Этапы и способы организации здоровьетворящего образования в современной школе
В данном параграфе: 1) охарактеризовано содержание процесса организации здоровьетворящего образования в школе, а также других образовательных учреждениях; 2) описаны ее основные этапы; 3) представлены проблемы, возникающие по ходу организации данной работы; 4) обоснованы причинно-следственные закономерности их возникновения, а также 5) предложены возможные, по нашему мнению, способы разрешения этих проблем.
Организация процесса здоровьетворящего образования на современном этапе развития отечественной школы состоит в выявлении наиболее оптимальных педагогических путей и условий, обеспечивающих сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья учащихся и учителей, а также родителей учащихся как лиц, косвенно причастных к процессу образования, но напрямую связанных с учащимися и учителями по линии здоровья.
Первым этапом организации процесса здоровьетворящего образования является специальным образом организованная работа с учителями, от деятельности которых и зависит сохранение и становление здоровья учащихся. В то же время именно валеологическая некомпетентность учителей, как отмечалось ранее, является одной из причин неэффективного решения актуальной в настоящее время проблемы здоровья учащихся. Поэтому при организации здоровьетворящего образования наши усилия в первую очередь были направлены на формирование готовности к здоровьетворению у учителей. Здесь представляется уместным привести данные одного социологического исследования, проведенного в Москве около четырех лет тому назад. Цель этого исследования состояла в выявлении состояния здоровья москвичей, идущих утром на работу. Для этого специальным экспресс-методом было обследовано достаточно большое количество граждан. В результате установлено, что в предынфактном состоянии идут на работу две категории населения – учителя и учащиеся (!). Этот факт является лишним доказательством необходимости включения учителей в активную деятельность по творению собственного здоровья, а одновременность и параллельность работы по сохранению и становлению здоровья учащихся и учителей – принципиально важным условием успешной организации процесса здоровьетворящего образования.
Ведущими принципами организации опытной работы, согласно нашей концепции валеологии, были принципы неопределенности, личностной ценности субъекта деятельности, педагогического смысла, сознательной добровольности, личного примера, а также всей совокупности принципов здоровьетворящего образования, представленных в третьей главе настоящего исследования.
Принцип неопределенности обеспечивал нам гарантированное достижение ожидаемого результата в современной педагогической ситуации, одним из характерных признаков которой является душевный дискомфорт, переживаемый подавляющим количеством учителей вследствие потери ими социальной стабильности по причине:
во-первых, отсутствия в настоящее время официально определенного воспитательного идеала;
во-вторых, неудовлетворительного их финансового положения;
в-третьих, отсутствия уверенности в будущем, или, как принято говорить, в завтрашнем дне;
и, наконец, в-четвертых, неуклонной нравственной деградации общества.
В процессе наших семинарских занятий с учителями этим результатом было повышение у них эмоционального тонуса, появление оптимистического настроя, изменение в положительную сторону отношения к себе, к другим людям (в том числе и к ученикам) и к окружающему миру в целом, повышение уровня толерантности. Как свидетельствуют результаты опроса, который мы проводим по завершении каждого семинара, каждой учебы, данные изменения регистрируют более 90 % учителей.
Принцип личностной ценности субъекта деятельностиспособствует повышению самооценки учителей и учащихся и активизации их деятельности в плане здоровьетворения. Суть этого принципа состоит в том, что в ходе работы с учителями для нас в первую очередь важно их личное здоровье. Мы постоянно подчеркивали, что реализация всех наших предложений будет способствовать облегчению их педагогического труда и тем самым улучшению их собственного положения. Необходимость учета этого принципа в нашей экспериментальной работе обусловлена:
во-первых, резко упавшим в нашем обществе за последние два–три десятилетия престижем учительской профессии;
во-вторых, низким уровнем взаимоуважения между всеми субъектами педагогического процесса;
в-третьих, позицией их внутренней, часто ими самими неосознаваемой агрессивности по отношению друг к другу.
Таким образом, реализация принципаличностной ценности субъекта деятельности проявлялась в направленности всех наших действий на улучшение положения каждого из них с разных сторон, что способствовало повышению их творческой активности, самооценки и как результат улучшению отношений между собой.
Принцип педагогического смысладает возможность интерпретировать каждую жизненную ситуацию с точки зрения формирования личности как активного субъекта общественных отношений и учит и учителя, и учащегося видеть педагогические последствия для себя и окружающих каждого своего действия и каждого своего слова. Кроме того, реализация в экспериментальной работе принципа педагогического смысла способствует формированию у субъектов образовательного процесса педагогической позиции, направленной на себя, что является важнейшим условием эффективной организации процесса здоровьетворящего образования, ибо в результате «образовываются» не только учащиеся, но и учителя, и родители.
Принцип сознательной добровольностипозволяет преодолеть так называемый «педагогический сопромат (сопротивление материала)». «Педагогическим сопроматом» мы называем явление, достаточно хорошо известное любому лектору, и более всего педагогу, – это то, чаще всего внутреннее, скрытое, но иногда и открыто выражаемое, причем часто в нарочито агрессивной, демонстративной форме неприятие предлагаемой лектором информации. Как показывает наш собственный лекторский опыт, такое неприятие может ощущаться как перцептивная «непроницаемость» слушателей при практически полной тишине, что можно сравнить с синдромом «ваты», которая арефлекторно поглощает речь, или как открытое пренебрежение со стороны отдельных слушателей или отдельных групп слушателей к воспринимаемой информации, или как саботаж предложений лектора, требующих проявления личностной активности. Разработка научно обоснованных и целесообразно эффективных способов преодоления педагогического «сопромата» является, на наш взгляд, одной из серьезных валеологических проблем, решение которой будет способствовать повышению уровня здоровья как слушателей, так и лектора.
Принцип личного примераявляется одним из важнейших принципов в деле здоровьетворения, ибо, как известно, ничто не зажигает сердце человека сильнее, чем реально наблюдаемые им достижения другого человека. Реализация этого принципа стимулирует интерес и личностную активность индивида в выполнении данной деятельности в силу включения, по К. Изарду, механизма эмоционального заражения.
Наряду с названными свою работу с учителями мы строим также на основе принципов здоровьетворящего образования, действие которых подробно описано во втором параграфе третьей главы. Это дает нам возможность, с одной стороны, обеспечить сохранение и наращивание здоровья учителей, а с другой стороны, продемонстрировать им методику реализации данных принципов в условиях реальной педагогической деятельности.
В работе по организации процесса здоровьетворящего образования можно условно выделить четыре периода, на протяжении которых осуществляется постепенная реализация разработанной нами концепции. Однако особенность описываемого процесса состоит в том, что организация процесса здоровьетворящего образования, как условие становления здоровья субъектов педагогического процесса, является одной их непреходящих социальных задач любого общества в силу неоспоримой значимости проблемы здоровья для каждой индивидуальной человеческой жизни и для выживания (то есть сохранения) человечества на Земле как вида. Схематическое отражение этапов нашей опытной работы представлено в табл. 5.
Как видно из таблицы, первый этап – ценностно-ориентационный – это вхождение в проблему, осознание ее личностной и педагогической значимости и активное овладение валеологическими знаниями и способами восстановления и наращивания собственного здоровья. Эта работа продолжается до настоящего времени, что объясняется глобальностью и актуальностью проблемы здоровья.
Второй этап – проектировочно-опытный – этап валеологического просвещения педагогов образовательных учреждений различных уровней (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования), который также продолжается в настоящее время. Для систематизации этой работы нами в соавторстве с Т. В. Кружилиной разработана программа валеологического образования для педагогов образовательных учреждений, ведущими принципами которой являются системный, деятельностный, синергетический и антропологический подходы.
На этом же этапе мы стали реализовывать идеи организации здоровьетворящего образования в собственной педагогической практике (в курсах педагогики и педагогической валеологии для студентов отделения педагогической валеологии факультета педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного университета).
Таблица 5
Этапы экспериментальной работы по организации процесса здоровьетворящего образования
Этапы | Начало этапа | Цель этапа | Содержание этапа | Результаты этапа |
Первый – ценностно-ориентационный | Выявление оснований для постановки проблемы | Изучение современной педагогической ситуации с позиции здоровья субъектов образовательного процесса, валеологическое образование педагогов | Формулирование проблемы | |
Второй – проектировочно-опытный | Овладение валеологическими и валеопедагогическими знаниями | Констатирующий эксперимент, начало опытной работы, валеологический анализ организации современного педагогического процесса, валеологическое образование учащихся и их родителей | Формулирование темы исследования, постановка цели, выдвижение гипотезы и разработка методики ее проверки | |
Третий – конструктивно-формирующий | Разработка методологической и методической базы эксперимента | Расширение экспериментальной базы, диагностика текущих результатов экспериментальной работы, теоретическое осмысление результатов, полученных на данном этапе, корректировка первоначального плана экспериментальной работы | Разработка программы по валеологии «Здоровое поколение» для учащихся, разработка программ валеологической подготовки педагогических кадров | |
Четвертый – аналитико-прогностический | Подведение итогов исследования | Осмысление и анализ полученных на данный момент результатов, выявление возможностей реализации разработанной концепции организации здоровьетворящего образования в образовательных учреждениях любого уровня | Теоретическое оформление результатов исследования |
На третьем – конструктивно-формирующем – этапе в опытную работу активно включаются учащиеся через изучение курса валеологии. Материальным результатом данного этапа стала разработанная в соавторстве с Т. В. Кружилиной программа по валеологии «Здоровое поколение» для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы, которую можно применять также в учреждениях дополнительного образования и при условии соответствующей адаптации к возрасту учащихся в средних специальных учебных заведениях.
На четвертом – аналитико-прогностическом этапе – осуществляется осмысление и анализ полученных на данный момент результатов, проверка их на соответствие цели и необходимая коррекция с тем, чтобы можно было продолжить организацию процесса здоровьетворящего образования на более высоком уровне. Следует особо подчеркнуть возможность реализации данной концепции не только в общеобразовательной школе, но также в образовательных учреждениях любого уровня.
Обоснованные в исследовании методологические (то есть общие) педагогические условия – 1) валеологическая грамотность и активная здоровьетворящая жизненная позиция всех членов педагогического коллектива образовательного учреждения; 2) курс валеологии в числе обязательных учебных дисциплин для всех учащихся (студентов) на протяжении всех лет обучения и 3) системная валеологизация педагогического процесса в данном образовательном учреждении в течение каждого учебного года – обеспечивают достаточную и необходимую организацию педагогического процесса в любом образовательном учреждении при соответствующем учете возраста учащихся (студентов, воспитанников) и нормативных задач данного образовательного учреждения.
Содержание нашей опытной работы определялось двумя линиями: 1) собственной педагогической деятельностью и 2) деятельностью субъектов педагогического процесса, задействованных в организации здоровьетворящего образования. Наша собственная деятельность, в свою очередь, распространялась на учителей как субъектов педагогического процесса, и на учащихся, которые в рамках нашей концепции также являются субъектами педагогического процесса. В работе с учителями мы ставили целью обеспечение их валеологической подготовки, а в работе с учащимися – обеспечение их валеологического образования. При этом обе линии разворачивались в четырех направлениях: 1) валеологическое просвещение и образование субъектов педагогического процесса; 2) валеологическое развитие; 3) оснащение валеологическим диагностическим инструментарием; 4) методическая подготовка.
Первое направление – это валеологическоепросвещение и образование учителей и учащихся, обеспечивающее им овладение необходимым и достаточным объемом знаний о здоровье человека в целом, о факторах, способствующих повышению или понижению уровня здоровья, о роли самого субъекта в процессе становления его здоровья. Реализация этого направления осуществлялась по отношению к учителям в форме различных по продолжительности обучающих семинаров: 1) курсовых семинаров продолжительностью от одного года до трех лет; 2) семинаров-«погружений» продолжительностью от одного до пяти дней; 3) однодневных разовых семинаров, вводящих в проблему. Кроме того, на этом направлении использовались такие формы, как конференции, педагогические советы, совещания, круглые столы по обмену опытом.
Второе направление – это валеологическое развитие субъектов педагогического процесса, нацеленное, во-первых, на оснащение их валеологическими технологиями, обеспечивающими становление их здоровья, и, во-вторых, оснащение способами применения этих технологий в своей жизни и ведущей трудовой деятельности (для учителей – это педагогическая, а для учащихся – учебная деятельность). Для этого использовались следующие организационные формы: системные тренинги, практикумы, опыты, валеопаузы, динамические школьные перемены между уроками, а также занятия на открытом воздухе (на улице, на природе за городом и пр.).
Третье направление предусматривало оснащение субъектов педагогического процесса простым и доступным диагностическиминструментарием, который можно использовать в повседневной жизни и деятельности и который обеспечивает им достаточно объективное представление о состоянии своего здоровья. При этом соответствующие знания давались им одновременно с их практическим применением, что обеспечивало достижение двойного результата за одну единицу времени: 1) устанавливался наличный уровень собственного здоровья учащихся и учителей и 2) осваивалась система диагностических методик, доступных для применения в условиях педагогического процесса.
Четвертое направление – методическаяподготовка субъектов педагогического процесса к передаче своих знаний и пропаганде преимуществ здоровой жизни среди окружающих их людей. Методическая подготовка обеспечивалась посредством рефлексивного анализа каждым субъектом осуществляемой им деятельности в аспекте ее целей, содержания, принципов и методов организации, логики, а также последующих реакций собственного организма, возникающих в процессе активной деятельности субъекта по творению собственного здоровья.
На семинарах для педагогов образовательных учреждений рассматривалось две группы вопросов:
1) вопросы, связанные с обеспечением личного индивидуального здоровья самих субъектов педагогического процесса. Для этого нами была разработана программа курса «Валеология для всех», содержание которой организовано в логике пирамиды здоровья;
2) вопросы, связанные с организацией процесса здоровьетворящего образования в современных образовательных учреждениях.
В опыте нашей работы мы апробировали разные режимы организации обучающих семинаров и разную их продолжительность, что дало нам возможность сделать определенные выводы и обозначить условия, обеспечивающие достижение наиболее оптимального результата. Итак, можно выделить четыре уровня организации валеологической подготовки субъектов педагогического процесса, различающиеся по знаниевому и потребностному результату.
Первый уровень, предусматривающий формирование у них отношения к проблеме и возбуждение личного интереса на знаниевом уровне, обеспечивается при определенной методике организации этой подготовки за 24 часа учебного времени. На этом уровне отношение к проблеме у субъектов образовательного процесса формируется на уровне ситуативного интереса «в этом что-то есть, можно при случае попробовать». При этом организация этого времени может быть осуществлена в разных режимах:
1) в течение одного трехдневного семинара в режиме «погружения» по 8 часов ежедневно,
2) в течение трех двухдневных семинаров по 4 часа ежедневно один раз в два месяца (в условиях школьной системы образования такие семинары удобно поводить в ученические каникулы),
3) в течение одного учебного года один раз в две недели по полтора часа в день.
Наш опыт работы показывает, что наиболее оптимальным является второй режим, предусматривающий проведение трех семинаров по два дня в дни школьных осенних, зимних и весенних каникул.
На втором уровне обеспечивается формирование у учителей устойчивого интереса к проблеме с позиции личностной значимости, то есть учитель начинает осознавать важность для себя участия в организации процесса здоровьетворящего образования с позиции сохранения и становления собственного здоровья. Достижение этого уровня обеспечивается валеологической подготовкой общей продолжительностью 72 часа. В пересчете на учебный год – это полтора-два полных года в тех же режимах.
На третьем уровне в устойчивом интересе учителей к проблеме организации здоровьетворящего образования просматривается профессиональная направленность. Достижение этого уровня обеспечивается валеологической подготовкой общей продолжительностью от 108 до 144 часов. При этом обязательным условием становится систематическая и постоянная апробация полученных в рамках семинаров знаний в собственной педагогической деятельности как в рамках учебного, так и в рамках воспитательного процесса. На этом уровне в активную деятельность по организации процесса здоровьетворящего образования включаются классные руководители, реализующие в рамках классных часов программу «Здоровое поколение» в части ее направленности на формирование у учащихся социально-психологических и нравственных аспектов здоровья, а организационные формы валеологической подготовки учителей дополняются индивидуальными консультациями, цель которых разработка планов и конспектов классных часов в соответствии с тематикой первых и вторых четвертей каждого класса данной программы.
Четвертый уровень организации валеологической подготовки характеризуется тем, что все компоненты организуемого дела – в данном случае процесса здоровьетворящего образования – полностью согласуются с личными целями и планами учителей, а задача сохранения и становления здоровья учащихся в процессе образования становится для них личностно важной задачей не столько потому, что их здоровье зависит от здоровья учащихся, сколько потому, что здоровье учащихся осознается ими как высшая духовная цель их профессиональной деятельности, как показатель оптимальной реализации их миссии Учителя. Достижение результата данного уровня обеспечивается:
во-первых, валеологической подготовкой учителей продолжительностью от 180 до 200–240 часов, что реально возможно обеспечить регулярными занятиями не менее чем в течение трех лет;
и, во-вторых, обязательной активной включенностью учителей в организацию процесса здоровьетворящего образования в рамках своей педагогической деятельности, как в качестве учителя-предметника, так и в качестве классного руководителя – воспитателя и творца подрастающей личности.
Раскрывая суть валеологической подготовки учителей, являющейся одним из важнейших условий организации процесса здоровьетворящего образования, необходимо особо подчеркнуть методику ее организации. Важнейшим условием валеологической подготовки учителей является ее организации в полном соответствии с теми нормами и требованиями, которые обеспечивают эффективную организацию процесса здоровьетворящего образования:
во-первых, это активное проживание учителями всех валеологических знаний и валеологических технологий;
во-вторых, это обязательная их самостоятельная деятельность по становлению собственного здоровья в периоды между семинарами;
в-третьих, это овладение учителями педагогическими технологиями, обеспечивающими сохранение и становление здоровья учащихся в процессе образования;
в-четвертых, это внедрение этих технологий в практику преподавания различных учебных предметов;
в-пятых, это регулярное поддержание здоровья учащихся и своего в течение каждого учебного дня;
в-шестых, это кардинальное изменение системы взаимоотношений с учащимися в том числе и в рамках учебного процесса путем внедрения рейтинговой оценки знаний, обеспечивающей повышение у учащихся уровня ответственности за свои знания;
и, наконец, в-седьмых, это включение учителей в коллективную разработку интеграционных курсов, что, с одной стороны, позволяет уменьшить, как общее количество изучаемых учащимися предметов, так и количество предметов, изучаемых параллельно, а с другой стороны, способствует преодолению у учителей позиции борьбы и конкуренции, благодаря необходимости сотрудничать в рамках, хотя и интегрированного, но одного учебного предмета.
При этом следует особо сказать об одном важнейшем требовании, без выполнения которого практически невозможно достичь положительного результата при организации обучающих семинаров для учителей в рамках одной школы. Раскроем суть этого требования и обоснуем его непреложную необходимость.
Первое положение, обусловливающее данное требование, состоит в том, что обучающие семинары должны проводиться для всего педагогического коллектива школы одновременно. Опыт нашей работы показал, что проведение семинаров отдельно для учителей начальной школы и отдельно для учителей средней школы неэффективно. Обоснованием для данного вывода послужили результаты нашей работы в двух школах, в которых мы первоначально начали работать только с коллективом учителей начальных классов. Достигнув за три года достаточно высоких результатов в организации процесса здоровьетворящего образования в начальной школе, изменить кардинально положение во всей школе нам не удалось, так как в средних и старших классах начатая в начальных классах работа развития не получила.
Согласно второму положению представители административного состава школы (директор и его заместители по разным направлениям работы) должны участвовать во всех семинарских занятиях на равных правах с другими членами педагогического коллектива, осваивая в режиме совместного проживания все этапы данного процесса. Игнорирование этого условия приводит к тому, что члены администрации постепенно становятся своеобразным тормозом в организации процесса здоровьетворящего образования во всей школе, так как у них самих не формируется здоровьетворящая жизненная позиция. В результате для них остаются скрытыми некоторые предельно важные нюансы процесса здоровьетворящего образования, обнаружение которых возможно только в ситуации личностного проживания этого процесса, причем направленного на них самих. Именно данный факт позволил нам выделить четыре уровня валеологической подготовки учителей как одного из определяющих организационных условий достижения цели нашего исследования.
Третье положение касается режимных моментов в организации обучающих семинаров. Наш опыт показывает, что достижение оптимальных результатов обусловливается соотнесенностью двух моментов: во-первых, регулярности семинарских занятий и, во-вторых, соответствующей этой регулярности продолжительности каждого семинарского занятия. Так, например, при регулярности семинаров один раз в три месяца наиболее целесообразна продолжительность каждого семинара по три полных дня, а если семинары проводятся один раз в два месяца, то достаточная продолжительность каждого семинара два полных дня; если же у педагогического коллектива не имеется возможности проводить семинары-погружения, то наиболее оптимальна регулярность семинарских занятий один раз в два месяца при двух- или трехчасовой продолжительности каждого из них. Обозначенные варианты регулярности проведения обучающих семинаров обеспечивают сохранение энергии, душевного заряда, полученного учителями на каждом семинаре, в течение всего времени между семинарами.
В соответствии с четвертым положением валеологическая подготовка будет определяющим фактором организации процесса здоровьетворящего образования только при условии, если административный состав школы представляет собой сплоченную команду, работающую на одну общую цель. Для обеспечения данного требования наряду с проведением обучающих семинаров для всего коллектива мы также отдельно работали с администрацией по формированию команды, способной управлять организацией процесса здоровьетворящего образования. В ходе нашего исследования мы выявили важную закономерность: чем выше уровень единения и согласия у членов административного органа, тем комфортнее психологическая атмосфера в педагогическом коллективе.
Кроме этого, мы выявили еще одно желательное условие – наличие в образовательном учреждении педагога, лично заинтересованного в реализации данной научной идеи. Это может быть учитель или кто-либо из членов администрации, занимающийся разработкой собственной научной идеи, связанной с проблемой сохранения и становления здоровья субъектов педагогического процесса. Такой учитель-исследователь будет выполнять функции куратора процесса, изнутри регулирующего и организующего его протекание.
Уровни валеологической подготовки учителей как условия организации процесса здоровьетворящего образования отражены в табл. 6.
Таблица 6