Разъяснение личной и общественной значимости учения
Общественная значимость разъясняется:
-путем раскрытия роли науки в производстве и обществе.
- путем убеждения в том, учеба является общественно значимым трудом.
Чтобы раскрыть личностную значимость учения, необходимо:
-показывать ученикам, что культурный кругозор и успех в учении является важным условием вхождения личности в коллектив,
- разъяснять значимость учения для приобретения будущей профессии;
2) предъявление учебных требований.Учебные требования предъявляются на основе:
- разъяснения критериев оценки знаний по всем предметам,
- введения правил внутреннего распорядка школы;
3) поощрение и порицание в учении. Поощрение осуществляется путем:
- записей в тетрадях и дневниках,
- создания ситуаций учебного успеха посредством специально подобранных заданий,
- объявления благодарности перед классом,
- награждения учеников грамотами, медалями и другими знаками отличия,
-предоставления ученику возможности исполнять роль учителя.
Порицаниереализуется с помощью:
- устных замечаний,
- записей в дневниках и тетрадях учеников и пр. Выбор способа порицания определяется конкретной учебной ситуацией и личностными особенностями учеников.
5. Контроль в обучении, его функции. Педагогические требования к контролю.
Контроль – обязательный элемент обучения. С его помощью осуществляется обратная связь в учебном процессе. Поэтому контроль позволяет своевременно вносить изменения в процесс обучения.
С помощью контроля учителя получают представления об эффективности своей работы.
Контроль выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Развивающая функция проверки знаний, умений и навыковвыражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Таким образом, развивается мышление, память, внимание и пр.
Обучающая функция контроля состоит в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя или соучеников по поводу ответа ученика и этим самым подтверждают или корректируют свои знания.
Воспитывающая функция контролязаключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, в качестве выполняемой работы, т.е. способствует формированию самоконтроля и самооценки.
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся:
- индивидуальный характер, требующий осуществления контроля работы каждого ученика, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
- сочетание контроля с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
- разнообразие методов контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;
- всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
- объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
- единство требований учителей, осуществляющих контроль учебной работы учащихся в данном классе (Н. А. Сорокина).
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
6. Виды контроля и формы его организации.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения а также с помощью регулярных опросов и письменных проверочных работ.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам и контрольным работам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.
По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
7. Методы контроля обучения.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.