Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания

Сосредоточение внимания на умственной деятельнос­ти облегчается, если в познание включено практическое действие.Например, легче удержать внимание на содер­жании научной книги, когда чтение сопровождается кон­спектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюде­ния и опыты показывают, что к концу рабочего дня уве­личивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуж­дение, вызванное причинами, посторонними для выпол­няемой работы (озабоченность какими-то другими мыс­лями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Раз­личают следующие свойства внимания: объем, сосредо­точенность (концентрация), распределяемость, устойчи­вость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объек­тов, которые воспринимаются одновременно.

Обычно объем внимания зависит от специфически прак­тической деятельности человека, от его жизненного опы­та, от поставленной цели, от особенностей воспринимае­мых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспри­нимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше учас­ток воспринимаемой формы, тем концентрированнее вни­мание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изу­чение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его на­значении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успеш­но развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания выражается в умении одно­временно выполнять несколько действий или вести наблю­дение за несколькими процессами, объектами.

С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеет­ся лишь частичное торможение,
в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняе­мыми действиями.

Таким образом, чем лучше человек овладел действия­ми, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточеннос­ти сознания в течение всего времени на конкретном пред­мете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное вли­яние оказывает интерес.

Необходимым условием устойчивости внимания явля­ется разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам пред­метов, однообразные действия снижают устойчивость вни­мания. Физиологически это объясняется тем, что под вли­янием длительного действия одного и того же раздражите­ля возбуждение по закону отрицательной индукции вызы­вает в том же участке коры торможение, что и ведет к сни­жению устойчивости внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторон­ними раздражителями, или продолжительное действие од­ного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях вни­мания, которые представляют собой периодическое ослаб­ление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень со­средоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

К свойствам внимания относится и переключение вни­мания.

Переключение внимания состоит в перестройке вни­мания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых уси­лий.

Общие понятия о памяти

Память— форма психического отражения, заключаю­щаяся в за-креплении, сохранении и последующем воспро­изведении прошлого опыта, делающая возможным его по­вторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познаватель­ной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсо-знания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действи­тельности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мыс­ленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памятиявляются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представле­ние воображения— это представление о предметах и яв­лениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде ни­когда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприяти­ях, однако эти последние служат лишь материалом, из ко­торого мы создаем с помощью воображения новые пред­ставления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предме­ты или явления, связанные в действительности, связыва­ются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запо­минание с уже известным, образовать ассоциацию. С физи­ологической точки зрения, ассоциация представляет со­бой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ас­социаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежностиобъединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходствусвязывают два явления, име­ющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрастусвязывают два противопо­ложных явления. Этому благоприятствует то, что в практи­ческой деятельности эти противоположные объекты (орга­низованность и расхлябанность, ответственность и безот­ветственность, здоровье и болезнь, общительность и за­мкнутость, и т. д.) обыкновенно сопоставляются и срав­ниваются, что и приводит к образованию соответствую­щих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации — смысловые.В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются осно­вой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между раз­личными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.То есть деятельность личнос­ти — основной фактор, детерминирующий (определяю­щий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Виды памяти

Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память(информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выпол­нения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память(информация запоминается це­ленаправленно, с помощью специальных приемов). Эффек­тивность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго че­ловек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память,тратится много сил, вре­мени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его ос­мысления;

б) логический пересказ, который включает: логичес­кое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память(смысло­вая) — вид памяти, основанный на установлении в запо­минаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

в) образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) — работает об­разная память. Образная память бывает разных типов: зри­тельная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, ося­зательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специаль­ные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память,долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая ин­формация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъяв­ленной информации на короткое время (5–7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1–2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек мо­жет запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, карти­нок, кусков информации.

Долговременная памятьобеспечивает длительное со­хранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с созна­тельным доступом (т. е. человек может по своей воле из­влечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга мо­жет получить к ней доступ и актуализировать во всех дета­лях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память— вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслужива­ющий эту деятельность благодаря сохранению информа­ции, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память— обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает ин­формацию в течение дня,
а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и кате­горизации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой ин­формации.
У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычис­лительных операций, снижаются внимание, кратковремен­ная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Забывание

Забывание— естественный процесс. Подобно сохране­нию и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Физиологическая основа забывания — торможение времен­ных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, дли­тельным или временным. При полном забываниизакреп­ленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забываниематериала происходит то­гда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошиб­ками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможени­ем временных нервных связей, полное забывание — их уга­санием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней пос­ле заучивания забывание идет быстрее, чем в последую­щие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2–3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение на­зывается реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понима­ние, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин пос­ле заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день — 2–3 повторения, во второй день — 1–2 по­вторения, в третий–седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7–10 дней. Помни­те, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без пе­регрузки учеба, заучивание маленькими порциями в тече­ние семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вы­зывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сес­сии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоми­нанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения.Отрицательное влия­ние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением,оно особенно ярко прояв­ляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполня­ется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Формы воспроизведения:

n узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

n воспоминание, которое осуществляется при отсут­ствии восприятия объекта;

n припоминание, представляющее собой наиболее ак­тивную форму воспроизведения, во многом завися­щую от ясности поставленных задач, от степени ло­гической упорядоченности запоминаемой и храни­мой в ДП информации.

Развитие мышления в персоногенезе

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает опреде­ляться объектом, на который оно направлено,
и приобре­тает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе осво­ения общественного опыта. Наглядно-действенное, нагляд­но-образное и словесно-логиче-ское мышление — последо­вательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действен­ное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В резуль­тате создаются первые неустойчивые группировки предме­тов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организа­цию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту осо­бенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь нагляд­ными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требу­ющие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствитель­ность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связы­вать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблю­дается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятий­ное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Виды мышления

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление —вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предме­тов, реальное преобразование в процессе действий с пред­метами.

Наглядно-образное мышление— вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функ­ции образного мышления связаны с представлением ситу­аций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — станов­ление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразует­ся лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление —вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с по­нятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продук­тивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышлениеразличают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структур­ных и динамических особенностей. Теоретическое мышле­ние — это познание законов, правил. Основная задача прак­тического мышления — подготовка физического преобра­зования действительности: постановка цели, создание пла­на, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда срав­нивают с мышлением эмпирическим.Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные поня­тия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитиче-ским (логическим)мышлением. Обычно использу­ются три признака: временной (время протекания процес­са), структурный (членение на этапы), уровень протека­ния (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление ха­рактеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышлениенаправлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аути­стическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическоемышле­ние», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репро­дуктивногомышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности про­дукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также отличать непроизвольныемысли­тельные процессы от произвольных:непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определен­ной задачи, постановка которой включает в себя цельи условия.Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачиявляется естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет восприня­то субъектом как срыв или неудача. С динамикой мысли­тельного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженноев начале и удовлетворенноев конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка пробле­мы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Мыслительный процесс

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза.Осозна­ние гипотезы порождает потребность в проверке.Критич­ность — признак зрелого ума. Некритический ум легко при­нимает любое совпадение за объяснение, первое подвер­нувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждениюпо данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (усло­вия задачи), который является сознательным и целена­правленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление си­туации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

n подготовка;

n созревание решения;

n вдохновение;

n проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требу­ется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т. д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алго­ритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключе­ние и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и
ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», оза­рение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание ре­шения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накоплен­ный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Качества мышления и структура интеллекта

Широта мышления— это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх­ностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышленияхарактеризуется умени­ем человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкостьмысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки.

Быстрота ума— способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость умапроявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельно­сти может быть обусловлена типом нервной системы, малой ее подвижностью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).

Критичность ума— умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы. К индивиду­альным особенностям мышления относится предпочтитель­ность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мыш­ления.

В настоящее время существуют, как минимум, три трак­товки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект — это со­вокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека оп­ределяет его интеллект. «Интеллект — это глобальная спо­собность действовать разумно, рационально мыслить и хо­рошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показате­лем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уров­нем общего интеллекта, от которого зависит, как этот че­ловек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфи­ческие способности, проявляющиеся в решении конкрет­ных задач.

Терстоун с помощью статистических методов исследо­вал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.Он выде­лил семь таких потенций: 1) счетную способность,т. е. способность оперировать числами и выполнять арифмети­ческие действия; 2) вербальную (словесную) гибкость,т. е. легкость, с которой человек может объясняться, исполь­зуя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприя­тие,т. е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию,или способность представлять себе различные предметы и формы в простран­стве; 5) память;6) способность к рассуждению;
7) быс­троту восприятиясходств или различий между предмета­ми и изображениями.

Позже Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, ис­ходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символи­ческим, семантическим, поведенченским).

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который ле­жит в основе нашей способности к мышлению, абстраги­рованию и рассуждению. Примерно к
20 годам этот интел­лект достигает наибольшего расцвета.

Операции мыслительной деятельности

К разрешению задачи мышление идет с помощью мно­гообразных операций, таких как сравнение, анализ, син­тез, абстракция и обобщение.

Сравнение— мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ— мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Та­ким образом, мы отделяем несущественные связи, кото­рые даны в восприятии.

Синтез— обратный анализу процесс, который восста­навливает целое, находя существенные связи и отноше­ния.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анали­зом частей. В складе мышления некоторых людей наблюда­ется склонность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых — в широте синтеза.

Абстракция— выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем перехо­дит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение(или генерализация) — отбрасывание еди­ничных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться пу­тем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается че­рез раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвя­занными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совер­шается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждениеявляется основной формой результата мыс­лительного процесса. Надо сказать, что суждение ре­ального субъекта редко представляет собой интеллектуаль­ный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональ­ностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.

Рассуждение — это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием,если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением,если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят срав­нение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышле­ние осуществляется в понятиях и представлениях, и глав­ной формой протекания мышления является рассуждение как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение назы­вается обоснованием, индуктивное — умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, та­ких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыс­лить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувствен­ными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мыш­ления взаимосвязаны.

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности»,сокращенно обозна­чаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интел­лектуальных возможностей индивида со средними показа­телями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возмож­ностями его ровесников. Например, календарный возраст — 8 лет,
а умственные способности ближе к шестилетней груп­пе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Сред­нее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие — 200. Стандарт­ное (т. е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта ос­новная масса (68%) и считается людьми со средним ин­теллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результа­ты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сни­женным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способно­стями (IQ от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олиго­френия» («малоумие»), под которым обозначают врожден­ную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабо­умие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией.

Самая тяжелая форма слабоумия — идиотия, характери­зуется IQ=20, речь и мышление практически не формиру­ются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя сте­пень называется имбецильностью(IQ=20...50). Словарный запас имбецилов до 300 слов, они обучаемы, неплохо ори­ентируются в привычной житейской обстановке. У них боль­шая внушаемость, склонность к слепому подражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стремятся к само­стоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, на­ходя партнеров среди себе подобных.

Дебильностьюназывают легкую степень слабоумия (IQ<75%), которую трудно отличить от психики на ниж­ней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адек­ватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обу­чения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мыш­лении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкрет­ными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Расстройства мышления

Психологи достаточно хорошо умеют определять фор­мы и уровни расстройств мышления, степень его отклоне­ния от стандартов, «нормы». При эйфории, приподнятом настроении, увлеченности (у некоторых людей — в началь­ной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше со­знание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляе­мый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество — неоправданная «обстоя­тельность мышления».Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способ­ность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной «обстоятельностью», старательно и бесконечно описывают всякие мелочи, по­дробности, не имеющие никакого значения детали.

Наши рекомендации