Методические указания для студентов
- Познакомьтесь с учебно-методическим пособием «Русский язык и культура речи», которое включают: пояснительную записку, цель и задачи курса, основное содержание программы, перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе изучения данного раздела, тематическое планирование, представляющее распределение изучаемого материала по темам, список основной, дополнительной литературы, словарей, содержание практических занятий, самостоятельной работы, примерный образец контрольной работы и задание к зачету, вопросы к экзамену.
- Познакомьтесь с содержанием каждой темы занятия, которое включает формулировку темы, определяет конечную цель ее изучения, основные теоретические понятия, задания для самостоятельной работы, включающие теоретические вопросы, перечень словарей для составления аннотаций, практические задания, описание работы.
- Приступая к подготовке по теме, соотнесите формулировку темы с определяемой целью, запаситесь нужной литературой из списка основных и дополнительных источников, необходимыми для занятия словарями (литература имеется в читальном зале, в библиотеке на учебном абонементе, в кабинете № 4, в домашней библиотеке).
- Внимательно прочитайте Содержание темы, которое включает основные теоретические понятия, осознание и понимание которых необходимо в ходе занятия, все ли слова вам понятны, какие требуют дополнительных разъяснений и комментария. Если такие имеются, обратитесь к преподавателю в начале занятия.
- Пункт 1.2. вводиттеоретические вопросы, на которые нужно найти в лекции или в литературе, представленной в учебной программе, и подготовить ответы. Ответы могут быть подготовлены в виде конспектов, тезисов, плана, отмеченного в лекции материала, отксерокопированного из учебника. В любом случае студент отвечает на занятии устно, с опорой на подготовленный материал.
- Обратите внимание на задания, указывающие на необходимость подготовки аннотации на указанные словари. Помните, что аннотация - это краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения. Цель аннотации – проинформировать читателей о существовании работы определенного содержания и характера. Объем аннотации практически не зависит от объема первоисточника и обычно колеблется от 150 до 2000 знаков. Краткие аннотации сводятся к характеристике исходного текста в каком-либо одном аспекте (например, с точки зрения основной тематики), развернутые более подробно представляют исходный текст. Описательные аннотации раскрывают тематику книги, сообщают сведения о ней, но не дают критической оценки, рекомендательные оценивают первоисточник с разных точек зрения (например, с точки зрения доступности книги определенной категории читателей). Обязательными компонентами аннотации являются тема первоисточника, целевое назначение и читательский адрес. Кроме того, в аннотации могут быть факультативные компоненты: дополнительные сведения об авторе первоисточника, оформлении(иллюстрации, способ подачи материала), инструкции по использованию печатного издания и т.д.
Образец аннотации:
Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова . - 2-е изд. - М.: Русский язык, 1985;
Словарь представляет собой новый лексикографический труд. Он подготовлен на основе словаря-справочника «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. Словарь содержит около 63500 слов современного русского языка. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, введены запретительные пометы. Словарь предназначается широкому кругу читателей, для которых будет служить справочным пособием.
Словарная статья:
Пылесосить- 1 л. ед. неуп., -осит, прич. страд, прош. неуп.
- Аннотации оформляются на карточках с двух сторон: лицевая сторона – аннотация, обратная сторона – примеры словарных статей. Аннотации накапливаются в специальном конверте, прикрепленном к рабочей тетради.
- Далее следуют Практические задания для самостоятельной работы студентов, которые должны быть выполнены к началу занятия. Для более качественного и эффективного их выполнения познакомьтесь с текстом работы, обратите внимание на литературу, словари, справочники, которые будут вам необходимы в ходе предстоящей работы, следовательно, нужно их принести на занятие.
- Вернитесь к формулировке темы и еще раз проверьте, все ли вам понятно, готовы ли вы ответить на вопросы по теме, представить выполненные практические задания, которые будут обсуждаться в ходе занятия. Вопросы, вызвавшие у вас затруднения, можете задать преподавателю в начале занятия.
Методические рекомендации по организации