Структура тематического периода
Этап | Дата | Цель и задачи этапа | Общая педагогическая работа с коллективом (творческие праздники, творческие дела, сборы, творческие игры и др.) | Специальная педагогическая работа с воспитанниками (общие и индивидуальные воспитательные мероприятия) | Специальная педагогическая работа с родителями (родительские собрания, доклады, беседы, создание творческих бригад и др.) | Работа с педагогическим коллективом |
Предварительная работа | ||||||
Коллективное планирование | ||||||
Основной этап | ||||||
Кульминационный этап | ||||||
Коллективное подведение итогов периода | ||||||
Ближайшее последействие |
Результативность опытно-экспериментальной работы
После апробации программы преобразующего эксперимента необходимо оценить результаты опытной работы. Для этого организуется контрольный эксперимент, содержанием которого являются те же методы диагностики, что и при констатирующем эксперименте. Описание и анализ результатов делается по аналогичной схеме, но все данные представляются в сравнении с результатами констатирующего эксперимента. При наличии контрольной группы осуществляется сравнение результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах. В контрольной группе полностью проводится диагностика с использованием тех же методов, что и в экспериментальной группе. Результаты, полученные в обеих группах, их анализ и выводы представляются в сравнении между констатирующим и контрольным этапами экспериментального исследования.
Пример 7.
В контрольном срезе повторно в экспериментальной и контрольной группах была проведена игра «Светофор» на ряде уроков (5 – 10). Результаты тестирования приведены в таблице 7.
Таблица 8
Анализ уровней интереса к работе на уроке в ЭГ и КГ в констатирующем и контрольном эксперименте (в %)
Группа | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Экспериментальная | 17% - высокий уровень 54% - средний уровень 29% - низкий уровень | 67% - высокий уровень 33% - средний уровень 0% - низкий уровень |
Контрольная | 17% - высокий уровень 63% - средний уровень 20% - низкий уровень | 20% - высокий уровень 63% - средний уровень 17% - низкий уровень |
Из приведенных данных видно, что количество учащихся в классе, имеющих высокий уровень интереса к работе на уроке, в экспериментальной группе возросло с 17% до 67%. Для сравнения возьмем данные контрольного класса, где количество детей с высоким уровнем познавательного интереса возросло всего лишь на 3% (с 17% до 20%). Изменения в контрольной группе, как видно, незначительны. Покажем полученные результаты на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты анализа изучения интереса к урокам русского языка в КГ и ЭГ
Важнейшей характеристикой педагогического исследования является результат – совокупность новых идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с его целями и задачами. Понятие о научном результате исследования шире практического результата экспериментальной работы. Отрицательный эмпирический результат, то есть выявление отсутствия связи между явлениями, опровержение гипотезы, представляет собой ценное научное знание и является позитивным научным результатом.
Значимым этапом работы является обобщение, анализ, интерпретация, объяснение полученных данных. Необходимо проанализировать, для какой из подгрупп воспитанников изменения, полученные в результате экспериментальной работы, оказались наиболее значительными и наименее заметными (для мальчиков, для успевающих средне, для внимательных, для занимающихся в кружках, для лидеров класса…) и постараться найти причину. Важна научная трактовка полученных данных, вскрытие механизма влияния факторов экспериментальной работы на детей. Научный результат исследования должен быть обоснован, доказан, представлен таким образом, чтобы быть использованным в педагогической деятельности, раскрыт с содержательной и внутренне связанной с ней ценностной стороной. На основе полученного результата необходимо разработать методические рекомендации, советы педагогам, разъясняющие пути использования полученных исследователем результатов в практической работе педагога.
Раздел 3. Оформление дипломной работы и ее защита