Формир-ние знаний в пр-се проф-го обучения

Деят-ть чел-ка осущ-ся на основе знаний двоякого рода: знаний об окружающей действительности (знаний об объекте) и знаний о способах деят-ти. К первым относятся, например, знания в области физических, химических законов; об устройстве и принципах действия машин, аппаратов, о свойствах материалов и др. К знаниям второго рода относятся знания о способах выполнения рабочих операций, действий с техническими объектами, управления машинами и др.

Поскольку сформировать трудовые умения без таких знаний невозможно, они применяются при инструктаже, в пр-се показа выполнения действий и т.п. Обуч-е знаниям реализуется поср-вом различных видов деят-ти.

К ним относятся: 1. демонстрация учащимся различных предметов и явлений; 2.наблюдениеучащихся за этими предметами, явлениями и выделение ими различных сторон, свойств, связей; 3.сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств; 4.выявление и объединение (синтез) таких свойств, кот-ые являются общими для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от объектов другой группы;5. абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терминах; 6.обобщение понятий путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки.

Этапы формирования навыка (К.К. Платонов)

1.Начало осмысления. Этот этап хар-ся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.

2. Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще неточно и неустойчиво, с множеством лишних движений.

3. Автоматизация навыка. На этом этапе происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка.

4. Высокоавтоматизированный навык. Этап хар-ризуется точным, экономным, устойчивым выполнением действий.

5.Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этот этап может проявляться при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском учащимся индивидуального стиля работы, оптимального для него.

6. Вторичная автоматизация навыка. На этом этапе происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с хар-рным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий.

Формир-ние умений

Умение – сложное структурное образ-е, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные кач-ва личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деят-ти в изменяющихся условиях ее протекания.

Автоматизированные компоненты деят-ти, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. Навык и умение соотносятся как часть и целое.

Трудовые умения - это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле. Часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к понятию "трудовые умения" его, следует рассматривать как более общее понятие: любая практическая деят-ть направлена на реальное изменение наличного материального бытия - не только природного, но и социального.

Широко распространен термин "профессиональные умения". Данные умения следует рассматривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко опред-ый круг трудовых умений, хар-ризующих высокий уровень кач-ва выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечим качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к рез-там труда рабочего.

Общетехнические умения – это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов, измерений и т.д.

В пр-се формирования умений условно можно выделить следующие этапы:

1.Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом "проб и ошибок".

2. Частично умелая деят-ть - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих эл-тов деят-ти.

3. Умелая деят-ть - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деят-ти.

4. Мастерство -овладение умениями на уровне стратегии трудовой деят-ти, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой проф-ой активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе.

Приобретаемые учащимися трудовые (профессиональные) умения, кот-ые в дальнейшем в пр-се проф-ой деят-ти совершенствуются и обогащаются, становятся ключевыми квалификациями рабочего.

Целесообразно рассматривать трудовые умения на трех уровнях: выполнения отдельных операций (например, технологических), тактики и стратегии трудовой деят-ти.

Операционные умения– умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции: опиливания, резания, обтачивания поверхностей на токарном станке, пользования контрольно-измерительными инструментами, микрокалькулятором и т.д.

Тактические уменияподразумеваются умения осуществлять полный технологический пр-с, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющихся условиях.

Стратегические умения– умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деят-ти и основных ее этапов в cooтветствии с целями производственного коллектива.

Билет №28

Наши рекомендации