Эмпирические методы психолого-педагогического исследования

11. Методы изучения педагогической документации и продуктов деятельности учащихся.

12. Обобщения передового педагогического опыта.

13. Основные виды эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.

14. Возможности эмпирических и теоретических методов.

15. Моделирование как метод исследования в педагогике.

16. Основные понятия математической статистики.

17. Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований.

18. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования.

19. Поисково-преобразующий этап экспреримента.

20. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования.

21. Оформление результатов научного исследования.

22. Профессионально-значимые и психолого-педагогические качества личности ученого-исследо­вателя.

23. Внедрение результатов исследований в педагогическую практику.

Вопросы практического характера

1. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Развитие воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении их с народными сказками”.

2. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “Вопросы учителя на уроке как средство развития образного мышления школьников».

3. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: “Эмоционального компонента и его влияние на развитие произвольной памяти школьников ”.

4. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Условия и факторы агрессии школьников и пути ее коррекции ”.

5. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “Дифференцированное обучение школьников на основе особенностей их темперамента ”.

6. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: «Дифференцированное обучение школьников на основе особенностей их памяти ”.

7. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Дифференцированное обучение школьников на основе особенностей их мышления ”.

8. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “ Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у школьников ”.

9. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: «Преодоление неуспеваемости школьников через формирование учебно-познавательных мотивов”.

10. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: «Формирование межличностных отношений школьников через использование коллективных форм учебной работы”.

11. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “Задания учебника как средство развития произвольной памяти школьников.”.

12. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: “Реализации развивающей функции обучения через вопросы и задания учителя на уроке”.

13. Проведите примерную конкретизацию следующих тем педагогического исследования: а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся; б) развитие интеллектуальной одаренности в детском возрасте; в) проблема оценки результатов обучения; г) сотрудничество педагога и ученика в учебном процессе.

14. Определите объект и предмет исследования по следующим темам: Тема: Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе усвоения знаний младшими школьниками. Тема: Учет особенностей мышления школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении Тема: преодоления неуспеваемости школьников через формирование учебно-познавательных мотивов учения. Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу

15. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

Предмет исследования:задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.

Предметом является агрессивные проявления дошкольников и коррекционная работа по их устранению

Предмет исследования: русские народные традиции как средство формирования гуманного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования: психогимнастика как метод коррекции психического инфантилизма у детей старшего дошкольного возраста.

16. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: Предметом является игра, как средство коррекции агрессивных проявления младших школьников.

17. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

Тема: Учет особенностей мышления младших школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении

18. Проведите примерную конкретизацию следующих тем педагогического исследования: Создание культурно-образовательной среды. Экологическое образование студентов. Формирование умений интегративного характера у будущих учителей

19. Подвергните критическому анализу следующую гипотезу: «Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что учет условий жизнедеятельности и приоритетное развитие координационных способностей первоклассников в ходе учебных занятий по физической культуре повысят в целом эффективность процесса их физического воспитания».

20. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу

21. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:Предмет исследования: задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.

22. Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин».

23. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

вопрос учителя на уроке как средство развития младших школьников.

График выполнения квалификационной работы

Нименование этапов работы Рекомендуемые сроки исполнения Фактические сроки исполнения Замечания руководителя
Выбор направления исследования      
Формулировка рабочего названия темы      
Уяснение темы и цели исследования      
Составление списка литературы      
Предварительное ознакомление с литературой      
Определение рабочего варианта метадологического аппарата      
Выбор методов исследования необходимых для успешного решения поставленных задач      
Составление развернутого плана дипломной работы      
Изучение литературы (выписки по каждому пункту плана, учет и анализ информационных данных)      
Оформление предварительных результатов по теоретической части исследования      
Определение логики и составление плана экспериментальной работы      
Разработка методических материалов к формирующему эксперименту      
Проведение эксперимента и анализ его результатов      
Уточнение плана дипломной работы      
Обобщение результатов критического анализа источников и накопленных фактов      
Написание теоретического раздела работы      
Проведение дополнительных исследований      
Написание экспериментальной части работы      
Написание введения и заключения      
Доработка дипломной работы по замечаниям руководителя      
Оформление дипломной работы      
Подготовка к защите      
 

ОТЗЫВ И РЕЦЕНЗИЯ

После того как работа выполнена, на нее дается отзыв и рецензия. Отзыв дает научный руководитель и консультанты. Рецензию делает специалист не работающий на кафедре, выпускающей квалификационную работу.

Рецензия.

В рецензии на дипломную работу должно быть отражены:

· Актуальность темы;

· Полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;

· Эффективность использования избранных методов для решения проблемы;

· Достижение поставленной цели;

· Практическая ценность и возможность использования полученных результатов.

Отзыв

В отзыв, как правило, включается:

· Характеристика работы по всем разделам;

· Отмечаются положительные стороны, недостатки;

· Степень самостоятельности автора;

· Наличие у него навыков работы с научной литературой;

· Навыков организации экспериментального исследования;

· Обоснованность и значимость результатов исследования;

· Возможность их применения в практике.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Оценка «отлично» выставляется за выпускную квалификационную работу, в которой:

· Всесторонне обоснована актуальность выбранной темы;

· Определены объект, предмет и цели исследования:

· Сформулирована проблемная гипотеза и задачи исследования;

· Разработан план проведения исследования;

· В теоретической части работы дан всесторонний критический анализ изученной литературы по теме исследования. В котором должен прослеживаться предмет исследования и собственная позиция студента по исследуемой проблеме;

· Дан критический анализ изучения педагогической практики по теме исследования, указаны его сильные и слабые стороны.

· Правильно организована и всесторонне освещена экспериментальная работа. Дан количественный и качественный анализ полученных результатов. Установлены причинно-следственные связи между полученными данными;

· В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования, показывается , что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Определены направления дальнейшего исследования проблемы;

· Работа оформлена в соответствии с требованиями к квалификационным работам.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой соблюдены все основные требования, но

· недостаточно аргументированы отдельные стороны теоретического анализа проблемы,

· при анализе литературы упускаются отдельные стороны изучаемой проблемы;

· допускаются не точности в анализе результатов эксперимента.

· работа оформлена аккуратно и в соответствии с требованиями к квалификационным работам.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой

· теоретический анализ проблемы представлен описательно;

· экспериментальная работа не достаточно аргументирована;

· допускаются ошибки в оформлении работы.

Учебное издание

Маслов Сергей Ильич

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Курс лекций

Лицензия ЛР № 020062 от 03.10. 91.

Формат 297 х 420/4. Бумагав офсетная. Печать трафаретная.

Усл. Печ. Л. 4. Уч.-изд. Л.4,1. Тираж 300 экз. Заказ 442.

Издательство Тульского государственного педагогического

Университета им.Л.Н.Толстого.

300026, Тула, просп.Ленина, 125.

Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им.Л.Н.Толстого.

300026, Тула, просп.Ленина, 125.

[1] ГуринаТ.П. Представления старше­классников о ценностях. – М.: Педагогика,1995,№4. С. 48.

[2] Мальцева В.М. // Педагогика, 1995, №4. с. 55.

Наши рекомендации