Понятие о мировоззрении

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достиже­ния мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает чело­века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоз­зрение как способ осмысления, понимания и оценки объектив­ной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей прак­тической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответствен­но этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные сто-

роны мира, выделяет или различает в себе качественно опреде­ленные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его "Я", своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

Мировоззренческие убеждения и действительность.Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю­дей. Как и знание, сознание отдельного человека существует толь­ко в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваи­вают ("присваивают") знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким об­разом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а главное, дей­ственными, другие же остаются только словесным знанием. Убеждения — это не нечто "знаемое " и "понимаемое ", это зна­ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными тре­бованиями общественного прогресса, с познанной человеком не­обходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объективную необходимость, она может воспринимать веление



Раздел HI. Теория целостного педагогического процесса

Глава 15. Формирование базовой культуры личности




Понятие о мировоззрении - student2.ru должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стрем­лениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятель­ности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутрен­нюю потребность, не ставшей его собственной волей, он дейст­вует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действи­тельности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, от­ражающих наиболее существенные, закономерные связи и отно­шения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического ап­парата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности.

Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая об­щие и наиболее существенные стороны множества явлений, обоб­щения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной цело­стности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Наши рекомендации