Тема 3.9. Обучение труду в природе

Цель и задачи изучения темы:

1. Знакомиться с воспитательным значением труда в природе как вида трудовой деятельности для личностного развития ребенка

2. Формировать представление о задачах и содержании обучения труду по уходу за животными и растениями нормально развивающихся детей и детей с проблемами развития

3. Раскрыть методы руководства трудом в природе

4. Определять критерии, показатели овладения ребенком навыками труда в природе

5. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы

Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы

Методические указания: обсуждения вопросов № 3, 4 предполагается проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1–3, тема 3.9., раздел 3)

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Содержание и методы руководства труда по уходу за животными и растениями в первой и второй младшей, средней, старшей и подготовительной группе.

2. Воспитание в процессе руководства хозяйственно-бытовым трудом детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Задачи, содержание работы, показатели освоения навыков труда на природе детьми с нарушениями интеллекта на 3-4 году обучения.

4. Программное содержание обучения навыкам труда в природе глухих и слабослышащих детей на 1-5 году обучения, обучения труду в природе детей с нарушениями зрения на 1-4 году обучения.

Базовый учебник:

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008.

Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с.

Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

Учебно-методическая литература:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей дет. сада. М., 1983.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. М., Просвещение, 1980.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

5. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.

6. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

Содержание лабораторных работ

Раздел 1. Методика обучения изобразительной деятельности

Лабораторная работа № 1:Анализ занятия по изобразительной деятельности

Тема 1.7.Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности

Цель и задачи: формировать умение анализировать занятие по изобразительной деятельности, определяя вид изобразительной деятельности, год и квартал обучения, тему, тип и вид занятия, задачи и методы, используемые на занятии, учится составлять фотозапись занятия как опорную основу для анализа.

Содержание: лабораторное занятие проводится на базе групп детского сада компенсирующего вида.

Студент выходит в утренний (вечерний) промежуток времени, наблюдает за проведением занятия по изобразительной деятельности, ведет фотозапись по следующей схеме:

Вид работы Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
       

Вторая часть занятия проводится в аудиториях, студенты на основе фотозаписи проводят анализ занятия по изобразительной деятельности по следующей схеме:

1. Раздел программы, вид изобразительной деятельности

2. Тип занятия

3. Вид занятия (по содержанию, по методу/ способу изображения, по характеру выбора темы)

4. Тема

5. Год, квартал обучения

6. Задачи: изобразительные (образовательные), технические, коррекционно-развивающие, воспитательные

7. Структура занятия (характеристика вводной, основной, заключительной частей занятия, их соответствие задачам)

8. Методы, использованные на занятии, специфика их применения, соответствие задачам занятия и возрастным возможностям детей

Результаты лабораторной работы: фотозапись и анализ занятия по изобразительной деятельности.

Лабораторная работа № 2:Программное содержание обучения лепке детей с проблемами развития

Тема 1.9. Содержание работы по обучению детей лепке в современных программах для ДОУ компенсирующего вида. Методы обогащения предметной и сюжетной лепки

Цель и задачи: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения лепке детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта

Содержание: лабораторное занятие проводится в аудиториях, студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения лепке в разделах «Изобразительная деятельность» («Изобразительное искусство») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта

Задачи обучения лепке Год, квартал обучения
Глухие дети Слабослышащие дети Дети с наруше-нием зрения Дети с нарушением интеллекта
         

Литература:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.

3. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.

4. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.

Результаты лабораторной работы: карта-конспект

Наши рекомендации