Смена видов деятельности

На I году обучения умственно отсталые дети (дети пятого года жизни) могут продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 минут. Поэтому смена предметов, которые дети рассматривают или с которыми действуют, или смена самих действий должна происходить каждые 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается — одно занятие может длиться 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правильной организации коррекционно-воспитательной работы, становится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже достаточно длительно заниматься одним видом деятельности (7—10 минут) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познавательный, мыслительный, речевой характер. В других случаях, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью — 10—15 минут. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состоять из 2—3 различных заданий.

Рассмотрим два примера.

I год обучения. Занятие по формированию элементарных математических представлений.

Программное содержание: 1. Учить выделять «один» и «много» из группы однородных предметов по подражанию. 2. Учить детей различать предметы по величине — большой, маленький.

1. Выделение одного предмета из группы однородных предметов по подражанию. Игра «Посадим елки». Перед каждым ребенком на подносиках лежат 5 елок. У педагога также 5 елок и коробка с прорезями. Педагог говорит детям, что они будут «сажать» елки. Он берет одну елку и вставляет в отверстие коробки. Затем говорит: «Все делайте, как я». Берет другую елку и поднимает ее. Дети по подражанию делают то же самое. Педагог проверяет, все ли взяли по одной елке, а затем дети по очереди «сажают» по одной елке в прорези коробки (5 мин).

Игра «Собери шишки». На полу группы раскладывается 10— 12 шишек. Педагог берет корзинку и набирает в нее 4—5 шишек. Показывает детям, что шишек в корзинке много. Вызывает 2 детей, дает им корзинки и предлагает собрать оставшиеся шишки. В каждой корзинке набирается несколько шишек — «много» (3 мин).

2. Складывание двусоставной матрешки по подражанию действиям педагога.

На столах у детей стоят в собранном виде двусоставные матрешки. У педагога также двусоставная матрешка, но большей величины. Педагог раскрывает свою матрешку и достает оттуда маленькую матрешку-вкладыш. Дети по подражанию делают то же самое. Педагог рассматривает вместе с детьми маленькую матрешечку, говорит: «Маленькая матрешка». Потом дети по подражанию педагогу вкладывают маленькую матрешку в большую и закрывают ее. Педагог обращает внимание детей на то, что теперь у них в руках большая матрешка (4 мин).

3. Игра «Катание матрешек на машине». Педагог берет машину с открытым кузовом и говорит детям, что матрешки хотят кататься. Ставит в кузов свою матрешку, дети по подражанию ставят своих матрешек и катают их в машине. Педагог обращает внимание детей на то, что матрешек в машине несколько — «много» (3 мин).

IV год обучения. Формирование элементарных математических представлений. (Занятие проводится со всей группой.)

Программное содержание: 1. Продолжать учить детей осуществлять пересчет в пределах семи. 2. Учить соотносить количество разнородных предметов между собой с помощью пересчета. Учить проверять правильность пересчета в практическом действии. 3. Учить детей сравнивать предметы по длине — длинный, короткий.

1. Пересчет предметов. Педагог ставит в наборное полотно 5 красных кругов («Посчитай, сколько»). Под ними ставит 6 синих кругов («Посчитай, сколько»), затем выставляет ряд из 7 зеленых и пересчитывает их вместе с детьми, помогая им назвать новое итоговое число — 7. После этого педагог вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Сколько тут красных кругов? Посчитай», «Сколько тут зеленых кругов? Посчитай» и т.п. (7 мин).

2. Игра «Домики». Дети под звук бубна бегают по комнате. На полу комнаты разложены обручи — «домики». По сигналу педагога («Дождь идет, бегите домой») дети должны встать в пространство внутри обручей. Одному из детей педагог предлагает раздать всем детям в одном из «домиков» красные флажки. Ребенок должен пересчитать количество детей в «домике» и взять сразу столько же флажков. Педагог следит за тем, чтобы ребенок использовал счет для соотнесения предметов по количеству. Другой ребенок должен раздать синие флажки детям из другого «домика». Игру повторить 2 раза (10 мин).

3. Игра «Кто скорее свернет ленту». У педагога две ленты, закрепленные одним концом на палочках. Одна из них — длинная, другая — короткая. Педагог предлагает двум детям соревнование, кто скорее свернет ленту. Естественно, что ребенок, у которого лента длиннее, оказывается в проигрыше. Теперь ему дают короткую ленту, а второму ребенку — длинную. Соответственно изменяются и результаты. После соревнования двух—трех пар дети уже понимают, что результат зависит от того, какая лента сворачивается быстрее — длинная или короткая. Они не хотят брать длинную ленту. Педагог обобщает полученные детьми знания: «Эта лента короткая, ее можно свернуть быстро, эта лента длинная, ее сворачивают долго». После этого он накладывает короткую ленту на длинную и еще раз проводит сравнение по длине (13 мин).

Наши рекомендации