Основные стратегии и тактики управления
Термин стратегия многозначен. В зависимости от ситуации употребления понятия стратегия приобретает различный смысл (будущее, идея, система, совокупность и т. п.)
Стратегия – это система способов управленческой деятельности.
Стратегия включает в себя формулировку целей, концепций, правил, процедур и моделей достижения целей, она не содержит количественных показателей.
Можно выделить 4 вида стратегической управленческой деятельности
- распределение ресурсов,
- адаптация к внешней среде,
- внутренняя координация (имидж компании, структуры управления),
- стратегическое предвидение (выбор целей, разработка новой продукции).
Стратегические решения по областям предприятия:
Маркетинг,
Производство,
Финансы,
Кадры,
Снабжение,
Исследовательская деятельность.
Основные стратегические принципы функционирования производства, сформулированные в начале 20 века Генри Фордом:
1. не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому.
2. не обращай внимание на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом.
3. работу на общую пользу ставь выше выгоды. Доходность должна возникнуть в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.
4. производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Т. е. из сырья делать доброкачественный продукт.
Стратегическое планирование – это детализация процесса достижения стратегических целей. Состоит из 2 частей. 1- это составление плана по срокам и объемам достигаемого результата. 2 – основные организационные действия предприятия в плановый период.
При разработке стратегических действий важно осуществлять структуризацию действий:
1. формулировка ценностей и ожиданий высшего менеджмента.
Теории стратегического управления:теории постепенного роста, теория гибкого роста, теория творческого подхода.
В качестве типовых продуктовых стратегий можно выделить:
1. глобального экспорта.
2. отеческого доминирования.
3. собственного представительства – свой региональный дистрибьютер.
4. проникновения производства – предприятие разделяет процесс производства на две стадии: 1- выпуск выскокач. Комплектующих) в центральной фирме, 2- сборка в регионах с последующей продажей продукции.
Задача стратегического управления свести к минимуму продолжительность нежелательных стадий и продлить время предпочтительных стадий жизненного цикла
2. Основные методы управления.
Беседа является одной из самых распространенных форм общения между людьми и в каждом случае имеется своя специфика, определенная методика, правила реализации. Беседа может протекать между равными по своему социальному и интеллектуальному уровню партнерами, между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком. И каждый раз, в каждом случае имеется свой, проверенный всем опытом человечества, стиль, сценарий и драматургия.
Особого искусства и такта требует беседа старшего с младшим, и мало кто из мэтров может избежать соблазна говорить снисходительно-менторским тоном, поучать и наставлять, перейти на одностороннее «ты», повышать голос и, наслаждаясь беззащитностью оппонента, упражняться в остроумии и сарказме. Тон приказа уместен только при экстремальных ситуациях, просьба или поручение действуют эффективнее, чем приказ. Успех деловой беседы во многом зависит от знания психических и интеллектуальных особенностей собеседника, его проблем и желаний. Никогда не следует быть абсолютно уверенным в силе своей аргументации и, что еще опаснее, недооценивать ум и профессионализм оппонента. Навязчивость, неумеренный пафос, панибратство, скрытые угрозы, шантаж обычно дают обратный эффект, вызывают явное или скрытое противодействие.
1. Фундаментальный метод. Суть его – в прямом обращении к собеседнику, которого вы знакомите с фактами, являющимися основой ваших доказательств. Существенную роль здесь играют цифровые примеры и статистические данные – цифры выглядя более убедительно. Но порой цифры могут обмануть. Например, ректор института приводит статистические данные о студентах первого курса. Из них следует, что в течение года 50% студенток вышли замуж. Такая цифра впечатляет, но затем выясняется, что на курсе было лишь 2 студентки, и одна из них вышла замуж.
2. Метод противоречия. По своей сути является оборонительным. Основан на выявлении противоречий в рассуждениях, а также аргументации собеседника и заострении внимания на них. Пример. И. С.Тургенев описал спор между Рудиным и Пигасовым о том, существуют ли не существуют убеждения: « - Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. _ как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно…»
3. Метод сравнения. Очень эффективен и имеет исключительное значение (особенно когда сравнения подобраны удачно). Это способ сделать утверждение более зримым и весомым. Пример: «Жизнь в Африке можно сравнить лишь с пребыванием в печи, где к тому же забыли выключить свет».
4. Метод «да, но…». Его лучше всего использовать, когда собеседник относится к теме разговора с некоторым предубеждением.
5. Метод «кусков». Расчленение монолога вашего собеседника на ясно различимые части: это точно, это сомнительно, здесь существуют самые различные точки зрения, это явно ошибочно.
6. Метод «бумеранга». Дает возможность использовать оружие собеседника против него самого. Остроумие. Пример, В. В.Маяковский выступал перед аудиторией. Вдруг кто-то спрашивает «М., вы какой национальности? Вы родились в Багдати, значит, вы грузин, да? М. решил ответить мягко, по-доброму: «да, среди грузин – я грузин, среди русских – я русский, среди американцев – я был бы американцем, среди немцев – я немец». В это время 2 молодых человека ехидно кричат: «А среди дураков?» М., жестом показывая на кричащих, спокойно отвечает: «А среди дураков я в первый раз!»
Метод игнорирования.
8. Метод выведения. Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
9. Метод видимой поддержки. Он требует особо тщательной подготовки. Вы выступаете в качестве оппонента. Суть – собеседник изложил свои аргументы, факты, доказательства по проблеме дискуссии, а теперь слово предоставляется вам. Но в начале своей речи.