Современные тенденции развития образования
Центральным моментом ценностно-ориентированной и личностно-ориентированной модели развития образования является сотворчество всех участников образовательного процесса, в котором созданы условия для самосовершенствования каждого субъекта. Это предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемно-конфликт-ных ситуаций, в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта для себя.
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени.
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предлагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и учитывая задачу повышения моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций.
Вторая – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация. Это позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе мышления».
Четвертая соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных, контролирующих способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым, в результате чего повысится креативность учащихся (творческий подход к любой деятельности).
Пятая и шестая относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместимой деятельности, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».
Принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО). К этим направлениям были отнесены:
- общепланетарный глобализм и гуманизация образования;
- культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения;
- междисциплинарная интеграция в технологии образования;
- ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.
Реализация прогрессивных тенденций в образовании связана с процессом становления гуманистической модели образования, которая предполагает решение следующих задач:
– развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия;
– формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы;
– овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;
– создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
Планетарный, цивилизационный подходы к обсуждению образовательных проблем связаны с глубинными, парадигмальными изменениями в понимании самого смысла и возможностей образования как широкого социального явления. В настоящее время образование рассматривается в качестве важнейшей сферы созидания личности, индивидуального и общественного менталеобразования и культурообразования. Качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции – человекообразующего, личностно-ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высоко технологичного процесса.
Гуманистическая образовательная парадигма определяет следующие функции образования:
1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях;
2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;
3) создание условий сотворческого общения педагога и обучающихся для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия;
4) культивирование всевозможных форм творческой активности и педагога и воспитанников.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое образование?
2. Охарактеризуйте образование как общечеловеческую и личностную ценность.
3. Каковы социокультурные функции образования?
4. Назовите компоненты образовательной системы России.
5. Каковы структуры управления образовательными системами?