III. Современное традиционное обучение (ТО)
Нет силы более могущественной, чем традиция.
Ф. Энгельс
Не говори с тоской – их нет,
Но с благодарностию – были!
В. Жуковский
Революция Коменского в образовании
Коменский Ян Амос (1592 – 1670) – великий чешский педагог, мыслитель-гуманист. Создатель групповой классно-урочной системы обучения, автор книги «Великая дидактика».
На протяжении столетий педагогика развивалась, менялась в соответствии с историческими переменами и устремлениями новых поколений, но, как в каждой науке, есть в ней труд, определивший ее развитие на века, – это «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского. Можно сказать иначе: именно в «Великой дидактике» педагогика осознает себя как теория обучения и воспитания, становится наукой в современном смысле этого слова. Достаточно сказать, что существующей сегодня системой образования и обучения, а прежде всего школой в ее современном виде человечество обязано Коменскому. Он провозглашает и разрабатывает принцип единой системы образования – начального, среднего, высшего, где каждая новая ступень продолжает предшествующую. Идея общеобразовательной школы на родном языке, единой для всех, без различия пола, сословий, происхождения, имущественного положения, выдвинута и обоснована Коменским. В размышлении, чему учить, он обращается к природе, к материальному миру, окружающему человека, и призывает познавать его. Он изгоняет схоластику, ибо «человек живет не для учения, а для деятельности». Он создает учение о школе как о мастерской обучения и нравственного воспитания.
Это он устанавливает понятия: учебный год, учебная четверть, учебный день, урок, школьный класс. Коменский впервые выдвигает и подробно объясняет новые принципы обучения,опирающиеся на сознательность и активность учеников. Он ведет детей в широкий мир от знакомого к незнакомому, от простого к сложному, легко, с помощью наглядности, систематичности закрепляя новые знания упражнениями. Это Коменский ввел существующую ныне классно-урочную систему обучения в школе, определил роль и место учителя, его методы работы в зависимости от возраста детей, концентрическое построение учебного курса.
Дидактические взгляды Я.А. Коменского:
1. Принцип природосообразности воспитания. «Воспитатель юнош … является помощником природы, а не ее господином»; «Пусть все свободно течет, прочь насилие».
2. Принцип энциклопедичности реального образования. «Научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Кроме 7 свободных искусств – изучение физики.
3. Принцип развития способностей человека. «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком».
4. Принцип реальности (сначала вещь, потом слово). «…не из книг, но из неба и земли, дубов и буков»; «Ничему не следует учить, опираясь только на один авторитет, но учить всему при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме».
5. Доступность. «Учить всему кратко, понятно, основательно»; «Пусть будет золотым правилом: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием…, доступное осязанию – путем осязания».
6. Наглядность – в основе чувственный опыт (сенсуалист, гениально обосновал, но придавал ему самодовлеющее значение).
7. Сознательность, систематичность, последовательность, посильность, прочность.
Он подчиняет образование великой задаче воспитания человека.
Нравственное воспитание.
Добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных добродетелей Коменский советует развивать у детей скромность, послушание, благожелательность, опрятность, аккуратность, вежливость, трудолюбие.
Средства нравственного воспитания:
1. Пример родителей, учителей, товарищей.
2. Наставления, беседы.
3. Упражнение в нравственном поведении (в частности, мужестве).
4. Борьба с распущенностью, ленью, недисциплинированностью.
Большое значение дисциплины, но не палочной, а хорошими примерами, ласковыми словами. Против телесных наказаний за плохие успехи в учении, но за – если учащийся допустил богохульство и т.п.
К числу апологетов «традиционной системы» относят также последователей Я.А. Коменского – И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и Ф.А. Дистервега.