Современные тенденции развития образования

Центральным моментом ценностно-ориентированной и личностно-ориентированной модели развития образования является сотворчество всех участников образовательного процесса, в котором созданы условия для самосовершенствования каждого субъекта. Это предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемно-конфликт-ных ситуаций, в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта для себя.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени.

Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предлагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и учитывая задачу повышения моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций.

Вторая – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация. Это позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе мышления».

Четвертая соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных, контролирующих способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым, в результате чего повысится креативность учащихся (творческий подход к любой деятельности).

Пятая и шестая относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместимой деятельности, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента».

Принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО). К этим направлениям были отнесены:

- общепланетарный глобализм и гуманизация образования;

- культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения;

- междисциплинарная интеграция в технологии образования;

- ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

Реализация прогрессивных тенденций в образовании связана с процессом становления гуманистической модели образования, которая предполагает решение следующих задач:

– развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия;

– формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы;

– овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии;

– создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Планетарный, цивилизационный подходы к обсуждению образовательных проблем связаны с глубинными, парадигмальными изменениями в понимании самого смысла и возможностей образования как широкого социального явления. В настоящее время образование рассматривается в качестве важнейшей сферы созидания личности, индивидуального и общественного менталеобразования и культурообразования. Качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции – человекообразующего, личностно-ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высоко технологичного процесса.

Гуманистическая образовательная парадигма определяет следующие функции образования:

1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях;

2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;

3) создание условий сотворческого общения педагога и обучающихся для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия;

4) культивирование всевозможных форм творческой активности и педагога и воспитанников.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое образование?

2. Современные тенденции развития образования - student2.ru Охарактеризуйте образование как общечеловеческую и личностную ценность.

3. Каковы социокультурные функции образования?

4. Назовите компоненты образовательной системы России.

5. Каковы структуры управления образовательными системами?

Наши рекомендации