Методические рекомендации
Предварительное ознакомление с темой учебного занятия реализуется через изучение рабочей программы дисциплины и беседу с преподавателем по следующим вопросам:
1. Особенности учебной группы, в которой будет проводиться учебное занятие.
2. Местоположение темы наблюдаемого учебного занятия в системе других тем.
3. Трудности, предполагаемые в изучении предстоящей темы.
4. Цели учебного занятия и как предположительно они будут реализованы.
План анализа лекции:
1. Научный потенциал лекции:
- использование современных исследований;
- научное обоснование используемого материала;
- работа над понятиями.
2. Структурирование излагаемого материала, логика изложения.
3. Диалогичность ведения лекции.
4. Использование наглядных средств.
5. Доступность и образность изложения.
План анализа семинара:
1. Определение формы семинара в соответствии с темой, целями и задачами.
2. Обоснованность подбора заданий и вопросов для обсуждения.
3. Диалогичность и дискуссионность.
4. Уровень подготовки студентов.
5. Роль преподавателя в обсуждении проблем.
6. Результативность (какие профессиональные компетентности формируются).
План анализа мастер-класса:
1. Обоснованность выбора темы и содержания.
2. Наличие авторства в содержании материала
3. Владение педагогическим мастерством.
4. Профессиональная ориентация студентов.
5. Результативность (какие профессиональные компетентности формируются).
Во время наблюдения занятия помните о нескольких правилах.
Любое учебное занятие – это творчество преподавателя, это система, поэтому недопустимо никакое вмешательство в ход и течение учебного занятия. На занятии не может быть второстепенных деталей, поэтому фиксируйте весь ход занятия, несмотря на то, что выделена конкретная цель наблюдения. Не ждите, когда будут выполнены все необходимые по плану наблюдения, действия, за этим можно не увидеть главного. На ход наблюдения накладывает отпечаток система обучения, в контексте которой находится наблюдаемый урок (традиционная, лексико-семинарская, развивающего обучения и т.п.). При организации наблюдения не забывайте о специфике учебного предмета.
Наблюдение учебного занятия всегда связано с его описанием:
– запись позволяет акцентировать внимание на вопросах «что?», «как?», «почему?»;
– описание должно быть целенаправленным, точно отражать и обозначать отдельные стороны, ход и развитие занятия;
– в ходе описания нужно соотнести количественную и качественную стороны учебного занятия (количество методов и их сменяемость, количество опрошенных студентов и количество заданных им вопросов, количество студентов, желающих принять участие в беседе с педагогом, количество вопросов, которые заданы студентами преподавателю, количество отвлечений студентов в процессе учебного занятия и т.п.).
Приступая к анализу учебного занятия, следует учесть следующее:
Педагогический анализ учебного занятия – это не только расчленение, разделение целого на составляющие, но и объединение, сопоставление этих составляющих.
Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия.
Анализ занятия должен быть объективным, т.е. раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока.
В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения урока, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателем и студентами).
Предметом анализа является ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе учебного занятия.
Учебное занятие – это сложная система, все элементы которой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами.
Анализ учебного занятия - это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование профессиональной уверенности педагога.
Предлагаемый ниже алгоритм анализа учебного занятия поможет вам быть компетентными во время беседы по поводу просмотренного учебного занятия.
1. Анализ необходимо начать с рассмотрения цели учебного занятия, сформулированной преподавателем и поставленной им перед студентами.
2. Определить тип и вид учебного занятия.
3. Определить соответствие содержания учебного занятия его виду и цели.
4. Выделить структуру и этапы учебного занятия.
5. В каждом этапе занятия выделить задачи и предполагаемый результат.
6. Проанализировать соответствие психолого-педагогических воздействий преподавателя задаче этапа учебного занятия и его конечному результату.
7. Анализ содержательной стороны учебного занятия:
– соотношение теоретического и фактического материала;
– соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;
– выявление способов выражения студентами осознанности усоенных знаний.
8. Завершается анализ занятия выводом по учебному занятию:
– вскрываются причины достоинств и недостатков в учебном занятии;
– характеризуется конечный результат;
– высказываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.
Приложение 7