Семинар 2. Проектирование педагогического процесса (Практическое занятие, работа в микрогруппах)
План
1. Объекты и этапы проектирования.
2. Характеристика форм проектирования.
3. Разработка проекта (на выбор микрогрупп: школы будущего, учебник нового поколения, фрагмент педагогического процесса, педагогическую ситуацию и др.).
Литература:
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособ. для вузов / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
2. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Л. К. Гребенкина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина и др. ; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд. - М. : Академия, 2008. - 160 с.
3. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: теория и практика решения профессиональных педагогических задач. Часть 1.: учебное пособие. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2011. – 160с.
4. Яркова Т.А., Палихова Н.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. института по направлениям образования (бакалавриат). – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010. – 413 с.
Семинар 3. Понятие субъекта педагогического процесса (Семинар с использованием кейс-метода, техники «таблица-синтез»)
План
1. Различные подходы к возрастной периодизации школьников.
2. Личность школьника; факторы, влияющие на её развитие.
3. Характеристика подросткового возраста.
4. Формы, методы, технологии обучения и воспитания в подростковом возрасте.
5. Характеристика юношеского возраста.
6. Особенности обучения и воспитания в юношеском возрасте.
7. Гендерный подход в педагогике
Задания:
1. Найдите в учебниках педагогики и психологии материал по характеристике школьников разного возраста. Заполните таблицу (границы возраста; социальная ситуация развития; личностные новообразования, характерные для возраста; основные противоречия развития; прогноз трудностей в работе учителя).
2. Решите кейс (см. учебник «Практическая педагогика», ТГСПА им. Д.И.Менделеева, кейс 1)
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха и как её создать. – М., 1991.
4. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.
6. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2002.
7. Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. – М., 1989.
8. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2002.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2000.
10.Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.
11.Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. – Владимир, 1993.
Семинар 4. Субъектные характеристики педагога (Семинар-дискуссия)
План
Каким должен быть учитель современной школы? Выскажите в свободной форме свое мнение по следующим вопросам:
1. Как Вы оцениваете роль педагога в современном обществе?
2. Какие трудности (проблемы) существуют у педагога, образовательных учреждений, системы образования на современном этапе развития общества?
3. Что можно сказать о престижности педагогической профессии?
4. Изменились ли сегодня принципы, по которым люди выбирают педагогическую профессию (профессию учителя)?
5. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и педагога?
6. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими.
7. Можно ли, на ваш взгляд, работать педагогом без желания?
Литература:
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация професси-онального образования: компетентностный подход. – М., 2005.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М., 2004.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Кол-лективная монография /Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб., 2005. – С.8 – 12.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школь-ные технологии – 2004. – № 5.
5. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4.
6. Хрестоматия по педагогике /Под общ. ред. Т.А. Ярковой. – То-больск, 2007. – С.30 - 32.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструиро-вания // Народное образование. – 2003. – № 2, 5.
Семинар 5. Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка (Практическое занятие, работа в микрогруппах)
План
1. Роль родителей в воспитании детей.
2. Типы семей.
3. Проблемы современной семьи.
4. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности детей.
5. Проблемы взаимодействия семьи и школы: современный аспект.
6. Создайте портрет современной семьи с использованием разных техник (информационный бюллетень, коллаж, рисунок, ментальная карта и др.).
Литература:
1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Тюмень, 2003.
2. Классному руководителю /Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
3. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. – Екатеринбург, 1999.
4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 1999.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2000.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.
8. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс: Учебное пособие. – Тобольск, 2005.
9. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1998.
10. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. – М., 1997.