подготовленные. Это особенно важно потому, что в большинстве случаев от быстроты и точности выполнения военнослужащими этих приемов и действий во многом зависит и быстрота выполнения соответствующих маневров кораблем или боевых задач всем экипажем. Например, даже незначительное снижение подводниками в результате повышения их физической подготовленности времени спуска в рабочий люк заметно ускоряет маневр срочного погружения лодки, что при современных средствах обнаружения и противолодочной обороны имеет жизненно важное значение.
Таким образом, важная роль различных показателей физического состояния военнослужащих в структуре их готовности к боевой деятельности неоспорима.
Боевая готовность военнослужащих — это целостное образование, характеризующееся тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью всех своих сторон. Поэтому выделение отдельных параметров данного явления в специфические виды готовности носит в значительной мере условный характер. Однако это позволяет более четко представить сущность и структуру системы боевого совершенствования войск.
Боевое совершенствование войск направлено на формирование и поддержание на требуемом уровне необходимого качественного состояния каждого военнослужащего, а также боевой слаженности воинских подразделений.
Повседневный процесс боевого совершенствования военнослужащих в воинских частях и подразделениях зачастую именуется учебно-боевой деятельностью. Учебно-боевая деятельность войск в мирное время включает: боевую подготовку; выполнение определенных боевых задач (несение боевого дежурства, осуществление службы в карауле и др.); уход за вооружением и боевой техникой; утреннюю физическую зарядку; спортивную работу и другие мероприятия согласно распорядку дня воинских частей соответствующих видов Вооруженных Сил.
Для большинства воинских частей армии и флота основное содержание учебно-боевой деятельности составляет боевая подготовка военнослужащих, главным образом включающая учебные занятия по различным предметам, а также тактические (тактико-специальные) учения.
Одним из основных предметов боевой подготовки войск является физическая подготовка, представленная в виде учебных занятий, направленных на физическое совершенствование военнослужащих.