Говорите иногда «надо»
Хотя этот стимул поистерся, потому что долгие годы был почти единственным в нашей школе, его возможности далеко не исчерпаны. Обязательно придавайте ему личностную направленность – «Тебе надо сделать последующий шаг! Ты многого достиг, стал одним из лучших. Останавливаться нельзя!» Учащийся должен испытывать удовлетворение оттого, что, преодолевая трудности, поступил как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано.
Используйте ситуацию.Дело в том, что стимулы часто подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные, случайные стимулы ничуть не хуже тех, что долго разрабатываются и тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу делу.
Известно, что эффективность деятельности и ее результата зависит от настроения. Научитесь внимательно следить за его колебаниями и управлять настроением учащихся, методами непринудительного вмешательства.
Дайте обучаемому шанс. Будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашем собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутренне чутье, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха», - рекомендует Д.Карнеги.
Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли приводившие обследование «коэффициента интеллекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожиданно объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и по данным последовавших в конце семестра тестовых и испытаний уверенно вошли в лидирующую группу класса.
В одном из исследований для стимулирования достижений была использована компьютерная программа «Успех», с которой школьники любили развлекаться на переменах, прогнозируя свои будущие оценки по различным предметам. Однажды ее настроили так, что программа стала выдавать заведомо неправильные, завышенные результаты, но очень «убедительно» вычерчивала положительную динамику достижений. Уверенность в успехе весьма благоприятно влияла на продвижение в учебе средних и слабых обучаемых.
Очевидно, что подобные эксперименты должны проводиться с опорой на чувство меры. «Поощрять» таким образом можно тех учащихся, которые поверили «ложным» данным и стремятся соответствовать этим данным и даже превзойти их. Если же данный прием не возымел успеха у конкретных учеников, его не следует повторять, нужно искать к ним другой подход и другие стимулы.
Человеческая натура многолика, а поэтому всегда предпочтительнее применять многие слабые стимулы, чем один сильнодействующий: в таком случае что-нибудь обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который сделана ставка, может и не попасть в цель.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучать свое положение. Это стремление следует поощрять у учащихся и активизировать его, взывая к самолюбию, подчеркивая возможность улучшения достижений. Любой школьник прекрасно понимает, что занимается недостаточно и мог бы улучшить свою успеваемость. Что же ему не хватает. Одного сознания мало, нужен и толчок. Его то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующие внутреннее стремление ученика.
Показывайте достижения.Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит представление обучаемому объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. Лучшим средство для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В. Шаталову. Педагоги, использующие эти приемы стимулирования, достигают более высоких темпов продвижения в учебе. И секрета тут особого нет – большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемости». Обнародованный рейтинг придает чувство уверенности и удовлетворения собой.
Участникам, вовлеченным в познавательный процесс, необходимо в каждый данный момент знать, где они находятся, насколько продвинулись. Обратная связь – в любой форме – должна доходить до учащихся вовремя. Контрольная (или конкурс) в среду, оглашение результатов в четверг – это вовремя; сообщать же о результатах месяц спустя практически бесполезно.
Осторожно поддерживайте соперничество.Человек – существо конкурирующее, и от этого факта нам никуда не деться. Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками. На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество и в какой мере, пока нет однозначного ответа. Но, судя по опыту зарубежной, в частности американской, школы, соперничество между учащимися необходимо поощрять и использовать его как стимул для побуждения их к более активному труду. Методы соревнования в школе позволяют не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формируют готовность достойно встречать неудачи, радоваться успехам. Но необходимо учитывать, что проигравшие окажутся в невыгодном свете, их престиж снизится, у них может развиться чувство неуверенности, безысходности, собственной неполноценности, а в особенно трудных случаях и аварийное эмоциональное состояние – стресс.
Для соревнования могут быть созданы группы учащихся, когда у каждой группы соревнующихся будут одинаковые шансы на победу. В этом случае соревнуются равные участники и победа зависит от каждого члена группы, поэтому в данном случае четко проявляется эффект обучения и самообучения в группе, а проигравшая группа не теряет надежд на победу в последующих соревнованиях в различной учебной деятельности. Желательно соревнования проводить по различным направлениям: успехи в учебе, в спорте, решениях творческих задач и т.д. и выставлять конкретные и общие рейтинги за групповые достижения.
Хвалите.Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна быть заслуженной и одобряться классом или соперниками в учебной деятельности:
· Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию;
· Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала халтурно сделанного становиться оскорблением интеллекта и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает.
· Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы и восхищены.
· Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста туту очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрюмый, то учащийся, скорее всего, не поверит его словам.
Критикуйте, сопереживая. Психолог Ю. Красовский советует делать это грамотно, во всеоружии современных научных достижений:
- подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этом раз не получилось. Не всегда достигается положительный результат, на ошибках нужно учиться»);
- критика-аналогия («Когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего учителя»);
- критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»);
- критика сожаление («Я очень сожалею, но должен сказать, что работа выполнена не качественно»);
- критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноват не только ты…»);
- критика-удивление («Как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал…»);
- критика-укоризна («Что же ты сделал так неаккуратно? Это же контрольная работа»).
Переходите на контракты. Этот вид стимулирования в последнее время практикуется в западных школах. Учитель предлагает классу деловой контракт на выполнение взаимных обязательств. Учащиеся берут на себя обязательства выполнять работу на должно уровне, а учитель – объективно и вовремя ее оценивать, выполнять организационные и консультационные функции. Контракт считается документом, не подлежащим нарушениям, который должны выполнять и учащиеся и преподаватель. Ежемесячно выполнение требований контракта проверяются доверенными лицами от учащихся и преподавателем.
Ищите нестандартные решения. Лучше все-таки действовать по проверенным правилам. Но ведь кому-то нужно создавать и проверять новые. Старайтесь, но осторожно, опираясь на дидактические принципы и закономерности обучения.
Дайте обучаемому шанс спасти свой престиж.В девяносто девяти случаях из ста, отмечают авторы специальных психологических исследований, люди ни в чем себя не упрекают, как бы не правы они ни были. Следует использовать эту слабость. Пусть обучаемый думает, что в плохой оценке виноват не он, а исключительно учитель. Пусть он оправдывается неблагоприятным стечением обстоятельств и невезением. Дадим ему шанс спасти свой престиж, оправдаться перед собой, но ненавязчиво информируя его, большинство учащихся в классе находятся в подобных ему условиях, но учатся лучше и, как правило, не винят преподавателя в своих неудачах, которые имеются у всех, и многие их просто преодолевают.