Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
В качестве используемых информационных технологий можно выделить:
- электронный учебник,
- изучение учебного материала с помощью компьютера
- оценивание качества усвоения знаний с помощью компьютера
- изучение учебного материала с помощью ауди-, видеосредств
Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:
1) организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;
2) обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;
3) использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода;
4) использование методов, основанных на изучении практики (case studies);
5) использование электронных учебных пособий, видео-, мультимедийных материалов
6) оценка успеваемости студентов на основе балльно-рейтинговой системы;
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Материально-техническое обеспечение дисциплины «Введение в клиническую психологию» определяется материально-технической базой, имеющейся в АГПА и на социально-психологическом факультете, на котором реализуется данная рабочая программа.
Материально-техническая база включает:
· оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);
· технические средства обучения: аудио-, видеоаппаратура, записи фрагментов клинического обследования.
· учебно-наглядные пособия: таблицы, схемы и др. наглядный материал.
· библиотеку и читальный зал, располагающие необходимым количеством учебной и учебно-методической литературы.
Дополнительные материалы
Глоссарий
1. Наука - это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности.
2. Объект исследования науки - определенная область реально существующего мира, реальной действительности, фрагмент объективной реальности.
3. Предмет науки - результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, результат осмысления.
Педагогика — это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, т.е. детей и молодежи.
4. Социальная педагогика - это наука, изучающая процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок).
5. Социализация ребенка — процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок)
6. Социальные институты — исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни людей.
7. Социализация — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
8. Факторы социализации — это действующие на человека условия. Социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на его развитие.
9. Социальное воспитание – результатом его является социальность - способность человека взаимодействовать с окружающим миром.
10. Социальное обучение – его результат – развитие знаний, умений и навыков развития социальности.
11. Социум — окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности; пространство — предметное, культурное, духовное,— где он реализует свою активность.
12. Микросоциум — ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседневная деятельность, отношения и общение.
13. Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. В курсе изучения социальной педагогики, говоря о факторах социализации личности, в качестве социальных институтов называют семью, школу, детский сад, трудовой коллектив и др.
14. Институты десоциализации — криминогенные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального либо асоциального типа.
15. Социальная роль — социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
16. Социальная адаптация — процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.
17. Социальная запущенность — несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.
18. Педагогическая запущенность — состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждениях, школе.
19. Защита детства —система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в соответствующей помощи.
20. Права ребенка — совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
21. Опекунство — правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства.
22. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
23. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.
24. Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют социальным.
25. Жестокое обращение с детьми — нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
26. Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
27. Области социальной работы. Термин «социальная работа» относится к различным областям профессиональной практики и специальной подготовки. Первоначально такие области были определены в 1920 году: семейное благополучие, защита детства, психиатрическая социальная работа, медицинская социальная работа, школьная социальная работа. Впоследствии эти области в некоторой степени изменились, появились новые: промышленная, профессиональная, геронтологическая, сельская, судебная и др.
28. Социальные работники, специалисты в области социальной работы — выпускники школ социальной работы, применяющие свои знания и умения для социального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций, социума в целом. Социальные работники помогают людям повышать способность решать проблемы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность организаций за человека, влияют на социальную политику.
29. Призрение — внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания. Призрение как социальный институт связывают с началом христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси, которое получило развитие в последующий период. Тесно связано с благотворительностью .
30. Социальная защита — система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.
31. Социальная поддержка —комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.
32. Социальная реабилитация— 1) реализация программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.
33. Социальное консультирование— особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
34. Семейное консультирование — психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого — восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благоприятные внутрисемейные условия для развития семьи и ее членов.