Глава 3. функционально-операционная
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
Министерства образования и науки РФ
По специальностям педагогического образования
В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Обучающихся по специальностям
050711 (031300) — социальная педагогика;
Педагогическое общество России / Москва 2005 |
Педагогика
ВВЕДЕНИЕ
Научное обеспечение воспитания как социально-психологического и социально-педагогического процесса производится системой научных дисциплин. Оно производится либо прямым порядком, когда объектом исследования выступает непосредственно процесс воспитания ребенка, либо опосредованно, когда научная дисциплина исследует один из вопросов, решение которого чрезвычайно важно для практики воспитания.
Спектр изучаемых основополагающих вопросов ширится по мере развития научной педагогической мысли, а также по мере того, как практика осознает проблемы воспитания, с которыми она не в состоянии справиться.
Педагогическая технология как научная дисциплина - дитя такого динамического развития педагогической мысли и воспитательной практики.
Не может не смущать терминологическая сторона вопроса о новой дисциплине: наука о формировании души человека определяется термином из области производственной, где создаются средства существования и где духовный мир как бы не подлежит учету. Жесткий термин «технология нельзя назвать удачным, хотя он имеет свои основания. Но терминологические обозначения данной научной отрасли, такие, как «педагогическая режиссура», «педагогическое мастерство», «педагогическое ремесло», еще менее соответствуют содержанию этого нового научного ответвления.
Выйти на технологический уровень — значит, выйти на уровень операционный, когда научно обосновываются производимые операции для получения результата.
Что заставило педагогическую мысль выйти на технологический уровень?
Поставив этот вопрос, мы должны признать, что такой шаг произведен в силу удивительной сложности и тонкости человека как социально-психологического феномена. И нет иной причины. Если бы любое достижение культуры — будь это привычка мыть руки перед едой или теорема Пифагора, или же эстетическое правило композиционного центра - усваивалось человеком прямым порядком и заимствовалось бы личностным миром ребенка непосредственно и просто, то надобности в разработке тонких операционных воздействий не было бы ни в методике преподавания школьных дисциплин, ни в методике управления воспитательными учреждениями, ни в системологии воспитательного процесса, и лаже дидактика обходилась бы прямыми указаниям! на то, что следует сообщать и чему следует научить ребенка.
Сложность духовной структуры личности диктует необходимость применения тонких методов воздействия, соответствующих тонкости внутреннего мира человека. Поэтому, если все педагогические дисциплины стали именовать свои научные разработки технологическими, то это означает, что все авторы вынуждены исходить из сложности человеческой природы и трудностей процесса становления и развития личности. Не признать этот нельзя. А значит, нельзя не признать, что существует единая «технология», а не множество технологий для каждого ответвления научно-педагогической теории.
Поэтому наше пособие называется «Педагогическая технология», в нем раскрывается воспитательный процесс на уровне тонких операционных «прикосновений» к личности — в любой сфере жизни ребенка. И в любом виде совместной деятельности педагог; с детьми.
Педагогическая технология — новая научная дисциплина, ее общественное признание не насчитывает и двадцати лет. Но нельзя игнорировать колоссальный исторический опыт, который накопило практическое воспитание за весь исторический период своего развития.. Уже начиная с Сократа (4-ый век до н.э.), выявлялись наиболее продуктивные способы организации взаимодействия с учениками, выстраивались воздействия, таким образом, чтобы ученик мог достигнуть наилучших успехов в своем развитии. Параллельно педагогическим исканиям ораторы, политики, артисты, медики тоже фиксировали наиболее удачные методики профессионального влияния на человека.
Просматривая педагогическую деятельность выдающихся ученых, мы находим интереснейшие решения по непосредственному воздействию личности педагога на личность ребенка. Особую богатейшую палитру тончайших психологически оправданных способов воздействия предоставляет наследие А.С. Макаренко, так широко используемое в странах разной культуры благодаря богатству именно технологических решений, найденных этим педагогом.
Воспитательная же практика пока, суммируя тонкие операционные воздействия во взаимоотношениях
«человек—человек»
фиксирует общее оценочное суждение по поводу таких воздействий - лишь то, что эти операции «хорошие» и обладают плодотворным влиянием.
В 20-ые годы в нашей стране появлялись педагогические студии по обучению учителя умениям, позволяющим ему свободно владеть своим психофизическим аппаратом - голосом, пластикой, мимикой, а также некоторым другим профессиональным
умениям и навыкам.
Как показывают исследования, ведущие педагоги страны вы
ходили на технологическое решение воспитательных проблем. Так,
в воспитательной практике В.Н. Сороки-Росинского "художественно-игровые формы деятельности практиковались во всех учебных предметах, что стимулировало положительное эмоциональное
отношение детей к учению... вслед за русским языком, литературой и немецким языком пожелала инсценироваться и история», Перед нами пример педагогического поиска технологического решения проблемы приобщения детей к учению. Со временем студийная форма профессионального обучения исчезла и забылась. В 60-ые голы Тульский педагогический институт, а чуть позже МГПИ им. Ленина создают программы ДЛЯ занятий по овладению педагогической техникой. Фрагментарно упражнения из них включают в контекст учебных занятий педвузов, при этом обнаруживается острая надобность в новой методике автономного проведения таких занятий. В 80-ые голы педагоги Полтавского пединститута приступили к разработке содержания занятий по педагогической технике, обозначив новый учебный курс как "Педагогическое мастерство» термин излишне широкий, если иметь в виду лишь голосовую, пластическую, мимическую выразительность психофизического аппарата педагога.
К 90-м годам оказалось, что в разных регионах страны уже накоплен богатый опыт в области педагогической технологии3.
Параллельно этому разрабатывалась методика психологических тренингов, и выявлялись некоторые гонкие операционные воздействия на человека, инициирующие его активность. Слияние
_____
1 История педагоги ческой технологии / Пол рел. М.Г. П.токовой,
Ф.А. Фрадкина. М., 1992.
'Там же. Кирсанова Л.А. Педагогическая технология в воспитательной системе В.Н. Сорокн-Роспнского. С. 115.
' Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Полтава, 1991
двух новационных линий создало предпосылки для окончательного оформления новой научной дисциплины.
Появление «Практикума по педагогической технологии»1 и использование повсеместно его в качестве учебного пособия для студентов педвуза знаменовало новую фазу педагогического общественного мнения. Вслед за данным пособием начинается длинная цепь разного порядка работ, посвященных отдельным сторонам профессионального труда педагога. А в практику вузовской педагогической подготовки широко внедряются тренинговые занятия по овладению педагогической технологией.
Позже по причинам организационно-управленческого порядка доминанта академического образования вытеснила частично, практическую подготовку педагога к работе с детьми, и эта чрезвычайно важная учебная дисциплина отодвинулась на задворки из-за . бездумности организаторов дела педагогического образования.
Но, разумеется, нельзя не признать, что одной из причин снижения внимания к педагогической технологии была недостаточная концептуальная и содержательная разработанность этой дисциплины. С одной стороны, материал для занятий был в наличии
и мог определить успех профессионального тренинга, но, с другой стороны, этот материал не обеспечивался основательностью научно-теоретического понимания, поэтому плодотворность занятий оказывалась недостаточно высокой. Добавим и следующее преподаватели педвузов, к сожалению, имеют малую практику работы с детьми, а иногда вовсе лишены опыта профессиональной практической работы, и, взявшись за преподавание прикладной
педагогики, склонны психологически себя защищать, укрепляя,
доминанту теоретической части педагогической науки.
Учебное пособие состоит из четырех разделов; каждый из них
рассматривает проблему педагогической технологии в определенном ракурсе.
Первый ракурс (Раздел 1) высвечивает место педагогической технологии в системе педагогических дисциплин, исследующий вопросы воспитания. Второй ракурс (Раздел 2) позволяет осветить содержательную сторону проблемы. С позиции третьего ракурса рассмотрения (Раздел 3) выявляются разные пути овладения педагогической технологией. А четвертый ракурс (Раздел4)
обнаруживает личностно-характерологическое условие для практического овладения педагогической технологией.
Работа по данному учебному пособию предполагает два направления: первое — овладение технологической стороной профессионализма в учебной аудитории под руководством преподавателя; второе — самостоятельная работа студента вне академических занятий согласно данным в пособии инструкциям. Очень важно, чтобы начальные упражнения в профессиональных умениях проводились под контролем преподавателя, так чтобы в условиях полной самостоятельности будущий педагог не приобретал негативных привычек, от которых потом придется избавляться. Этим обусловлена необходимость письменных работ студентов по самоанализу проведенной операции и оценке ее опытным преподавателем.
В содержание пособия включены задания для самостоятельной работы студента по овладению основными операционными умениями, имеющими профессиональную ценность. Предполагается, что данные упражнения студент производит в свободных ; условиях естественного повседневного взаимодействия с людьми, | но то, что студент производит, подвергается профессиональному анализу, — в этом смысл предлагаемых заданий. Упражнения многократны. Их последовательность согласуется с последовательным распределением материала пособия. Выполнять задания можно по ходу изучения раздела или главы (поэтому в конце главы предлагается ряд вопросов на более глубокое осмысление материала), но не исключен вариант, когда студент приступает к самостоятельной работе по окончании курса - проверяя меру усвоения К материала в иных обстоятельствах. Поэтому в конце учебного пособия представлены задания свободного порядка для выполнения их в разных сферах жизни и в разных условиях, чтобы достигнуть, в итоге, свободного владения операциями. Наличие данного пособия в руках каждого студента избавляет от необходимости вести сопроводительные записи во время учебных занятий, позволяет повысить плодотворность профессионального тренинга. В процессе практикума можно опираться на представленные в пособии схемы, достаточные опоры для тренинга, но предполагающие основательное дополнительное ознакомление Г студента со всем материалом пособия после аудиторных занятий. I
Книга содержит список основной литературы по проблеме I педагогической технологии. Этот список строго ограничен, именно потому, что границ у литературных источников сегодня нет, ибо во многих книгах (в том числе в художественной литературе)
можно обнаружить тонкие и психологически богатые способы «прикосновения к личности».
Весьма важно, чтобы содержательная ткань взаимодействия всех участников занятий включала в себя самые высокие способы и формы современной культуры общения между людьми. Добавим: вне зависимости и вопреки распространенным диким формам общения в период социального распада нашего общества. Занятия по педагогической технологии предполагают приобретение студентами опыта иного порядка поведения, речи и общения. Достижения культуры служат основным критерием оценки личностного взаимодействия студентов и преподавателя на этих занятиях. В материал пособия включены фрагменты из реальной воспитательной практики сегодняшнего школьного педагога и из рас- \ сказов студентов педвуза об их самостоятельной работе. Такого I рода достоверные иллюстрации (со ссылкой на того, кто производил профессиональные действия) подтверждают плодотворность педагогической технологии: эти рассказы иллюстрируют формы работы, отражают практическую значимость оснащения молодого педагога технологическими операциями воздействия, а также раскрывают потенциальную возможность педагога изменять ситуацию взаимоотношений людей как в учебно-воспитательном учреждении, так и в повседневной жизни, а следовательно, улучшать как профессиональную, так и личную сферу жизни.
Представленный материал — продукт многолетней исследовательской деятельности научной группы. В разработке отдельных вопросов принимали участие И.В. Бабурова, Е.Ф. Баранова, СВ. Бадмаева, О.Ф. Горбунова, Е.П. Павлова, С.И. Попова, Л.Д. Рагозина. Автор выражает благодарность своей научно-исследовательной группе и декану психолого-педагогического факультета профессору В.А.Сластенину, содействовавшему первичному внедрению курса педагогической технологии в систему педагогического
вузовского образования.
В разработке педагогической технологии и методики овладения данной научной дисциплиной принимали участие широкие круги педагогов-практиков Карелии, Тюменской, Вологодской и Калужской областей, Пензы, Смоленска, Белгорода, Ханты-Мансийского округа, а также наши коллеги из Минска,' Бреста и Севастополя.
Раздел!
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ___________ДИСЦИПЛИНА_____________
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Понять суть педагогической технологии как отдельной научной дисциплины, вошедшей естественно в педагогическую науку, а заодно обнаружить истоки этой дисциплины, можно, лишь рассматривая ее место среди других педагогических дисциплин, таких, как теория воспитания, методика воспитания, педагогическая этика, а также выявляя центральный предмет исследования этих научных дисциплин и главный предмет исследования педагогической технологии.
Теория воспитания исследует целенаправленное профессионально организованное развитие и формирование личности. Объектом ее исследования является процесс, а следовательно, рассматриваются вопросы о сущности, содержании, слагаемых, субъектах, цели и задачах, структуре, этапах, средствах, типах и моделях воспитательного процесса. Изучение и раскрытие процесса производится на высоком уровне абстракции, когда воспитательный процесс предстает в своем крайне отвлеченном и обобщенном виде, так что непрофессионалу трудно увидеть за теоретическим решением непосредственную практику воспитания, и кажется, что теория воспитания нужна только узкому кругу ученых-теоретиков. Однако овладение теорией воспитания развивает педагогическое мышление специалиста, поэтому даже педагогу-практику необходимо постоянное ознакомление с теоретическими работами по воспитанию, чтобы видеть суть происходящих событий в сфере воспитания молодого поколения.
Методика воспитания исследует деятельность детей как форму взаимодействия с окружающим миром и единственный путь личностного развития. Основные вопросы, интересующие методику воспитания, следующие: виды, структура, содержание и форма, субъекты организации, средства и способы организации деятельности. Данная научная дисциплина уже непосредственно связана с практической работой педагога, ее положения выступают
как общие инструктивные положения для реального профессионального труда педагога. Изучение методической литературы оснащает специалиста организаторскими умениями и вооружает веером многообразных форм работы с детьми. Это расширяет профессиональные возможности педагога, поэтому он постоянно интересуется открытиями в данной области воспитательной сферы. Педагогическая этика избирает своим объектом профессиональное отношение к ребенку, а также - к лицам, взаимоотношения с которыми влияют на исход профессиональной работы: учителям-коллегам, родителям, администрации, техническому персоналу, представителям управленческого аппарата. Изучение педагогической этики способствует правильному психолого-педагогическому выстраиванию этих взаимных отношении, что решительным образом сказывается на общем профессиональном самочувствии педагога и круга лиц, влияющих на ход воспитательного процесса.
Обратимо! к конкретному вопросу воспитания и посмотрим, как выглядит научно-педагогическое рассмотрение одного вопроса с названных научно-педагогических позиций:
Проблема дисциплины в теоретическом плане предстает как проблема соотношения необходимости и свободы, долга и желания, подчинения и самостоятельности, а также природы и культуры человека пак социального феномена.
Проблема дисциплины в методическом ракурсе выглядит иначе: как создавать традиции в воспитательном учреждении и как формировать привычки подрастающей личности, чтобы дисциплина стала естественным условием жизни детей и проявлялась как личностная свобода человека, избравшего осознанно данную социальную ценность.
Проблема дисциплины на уровне этическом затрагивает оформление норм жизни людей, которые, с одной стороны, должны быть дисциплинированными, а с другой стороны, это никак не должно подавлять и унижать их; требуя от личности соблюдения дисциплины, следует проявлять безусловное уважение к ней. Почему же этих научных разработок оказалось недостаточно для объяснения, понимания и, главное, для практической организации воспитания?
Нуждами практического воспитания не объяснить острой надобности в педагогической технологии. Философское осмысление феномена человека много содействовало развитию технологического направления в педагогике воспитания. Человек как уникальное сложнейшее автономное явление мира и, одновременно, как неотъемлемая часть всего человечества и микросоциума, в котором он располагается, требует Особого «прикосновения», ибо его внутренний мир хрупок, нежен и раним. Человек требует особого обращения, чтобы обрести возможность максимального развития и расцвета всех своих физических и духовных потенций. Ни теория воспитания, ни методика и этика не разрабатывали ту сторону воспитания, которая обеспечивала бы тонкое результативное педагогическое «прикосновение к личности».
Бытовая хозяйственная практика человека научила его осторожно и бережно обращаться с вещами и предметами: с хрусталем, шелком, мехом, музыкальными инструментами, фарфором и компьютером, телефоном и электрической аппаратурой. Л с человеком - созданием тонким и хрупким - мы продолжаем обращаться грубо, небрежно, неосторожно, ломая, разбивая и подавляя. уничтожаем его без сожаления, не отдавая себе отчета в том, что творим.
Опытные педагоги хорошо знают великую силу удачно проведенного момента воздействия на детей, от которого зависит последующее разворачивание хода воспитательных событий. А юные педагоги очень рано начинают остро чувствовать профессиональную неподготовленность именно к тому моменту работы.
Педагогическая технология — прикладная педагогическая дис-цип.1ина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновении к личности», искусством которого владеет педагог. \ Каким образом шел процесс оформлении содержания педагогической технологии как отдельной научной дисциплины, которая к 90-ым годам ХХ-го века сложилась в своем общем виде?
Три источника служили такому образованию. Во-первых, историческое суммирование опыта воспитания и индивидуального опыта выдающихся педагогов, исторически передаваемых от века к веку, фиксируемых наукой и публицистикой. Знакомясь с историческим материалом, педагоги обнаруживают ряд удивительно тонких психологических «прикосновений» к личности ребенка, открываемых тем или иным педагогом в процессе работы с детьми. Например, Песталоцци создает удивительные по неожиданности приемы воздействия на детей, где мягкость любви сочетается с твердостью социальной нормы; Макаренко поражает оригинальным» способами воздействия на детей, логически оправданными и эмоционально насыщенными; Сухомлинский в корне ломает традиционные нормативно-административные формы воздействия, сменив авторитарную позицию на гуманистическую, выстраивая отношения с детьми на основе любви.
Во-вторых, эмпирические обобщения, последовательно производимые учеными, методистами, практиками в педагогической литературе и на курсах профессионального просвещения. Эмпирические обобщения выступают дополнительным источником, из которого педагогическая мысль черпает свои выводы. По накоплению определенного эмпирического материала производится научно-теоретическое обобщение, возводящее эмпирический вывод на уровень понятия либо теоретического положения. Единичные новации и инновационные системы немедленно используют и проверяют на практике технологические средства, отбирая, подбирая и выбирая из множества методик такие, которые адекватны данной системе. Таким образом, инновационная система воспитания обеспечивается новационной методикой.
В-третьих, целенаправленные разработки в опытно-экспериментальной деятельности. Педагоги Тулы, Полтавы, Москвы, Новосибирска производили первые разработки специального учебного курса по вооружению студентов педвуза педагогической технологией. Эти курсы имели разные названия в период поиска: «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «педагогическая режиссура». Иногда отдельные работы отдельных авторов производили заметный вклад в теоретическое содержание новой дисциплины (большой вклад внесен В.М. Коротовым). В настоящее время сеть педвузов, создающих свой вариант учебных занятий по педагогической технологии, значительно расширилась, а учебный курс под названием «Педагогическая технология» вошел в профессиональное образование как обязательный образовательный блок.
Педагогическая технология не есть наука о фокусах и фантастических способах преобразования человека из дикаря в цивилизованного гражданина. Не заменяет данная научная дисциплина и всего многообразия учебных курсов по педагогике. А в практике
воспитательного процесса педагогическая технология ни в коей мере не освобождает педагога от профессиональной необходимости иметь педагогическое мышление, владеть методикой воспитания и педагогической этикой.
Ознакомление с основными положениями педагогической технологии позволяет педагогу создать наиболее благоприятные условия взаимодействия с воспитанниками по организации их активной деятельности, которая, в свою очередь, определяет решительным образом их личностное развитие.
Овладение педагогической технологией способствует мягкому, нежному, невидимому воздействию на подрастающего ребенка, помогая ему войти в активное напряженное взаимодействие со сложнейшим миром. Вот как это выглядит в реальной жизни
преподавателя:
... - Я - перед аудиторией... Никто на меня не смотрит. Занимаются своими мелкими делами: кто-то возится, кто-то смотрит в окно, кто-то тихо беседует. Я судорожно ищу решение. И нахожу в самом простом шаге: сегодня день зимний стал на минуту длиннее! И тогда я говорю: «Здравствуйте, дорогие коллеги! Мне приятно встретиться с людьми, близкими мне по духу и работе. Тем более приятно, что встреча происходит на пороге свершения чуда!» Несколько человек подняли головы и посмотрели на меня как на...чудачку. А я продолжала: «Наш короткий зимний день стал длиннее, а солнце повернулось на весну»... Через некоторое время мы все увлеченно работали. По окончании коллеги просили продолжить наши занятия...
Обыденное сознание не разглядит за протекающим ходом занятий педагогических операций, а лишь только зафиксирует изменение характера занятий и улучшение психологического климата, никак не понимая, что служило фактором такой кардинальной смены отношений слушателей. Педагог же обязан увидеть механизм такого управления процессом групповой работы. Он увидит — при условии, что будет владеть педагогической технологией.
Однако, говоря об этой прикладной науке, нельзя не поставить акцента на слове «наука», тем самым снять ложное представление о педагогической технологии как собрании правил и хитрых приемов.
В качестве прикладной дисциплины педагогическая технология опирается на фундамент вполне определенной и точно обозначенной в своих позициях педагогической методологии. Позиции эти очерчены в учебнике педагогики2, и мы полагаем, что,
——————————
' Рассказывает Светлана Антоновна Косякова, педагог школы №1
Г нос. Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа.
; Педагогика. Учебник для педвузов. / Под ред. П.И.Пидкасистого.
М.. 2002.
опустив их воспроизведение, достаточно лишь напомнить методологические основания нового воспитания.
Основанием для такого подхода служит философское определение сущности человека как совокупности социальных отношений («ансамбль отношений», «узел отношений»).
• Отношенческий подход означает провозглашение основным содержанием воспитания системы отношений к миру и жизни. Развитие личности подразумевает формирование в личностной структуре подрастающего человека системы социальных отношений, интериоризированных личностью, преломленных через призму своего индивидуального опыта и личностных особенностей и получивших свое социальное выражение в виде влечения, интереса, избирательной оценки, суждения, эмоциональных реакций, действий и поступков, а также поведения как системы однотипных поступков.
• Культурологическое основание выявляет понимание воспитания как вхождения ребенка в контекст культуры вместе с педагогом.
Согласно культурологическому взгляду на воспитание, содержательная сторона педагогического процесса обеспечивается системой наивысших ценностных отношении, выявленных и проверенных на практике современной культурой и развернутых в их теоретическом значении аксиологией. В центре аксиологического внимания, наверху ценностной пирамиды, над всей иерархией ценностей стоит «Человек» как наивысшая ценность.
Избрав культурологическую позицию, педагог неизбежным образом выстраивает сферу межличностных отношений в духовном поле «человек — человек», отказавшись от привычно традиционного «учитель — ученик» или «воспитатель - ребенок». Педагог вынужден изменить уровень отношений, чтобы войти в духовное пространство, где человек выступает наивысшей ценностью, а привычные ценности оказываются средством для существования и утверждения человека.
• Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение - лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип. Гуманизма в повседневной действительности?
• Деятелъностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
Согласно дсятельностному подходу к воспитательному процессу, путь воспитания протекает в русле активной деятельности ребенка, а взаимодействие педагога и ребенка, с этой точки зрения, выступает как сотворчество двух субъектов деятельности, . осуществляющих взаимодействие с окружающим миром. Совместная их деятельность, осуществляемая в русле взаимоотношений ' «человек - человек», выстраивается на паритетных основаниях, вне зависимости от возраста, положения, места и звания каждого из партнеров взаимодействия. В границах совместной деятельности каждый из участников играет социальную роль «человека». Деятельность человека есть активная форма выражения его отношения к объектам окружающего мира. Отношение и деятельность — неразрывное синкретическое единство. Поэтому, говоря о деятельностном подходе, педагог утверждает положение о том, что отношение к миру (людям, предметам, обществу, нормам и т.д.) всегда имеет свои реальные действенные формы проявления. Субъектная (вероятно, точнее: субъектностная позиция: сообщает о том, что для педагога ребенок выступает в роли субъекта > и носителя способности быть стратегом поведения, деятельности '. и собственной жизни.
• Субъектностный подход предполагает в отношении к человеку допускать его право, будучи носителем знаний, воли и отношения, производить свободный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии. Психологически обусловленный,
• Субъектностный подход может быть реализован лишь при этической гуманистической позиции, открывающей путь развитию сущностного свойства человека быть Homo sapiens. Такой подход предполагает неразрывное единство предоставляемой человеку свободы и возлагаемой на него ответственности за производимый выбор и за последствия содеянного по свободной воле. В провозглашении субъектностного подхода нельзя упускать из внимания динамичность личностной структуры человека: уровень субъектности повышается в процессе развития личности, и способность к субъектности. Распространенным ошибочным толкованием данного подхода является интерпретация «Homo sapiens» как «человека знающего», но не «мыслящего» — такая ошибка ликвидирует вовсе субъектность как свойство развитой личности, приравнивает человека к представителям животного мира (собака тоже «знает», и бегемот имеет «знания»),
• Системный (целостный) подход предполагает педагогическую трактовку любого педагогического явления (процесса, акта, события, воздействия, результата и пр.) как определенной системы с точно обозначенными необходимыми и достаточными элементами, взаимодействие которых определяет исход процесса.
Такой подход предполагает, что процесс воспитания конструируется как система, порождаемая осознанной целью воспитания. Именно предполагаемый результат в своей природной субстанции требует системы и задает структуру соответствующей системы. Если речь идет о кратком мгновении воспитательного процесса, то и в нем, в этом отдельном мгновении, системный подход имеет свое проявление, требуя воспроизведения всех элементов системы. Человек есть определенная система, и, когда организуется воздействие на него, то апеллировать следует к целостности, личностной системе, направляя воздействие по каналу разума, эмоций, воли и действия. Это последнее объясняет, почему «системность» и «целостность» относят к синонимичным педагогическим категориям.
• Аксиологическое основание обусловливает ценностную направленность указанного содержания - формируемых отношений к наивысшим ценностям жизни.
Ценностные отношения составляют основное содержание воспитательного процесса, их формирование предполагает определенные знания детей о мире и умения взаимодействовать с окружающим миром. «Знания», «умения» и «отношения» как содержательные слагаемые воспитательного процесса не есть сумма равноценных слагаемых, они находятся в определенной взаимной связи и соподчинении: знания позволяют выстраивать отношения; умения наделяют свободой проявляемые отношения; на основе знаний формируются умения; развитые отношения обусловливают формирование знаний и умений. Зная о ценностях жизни, умея взаимодействовать с ценностным миром, высоко оценивая этот мир, развивающийся человек ежемоментно ориентируется на окружающие его ценности и содействует их утверждению в реальной жизни.
Глава 2. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Понятийный инструментарий, которым овладевает педагог по мере овладения педагогической технологией, состоит из общих |,психолого-педагогических и философско-педагогических категорий, а также из специальных, обслуживающих только технологи-1ческое профессиональное мышление педагога, понятий. Опорные категории - «объект» и «субъект».
Субъект — человек как носитель сознания, воли и отношения, способный к осмыслению связей с окружающей реальностью: обстоятельствами, людьми, обществом, — и свободному проявлению своего «Я», адекватному осознанию социальных связей.
• «Субъект» — психологическая характеристика человека — и только
• человека. Она свидетельствует о довольно высоком уровне интеллекта, социализации и широкого жизненного опыта. Педагог всегда имеет дело с субъектом, хотя мера такой способности быть субъектом у ребенка может быть малой. И воздействия педагога
• всегда учитывают данную характеристику. Но воздействия также учитывают, что ребенок является и объектом в педагогическом взаимодействии.
Объект — то, что располагается вне сознания субъекта, воспринимается сознанием субъекта, подвергается воздействиям и оценкам со стороны субъекта. Это некий предмет, явление, вещь, событие, процесс или само мироздание. Объект
|как понятие необходим для того, чтобы в акте действия либо деятельности выявлять реальное отношение воспитанника, проявленное им «здесь и сейчас». Бесспорно, другой человек, располагающийся за пределами субъекта, имеющий телесную оболочку, занимающий пространство, могущий быть воспринимаемым субъектом, является объектом для субъекта, невзирая на то, что этот другой человек сам есть субъект1.
I ' Нам уже доводилось выражать сомнение по поводу распространенного в литературе термина «субъект-субъектные отношения» - как если бы речь шла о духах, не имеющих телесной оболочки и материализован ной формы своего «Я» и не могущих быть объектом восприятия.
для педагогического взаимодействия понимать такую двойную ролевую принадлежность (и объект и, одновременно, субъект) чрезвычайно важно: следует знать Настоящее состояние и качество этого объекта-субъекта, чтобы адекватно выстраивать взаимодействия.
Прежде чем вступать во взаимодействие и производить первичное воздействие, педагог оценивает возраст детей их состояние, настроение, расположенность к взаимодействию и 'прочее. Согласно восприятию выстраивает свое первое обращение Например, говорит: «Дети!..» или же «Дамы и господа!»
Педагогическая стратегия - направленность внимания педагога на воспитательную цель I и выстраивание системы педагогических | воздействий во взаимодействии с детьми в | согласии с идеальным представлением о 1 конечном результате профессиональной деятельности.