Эмпирические методы психолого-педагогического исследования
11. Методы изучения педагогической документации и продуктов деятельности учащихся.
12. Обобщения передового педагогического опыта.
13. Основные виды эксперимента в психолого-педагогическом исследовании.
14. Возможности эмпирических и теоретических методов.
15. Моделирование как метод исследования в педагогике.
16. Основные понятия математической статистики.
17. Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований.
18. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования.
19. Поисково-преобразующий этап экспреримента.
20. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
21. Оформление результатов научного исследования.
22. Профессионально-значимые и психолого-педагогические качества личности ученого-исследователя.
23. Внедрение результатов исследований в педагогическую практику.
Вопросы практического характера
1. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Развитие воображения у детей дошкольного возраста при ознакомлении их с народными сказками”.
2. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “Вопросы учителя на уроке как средство развития образного мышления школьников».
3. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: “Эмоционального компонента и его влияние на развитие произвольной памяти школьников ”.
4. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Условия и факторы агрессии школьников и пути ее коррекции ”.
5. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “Дифференцированное обучение школьников на основе особенностей их темперамента ”.
6. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: «Дифференцированное обучение школьников на основе особенностей их памяти ”.
7. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Дифференцированное обучение школьников на основе особенностей их мышления ”.
8. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “ Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у школьников ”.
9. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: «Преодоление неуспеваемости школьников через формирование учебно-познавательных мотивов”.
10. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: «Формирование межличностных отношений школьников через использование коллективных форм учебной работы”.
11. Сформулировать объект, предмет и гипотезу исследования по теме: “Задания учебника как средство развития произвольной памяти школьников.”.
12. Сформулировать противоречия и проблему исследования по теме: “Реализации развивающей функции обучения через вопросы и задания учителя на уроке”.
13. Проведите примерную конкретизацию следующих тем педагогического исследования: а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся; б) развитие интеллектуальной одаренности в детском возрасте; в) проблема оценки результатов обучения; г) сотрудничество педагога и ученика в учебном процессе.
14. Определите объект и предмет исследования по следующим темам: Тема: Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе усвоения знаний младшими школьниками. Тема: Учет особенностей мышления школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении Тема: преодоления неуспеваемости школьников через формирование учебно-познавательных мотивов учения. Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу
15. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
Предмет исследования:задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.
Предметом является агрессивные проявления дошкольников и коррекционная работа по их устранению
Предмет исследования: русские народные традиции как средство формирования гуманного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования: психогимнастика как метод коррекции психического инфантилизма у детей старшего дошкольного возраста.
16. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: Предметом является игра, как средство коррекции агрессивных проявления младших школьников.
17. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
Тема: Учет особенностей мышления младших школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении
18. Проведите примерную конкретизацию следующих тем педагогического исследования: Создание культурно-образовательной среды. Экологическое образование студентов. Формирование умений интегративного характера у будущих учителей
19. Подвергните критическому анализу следующую гипотезу: «Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что учет условий жизнедеятельности и приоритетное развитие координационных способностей первоклассников в ходе учебных занятий по физической культуре повысят в целом эффективность процесса их физического воспитания».
20. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу
21. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:Предмет исследования: задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.
22. Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин».
23. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
вопрос учителя на уроке как средство развития младших школьников.
График выполнения квалификационной работы
Нименование этапов работы | Рекомендуемые сроки исполнения | Фактические сроки исполнения | Замечания руководителя |
Выбор направления исследования | |||
Формулировка рабочего названия темы | |||
Уяснение темы и цели исследования | |||
Составление списка литературы | |||
Предварительное ознакомление с литературой | |||
Определение рабочего варианта метадологического аппарата | |||
Выбор методов исследования необходимых для успешного решения поставленных задач | |||
Составление развернутого плана дипломной работы | |||
Изучение литературы (выписки по каждому пункту плана, учет и анализ информационных данных) | |||
Оформление предварительных результатов по теоретической части исследования | |||
Определение логики и составление плана экспериментальной работы | |||
Разработка методических материалов к формирующему эксперименту | |||
Проведение эксперимента и анализ его результатов | |||
Уточнение плана дипломной работы | |||
Обобщение результатов критического анализа источников и накопленных фактов | |||
Написание теоретического раздела работы | |||
Проведение дополнительных исследований | |||
Написание экспериментальной части работы | |||
Написание введения и заключения | |||
Доработка дипломной работы по замечаниям руководителя | |||
Оформление дипломной работы | |||
Подготовка к защите | |||
ОТЗЫВ И РЕЦЕНЗИЯ
После того как работа выполнена, на нее дается отзыв и рецензия. Отзыв дает научный руководитель и консультанты. Рецензию делает специалист не работающий на кафедре, выпускающей квалификационную работу.
Рецензия.
В рецензии на дипломную работу должно быть отражены:
· Актуальность темы;
· Полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;
· Эффективность использования избранных методов для решения проблемы;
· Достижение поставленной цели;
· Практическая ценность и возможность использования полученных результатов.
Отзыв
В отзыв, как правило, включается:
· Характеристика работы по всем разделам;
· Отмечаются положительные стороны, недостатки;
· Степень самостоятельности автора;
· Наличие у него навыков работы с научной литературой;
· Навыков организации экспериментального исследования;
· Обоснованность и значимость результатов исследования;
· Возможность их применения в практике.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Оценка «отлично» выставляется за выпускную квалификационную работу, в которой:
· Всесторонне обоснована актуальность выбранной темы;
· Определены объект, предмет и цели исследования:
· Сформулирована проблемная гипотеза и задачи исследования;
· Разработан план проведения исследования;
· В теоретической части работы дан всесторонний критический анализ изученной литературы по теме исследования. В котором должен прослеживаться предмет исследования и собственная позиция студента по исследуемой проблеме;
· Дан критический анализ изучения педагогической практики по теме исследования, указаны его сильные и слабые стороны.
· Правильно организована и всесторонне освещена экспериментальная работа. Дан количественный и качественный анализ полученных результатов. Установлены причинно-следственные связи между полученными данными;
· В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования, показывается , что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Определены направления дальнейшего исследования проблемы;
· Работа оформлена в соответствии с требованиями к квалификационным работам.
Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой соблюдены все основные требования, но
· недостаточно аргументированы отдельные стороны теоретического анализа проблемы,
· при анализе литературы упускаются отдельные стороны изучаемой проблемы;
· допускаются не точности в анализе результатов эксперимента.
· работа оформлена аккуратно и в соответствии с требованиями к квалификационным работам.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой
· теоретический анализ проблемы представлен описательно;
· экспериментальная работа не достаточно аргументирована;
· допускаются ошибки в оформлении работы.
Учебное издание
Маслов Сергей Ильич
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Курс лекций
Лицензия ЛР № 020062 от 03.10. 91.
Формат 297 х 420/4. Бумагав офсетная. Печать трафаретная.
Усл. Печ. Л. 4. Уч.-изд. Л.4,1. Тираж 300 экз. Заказ 442.
Издательство Тульского государственного педагогического
Университета им.Л.Н.Толстого.
300026, Тула, просп.Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им.Л.Н.Толстого.
300026, Тула, просп.Ленина, 125.
[1] ГуринаТ.П. Представления старшеклассников о ценностях. – М.: Педагогика,1995,№4. С. 48.
[2] Мальцева В.М. // Педагогика, 1995, №4. с. 55.