Темаз. воспитательный процесс, его особенности, принципы, средства и задачи

Задачи занятия:1. Рассмотреть особенности воспита­тельного процесса. 2. Рассмотреть средства воспитания и их особенности. 3. Разобрать принципы воспитания, показав их реализацию в спортивной деятельности. 4. Рассмотреть задачи

воспитания как систему последовательных условий достижения поставленной цели.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать- содержание и роль принципов в учебно-воспитательном процессе, их взаимосвязь с целями и методами воспитания;

уметь- выявлять наиболее важные принципы, обеспечи­вающие успешность решения определенной воспитательной цели и планировать для ее достижения систему соответствующих задач.

Особенности воспитательного процесса:длительность воспитания (формирование жизненных позиций и разнообразных личностных свойств - процесс достаточно медленный) и отдален­ность результатов (иногда на месяцы и годы); многообразие парал­лельно решаемых задач, что требует их логического взаимоподчи­нения; многообразие трудно учитываемых влияний со стороны всех, с кем доводиться контактировать воспитуемому, включая различные виды искусства и средства массовой информации; субъективное, не всегда адекватное осмысливание личного жизненного опыта воспи­танником; необходимость обязательного сочетания воспитания с добровольным и планомерным самовоспитанием.

Принципы воспитания- это основные положения, ко­торыми руководствуются при организации и проведении воспи­тательного процесса. Поаналогии с любым другим производст­венным процессом, можно сказать, что они играют роль техно­логических условий и, если положительного педагогического результата не получается, следовательно, нарушено, прежде всего, выполнение какого-либо принципа.

Система принципов воспитания:

1. Общественная направленность личности.Этот принцип предписывает необходимость воспитывать у подрас­тающего поколения долг и ответственность перед обществом. Ориентация в спорте на личный успех может формировать су­губо эгоистические наклонности личности. Важно, чтобы и ду­ховный, и физический потенциал, достигнутый в спорте, позд­нее реализовался на пользу общества в обычной жизни через трудовую и общественную деятельность.




2. Связь воспитания с жизнью.Принцип требует, основы­ваясь на высокой нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может встретиться, и, главное, быть спо­собным бороться и преодолевать эти трудности, отстаивая свои убеждения и интересы.

3. Связь воспитания с трудом, с практической деятельно­стью.Этот принцип требует подготовки воспитанника в процессе проведения учебно-тренировочных занятий к разнообразной реаль­ной трудовой деятельности.

4. Комплексный подход к постановке и решению за­дач воспитания.Принцип требует в каждом занятии парал­лельного решения ряда воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Принцип требует всестороннего изучения и учета в воспитательной работе уровня развития, подготовленности вос­питанников, их личного опыта и т.п.

6. Воспитание личности в коллективе.Принцип требует включения воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных социальных отношений взаимопомощи, сотрудниче­ства, ответственности, способности руководить и подчиняться.

7. Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого.Принцип требует при выполнении всех педагоги­ческих действий не унижать личные достоинства и самоуважение воспитанника.

8. Опора на положительные качества в личности вос­питанника.Принцип требует при исправлении нравственных недостатков опираться на имеющиеся у воспитанника положи­тельные свойства и качества личности.

9. Сочетание педагогического руководства с инициа­тивой и самостоятельностью подопечных.Принцип требует побуждения воспитанников к самостоятельности и пробужде­нию инициативы.

Ю.Преемственность и единство педагогических воз­действий.Принцип требует от педагога организации единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник.

11. Систематичность и непрерывность воспитательно­го процесса.Принцип требует четкого планирования и грамот­ного управления воспитательным процессом.

Средствами воспитанияявляются виды деятельности (труд, общественно-полезная деятельность, игра, учеба, физиче­ская культура и спорт), общение и области искусства. Их осо­бенность - в нейтральном отношении к воспитанию, все зависит от придаваемой им направленности и применяемых методов воспитания.

Задачи воспитания- это комплекс взаимосвязанных или последовательно усложняющихся условий, которые нужно вы­полнить, чтобы достигнуть намеченной воспитательной цели. Некоторые задачи, в свою очередь, могут нуждаться в разработ­ке комплекса условий для их решения, что придает им своеоб­разный статус промежуточных целей, благодаря чему формиру­ется своеобразная «лестница» взаимоподчиненных целей и пу­тей их достижения - задач.

Вопросы и задания:

1. Перечислите все принципы воспитания и раскройте со­держание педагогического требования в каждом из них.

2. Перечислите средства, применяемые в воспитательном процессе, и приведите примеры целесообразного использования этих средств при решении какой-либо задачи или достижении какой-либо цели в физическом воспитаний.

3. Ориентируясь на цели воспитания, разработанные на предыдущем занятии, создайте систему задач, обеспечивающих достижение ближних целей: а) для первого этапа работы с груп­пой новичков, б) для группы младших юношеских разрядов в начале третьего года обучения, в) для юношей и девушек, спортсменов II разряда в предсоревновательный период. Опре­делите, реализация преимущественно каких принципов воспи­тания обеспечивает достижение поставленной цели и решение той или иной задачи.

4. Поясните, в чем особенность постановки и выполнения задач для кандидатов в мастера спорт"а и мастеров спорта.

Советы по подготовке к занятию:

Оцените, что требуется для достижения поставленной це­ли: совокупность выполнения каких-либо условий или нужна определенная их последовательность. Это поможет вам сформу­лировать задачи и определить их взаимосвязь или взаимодопол­нение, а также уточнить примерное количество занятий, в про­цессе которых данные задачи могут быть решены.

Для определения наиболее важных принципов, реализа­ция которых необходима для решения каждой задачи, исходите сначала из того, что может помешать воспитанию или ухудшить его результат, а затем установите, какие принципы должны обеспечить успех.

При обсуждении задач для высших спортивных разрядов исходите из того, что это - уже достаточно грамотные люди в области спорта и во многом самостоятельные.

Литература для подготовки:основная - 3, 8, 32, 14, 25; дополнительная - 20, 21,26,27, 28,30.

Наши рекомендации