Темаз. воспитательный процесс, его особенности, принципы, средства и задачи
Задачи занятия:1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса. 2. Рассмотреть средства воспитания и их особенности. 3. Разобрать принципы воспитания, показав их реализацию в спортивной деятельности. 4. Рассмотреть задачи
воспитания как систему последовательных условий достижения поставленной цели.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать- содержание и роль принципов в учебно-воспитательном процессе, их взаимосвязь с целями и методами воспитания;
уметь- выявлять наиболее важные принципы, обеспечивающие успешность решения определенной воспитательной цели и планировать для ее достижения систему соответствующих задач.
Особенности воспитательного процесса:длительность воспитания (формирование жизненных позиций и разнообразных личностных свойств - процесс достаточно медленный) и отдаленность результатов (иногда на месяцы и годы); многообразие параллельно решаемых задач, что требует их логического взаимоподчинения; многообразие трудно учитываемых влияний со стороны всех, с кем доводиться контактировать воспитуемому, включая различные виды искусства и средства массовой информации; субъективное, не всегда адекватное осмысливание личного жизненного опыта воспитанником; необходимость обязательного сочетания воспитания с добровольным и планомерным самовоспитанием.
Принципы воспитания- это основные положения, которыми руководствуются при организации и проведении воспитательного процесса. Поаналогии с любым другим производственным процессом, можно сказать, что они играют роль технологических условий и, если положительного педагогического результата не получается, следовательно, нарушено, прежде всего, выполнение какого-либо принципа.
Система принципов воспитания:
1. Общественная направленность личности.Этот принцип предписывает необходимость воспитывать у подрастающего поколения долг и ответственность перед обществом. Ориентация в спорте на личный успех может формировать сугубо эгоистические наклонности личности. Важно, чтобы и духовный, и физический потенциал, достигнутый в спорте, позднее реализовался на пользу общества в обычной жизни через трудовую и общественную деятельность.
2. Связь воспитания с жизнью.Принцип требует, основываясь на высокой нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может встретиться, и, главное, быть способным бороться и преодолевать эти трудности, отстаивая свои убеждения и интересы.
3. Связь воспитания с трудом, с практической деятельностью.Этот принцип требует подготовки воспитанника в процессе проведения учебно-тренировочных занятий к разнообразной реальной трудовой деятельности.
4. Комплексный подход к постановке и решению задач воспитания.Принцип требует в каждом занятии параллельного решения ряда воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Принцип требует всестороннего изучения и учета в воспитательной работе уровня развития, подготовленности воспитанников, их личного опыта и т.п.
6. Воспитание личности в коллективе.Принцип требует включения воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных социальных отношений взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, способности руководить и подчиняться.
7. Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого.Принцип требует при выполнении всех педагогических действий не унижать личные достоинства и самоуважение воспитанника.
8. Опора на положительные качества в личности воспитанника.Принцип требует при исправлении нравственных недостатков опираться на имеющиеся у воспитанника положительные свойства и качества личности.
9. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью подопечных.Принцип требует побуждения воспитанников к самостоятельности и пробуждению инициативы.
Ю.Преемственность и единство педагогических воздействий.Принцип требует от педагога организации единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник.
11. Систематичность и непрерывность воспитательного процесса.Принцип требует четкого планирования и грамотного управления воспитательным процессом.
Средствами воспитанияявляются виды деятельности (труд, общественно-полезная деятельность, игра, учеба, физическая культура и спорт), общение и области искусства. Их особенность - в нейтральном отношении к воспитанию, все зависит от придаваемой им направленности и применяемых методов воспитания.
Задачи воспитания- это комплекс взаимосвязанных или последовательно усложняющихся условий, которые нужно выполнить, чтобы достигнуть намеченной воспитательной цели. Некоторые задачи, в свою очередь, могут нуждаться в разработке комплекса условий для их решения, что придает им своеобразный статус промежуточных целей, благодаря чему формируется своеобразная «лестница» взаимоподчиненных целей и путей их достижения - задач.
Вопросы и задания:
1. Перечислите все принципы воспитания и раскройте содержание педагогического требования в каждом из них.
2. Перечислите средства, применяемые в воспитательном процессе, и приведите примеры целесообразного использования этих средств при решении какой-либо задачи или достижении какой-либо цели в физическом воспитаний.
3. Ориентируясь на цели воспитания, разработанные на предыдущем занятии, создайте систему задач, обеспечивающих достижение ближних целей: а) для первого этапа работы с группой новичков, б) для группы младших юношеских разрядов в начале третьего года обучения, в) для юношей и девушек, спортсменов II разряда в предсоревновательный период. Определите, реализация преимущественно каких принципов воспитания обеспечивает достижение поставленной цели и решение той или иной задачи.
4. Поясните, в чем особенность постановки и выполнения задач для кандидатов в мастера спорт"а и мастеров спорта.
Советы по подготовке к занятию:
Оцените, что требуется для достижения поставленной цели: совокупность выполнения каких-либо условий или нужна определенная их последовательность. Это поможет вам сформулировать задачи и определить их взаимосвязь или взаимодополнение, а также уточнить примерное количество занятий, в процессе которых данные задачи могут быть решены.
Для определения наиболее важных принципов, реализация которых необходима для решения каждой задачи, исходите сначала из того, что может помешать воспитанию или ухудшить его результат, а затем установите, какие принципы должны обеспечить успех.
При обсуждении задач для высших спортивных разрядов исходите из того, что это - уже достаточно грамотные люди в области спорта и во многом самостоятельные.
Литература для подготовки:основная - 3, 8, 32, 14, 25; дополнительная - 20, 21,26,27, 28,30.