Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами

Структурные компоненты самостоятельности личности [16]

Проявления личности
1.Смысловая саморегуляция (побудительная) Добросовестность Интерес Настой­чивость Доверие Чувство собст­венного достоинства Самооценка
2.Процессуальная самооценка (исполнительная) Добровольность Целеустремленность Организованность Самообладание Уверенность в себе Самоконтроль
3.Интеграция (самостоятельная позиция) Ответственность Инициатива Деловитость Уважительное отношение (тактичность) Требовательность к себе (самокритичность) Саморефлексия

Диагностика - это способы изучения личности человека путем использования стандартных процедур тестирования.

В соответствии представленным компонентам самостоятельности личности необходимо определить критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников, которыми можно воспользоваться при проведении опытно-экспериментальной работы по проверке гипотетических положений по достижению эффективности исследуемого процесса.

Критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников [18,c.49]:

1. Уровень сформированности смысловой (мотивационно-побудительной) саморегуляции школьника:

1.1. степень увлеченности предметом;

1.2. упорство в преодолении трудностей;

1.3. целеустремленность.

2. Уровень сформированности процессуально-действенной саморегуляции школьника:

2.1. умение осуществлять самоконтроль;

2.2. умение ответственно относиться к поручениям учителя;

2.3. умение самостоятельно планировать свои действия и добиваться их реализации согласно поставленным целям.

3. Уровень сформированности самостоятельной личностной позиции школьника:

3.1. требовательность к себе (самокритичность);

3.2. самоанализ учебных действий (рефлексия);

3.3. желание осваивать ценности предмета как интегральной науки.

Для выявления уровня целенаправленности и самоактуализации школьников выбрано анкетирование.

Для выявления уровня деятельностного показателя нами предлагается использовать метод наблюдения и оценки. Наблюдение - целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.

Уровень Баллы Умения
Высокий Умеет придумать и создать мультимедийную презентацию, составить план проекта
Средний Умеет создать мультимедийную презентацию
Ниже среднего Создает мультимедийные презентации с помощью учителя
Низкий Не умеет создавать мультимедийные презентации и модели

Для выявления уровня личностных качеств в оценке уровня самостоятельности учащихся использовалось тестирование, представленное ниже. Педагогический тест- система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности - система, создаваемая с целью объективно оценить структуру и качественно измерить уровень структурных качеств самостоятельности учащихся [19,c.58].

В качестве исследования были взяты 10 учащихся (5 десятиклассников и 5 одинадцатиклассников), которые осуществляли проекты. Небольшая исследовательская выборка обусловлена широтой исследования, обработки разнородных данных. Результаты эксперимента представлены ниже в таблицах:

1. Мотивация участия в обучении методика Л. В. Байбородовой

Цель: выявить мотивы учащихся в деятельности.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера.

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия подростков в деятельности.

Вторая методика. Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.

Ход работы: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям».

1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

1. Проведите классификацию мотивов, их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы – 4,5;

б) мотивация благополучия – 1,11;

в) престижная мотивация – 6,12;

г) мотивация содержания – 7,10;

д) мотивация прессом – 2,9;

е) узкие социальные мотивы – 3,8.

2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ на соответствие критериям:

а) богатство и разнообразие мотивов;

б) социальная ценность мотивов;

в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов

  10 класс % 11 класс %
коллективистские мотивы
личностные мотивы
престижные мотивы.
расширенная мотивация
широкие социальные мотивы    
мотивация благополучия
престижная мотивация      
мотивация содержания
мотивация прессом    
узкие социальные мотивы    

Как видно, чем старше становится подросток, тем больше присутствие в структуре мотивации познавательных интересов и интересов саморазвития. Именно жажда знаний побуждает высокий уровень самостоятельности.

2. При выявлении уровня деятельностного показателя использовался метод наблюдения. Полученные результаты отражены в таблице

В процессе наблюдения были поставлены следующие «рамки». В качестве критериев самостоятельности был тест-опросник. А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

Тест

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда «гну» свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
«Настойчивость» 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
«Самообладание» 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции [16].

Сформированность процессуально-действенной саморегуляции учеников

Уровни 10 класс 11 класс
n % n %
Высокий
Средний
Ниже среднего        
Низкий        

Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся 11 класса имеют больше навыков сбора информации, ее анализа и создания мультимедийных презентаций, чем ученики 10 класса. Причем низкого уровня ученики не обнаружили.

Таблица сформированности самостоятельности учащихся при оформлении проектов

Компонент Уровень 10 класс 11 класс
Мотивационный   % %
Выс.  
Ср.  
Низ.    
Деятельностный Выс.
Ср.
Н. Ср.    
Низ.    

Как мы видим, в самостоятельности при работе с проектами у 11-классников играет большую роль мотивационный аспект, который заключается в желании узнать больше и развиваться. Именно этот показатель необходимо культивировать в учащихся старших классах – он позволит при самостоятельной работе овладевать дополнительными навыками, расширять кругозор и развиваться вне рамок урока.

Заключение

Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности.

В этой связи П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию».

Практика показала, что часть понятий, категорий очень трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. И, наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и порой без особых сложностей осваивают этот же материал.

Следовательно, часть учебных тем может быть освоена школьниками самостоятельно, с опорой на их субъектный опыт, при этом получит развитие и опыт познавательной деятельности.

Развитие творческого мышления обучающихся, формирование потребности в творческом труде, развитие самостоятельности в пополнении знаний является одной из главных задач общеобразовательного процесса.

С нашей точки зрения, наиболее перспективным в плане развития познавательной самостоятельности обучаемых, формирования и развития у них творческого типа мышления, является так называемый «метод проектов» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Анализ учебно-методической литературы показывает, что метод проектов в последние годы приобретает все большую популярность в образовательном процессе (в рамках средней и высшей школы). Сегодня известны проекты и результаты их реализации в практике обучения различным дисциплинам.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

- подготовительный этап;

- этап планирования;

- исследовательский этап;

- отчет – представление результатов исследования;

- этап оценки результатов выполнения проекта.

В данной курсовой работе в практической части представлен проект по географии для учащихся 10-11 классов творческого типа.

Список используемой литературы

1 Бочкина, Н.В. Самостоятельность личности школьника (системно-структурный анализ): Учебное пособие к спецкурсу./ Н.В. Бочкина. - Л.: ЛГПИ, 2001. - 88 с.

2 Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: Семинарско-практ. занятия: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений и системы повышения квалификации работников образования / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО; Изд-во «Учитель», 2002. — 59 с.

3 С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

4 Дмитриева О.В. Актуальные проблемы современной системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

5 Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Отдел модернизации образования Комитета по образованию.

6 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.

7 Кукель Л.И. Применение парацентрической технологии обучения для развития опыта самостоятельной познавательной деятельности на уроках экономики в 10-м классе // МОУ «СОШ № 135» -

8 Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / серия «Педагогическое образование» - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004 – 336 с.

9 Качалова Л.П., Качалов Д.В., Качалов А.В. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6 – С. 52-53

10 Калганова Е.В. Методы обучения учащихся на уроке как одно из средств формирования их ключевых компетенций / Наука и инновации XXI века: мат-лы V открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. - С. 245-246.

11 Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, № 6

12 Отчет по программе развития «Школа личностного самоопределения и развития в инновационном режиме». Подготовительный этап 2010-2011 г.г. // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» - г. Ханты-Мансийск, 2011

13 Повзун В.Д., Повзун А.А. Интерактивная образовательная технология как средство формирования навыков самостоятельной работы и развития критического мышления студентов в университете / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе: Мат-лы IV межрегион. науч.-практ. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. - С. 67-75.

14 Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности: учебные материалы на компакт-диске (УДК 378.661.126 (07), ISBN 5-7243-0006-0). - СПб ГМА им. И.И. Мечникова, 2007.

15 Прокопьев М.Н. Педагогические технологии в совершенствовании и развитии самостоятельной работы студентов // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 5 – стр. 80-82

16 Соколова О.Н. Особенности саморегуляции подростков с разными мотивами учебной деятельности. // Психология, социология и педагогика. – № 11 Ноябрь 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1260

17 Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии, Москва-Омск, 1997.

18 Тремасова Л.В. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения // МОУ «Гимназия №3» - 4 с.

19 Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Приложение А

Текст Проекта

Этап

Основные достопримечательности

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Акрополь - На протяжении тысячелетий Акрополь является символом Афин, священная скала, звено, которое связывает великолепие древнегреческой цивилизации с современностью.

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Музей Акрополя - После нескольких десятилетий планирования и строительства, 20 июня 2009 года свои двери открыл Афинский музей Акрополя.

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Монастырь Агия Триада - Расположен на вершине одной из самых живописных и стройных скал Метеоры. Добраться до вершины этой скалы можно только по 140 крутым ступеням

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Храм Зевса Олимпийского - Храм был построен из мрамора с горы Пантелус . Его длина составляют 96 метров, а его восточные и западные фасады равны 40 метрам.

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Остров Панагии - Островок Панагии является украшением Парги. Находится в гавани и призывает туристов насладиться видом на город с

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Кносский дворец - Кносс был резиденцией легендарного царя Миноса и основным центром власти на острове Крит

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Храм Ники Аптерос - Этот маленький храм был построен в 427-424 до н.э. по проекту архитектора Калликрата

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Спиналонга - Одно из самых посещаемых археологических мест на Крите после Кносса

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Эрехтейон - Эта жемчужина архитектуры, созданная в ионическом стиле, была завершена после смерти Перикла

Эксперимент-наблюдение при работе учащихся с проектами - student2.ru

Река Нестос - Нестос является одной из пяти крупнейших рек Греции, протяженность которой составляет около 243 км, 140 из которых находятся на греческой территории

2 этап.

Экскурсия по Греции

Древняя Олимпия знаменита и в наши дни как место зажжения Олимпийского огня. В Олимпии мы увидим место, где проходили первые Олимпийские игры в 767 году до н.э., побываем в Алтисе, священной роще, где когда-то состязались между собой могучие атлеты античности, увидим храм Геры — древнейший каменный храм всей Греции и храм Зевса Олимпийского — самый большой храм Пелопоннеса. Также посетим Археологический музей, где сейчас находятся все уцелевшие скульптуры, среди которых есть подлинник работы Праксителя — Гермес с младенцем Дионисом, признанный лучшей античной статуей, сохранившейся до наших дней…

Теперь наш путь лежит на юг, на полуостров Пелопоннес. Древние греки мечтали открыть новый торговый путь и спустя века, вручную, здесь был прорыт Коринфский канал. Если встать на мостике посредине канала, то откроется необычный вид: отвесные скалы и далеко-далеко изумрудно-зеленая вода - просто дух захватывает. Мы познакомимся с жемчужинами Арголиды.

Нас ждут Микены - город сокровищ, свидетельство доисторической роскоши и величия Греции. Далее - живописный городок Нафплион. И завершим свое знакомство лечебным центром античного мира - Эпидавром. В лесной долине было сооружено святилище лекарей Древнего Мира. Эпидавр известен своим хорошо сохранившимся театром с уникальной акустикой. Мария Каллас, Лучано Паворотти и другие теноры считали за честь выступить в Эпидавре…

А теперь круиз по греческим островам Саронического залива – Эгине, Поросу и Гидре. Нас ждет обладающий богатой историей остров Эгина, когда-то названный "Островом голубей". В античное время этот остров являлся торговым портом, позже недолго – столицей Греческого государства. Здесь очень популярны разнообразные изделия из глины и набережная со знаменитым фисташковым рынком. Следующий остров – колоритный Порос, где был создан первый арсенал военно-морского флота независимой Греции. Домики, окрашенные в пастельные тона, поднимаются вверх от самого берега моря. Главная достопримечательность Пороса - лимонный лес. Тысячи лет поэты и влюбленные приходят в него вдохнуть возбуждающий чувства густой пахучий воздух.

"Мудрость Афины". Удивительный город, с которым связана судьба Греции. Страна переживала периоды расцвета и упадка, величия и унижения, но святые горы и крутые утесы, древнейшие храмы и амфитеатры сохранили ту первозданную красоту, которая осталась нетронутой спустя много веков. Наверное, греческая богиня Афина все ещё хранит свой город…

Продолжится наше знакомство с Афинами осмотром древнего Акрополя. Это один из выдающихся памятников архитектуры, который готов представить нашему взору такие шедевры, как Парфенон, колоннаду Пропилей, храм богини Ники и Эрехтейон…

3этап.

Традиции и обычаи современной Греции

Когда два человека произносят одно и то же вместе, они сразу говорят : Пьясе коккино!!!, и должны дотронуться до любого красного предмета имеющегося поблизости, чтобы предотвратить ссору. (Греки верят, что когда одновременно произносится одна и та де фраза, это обязательно приведет к конфликту или драке).

У греков считается плохой приметой (и дурными манерами) не предложить чего-нибудь выпить любому, кто придет к ним в дом, независимо от времени суток и непродолжительности визита.

Когда-то это была ложечка сладкого варенья на блюдечке со стаканом воды, но в наши дни это может быть все что угодно: кофе, пирожные, шоколадные конфеты, мороженое или алкогольные напитки. Гости играют важную роль в непрерывности процветания дома.

Например, если гость не собирается остаться на ночь, он не должен причесываться или стричь ногти, пока находится в гостях, и особенно важен тот гость, который первым переступит порог дома в новом году.

Поэтому в качестве ранних утренних гостей стараются приглашать людей доброжелательных. Входя в дом, они должны переступить порог правой ногой, одновременно желая семье счастливого Нового года. В старые времена они должны были принести с собой плод граната и, войдя в дом, швырнуть его на пол; разлетевшиеся зерна, по поверью, должны были приносить процветание весь оставшийся год.

Наши рекомендации