Педагогическое мастерство и его структура
7. Овладение всеми видами пед деятельности может иметь разные уровни. Высшим уровнем является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство представляет собой высокую степень педагогической умелости, совершенное владение всей совокупностью диагностических(воспитание мировоззрения), ориентационно-прогностических(организация и сплочение ученического коллектива, формирование актива),
8. конструктивно–проектировочных(развитие у учащихся позновательных интересов и способностей, повышение их успеваемостии проведение проф ориентации), организаторских,информационно-объяснительных(забота об охране здоровья и физическом развитиии школьников), коммуникативно-стимулирующих(координация учебно-воспитательной работя учителей),
аналитико-оценочных, исследовательско-творческих умений и навыков. Учитель должен обладать природными данными (хороший голос ,слух.....) ,но определяющую роль играют качества приобретенные. Акмеология – наука о проф. и личностном самосовершенствовании человека о развитии и реализации его творческого потенциала как субъекта проф. труда и жизнедеятельности. Структура:
Опыт проф деятельности, способности > проф.мастерство(комплекс свойств личности,обеспеч высокий уров самоорганизации ее проф деятельности)> проф.творчество(высокий уров выполнения проф деят, кот хар новизной и оригинальностью методов, приемов) > проф.новаторство(внесение и организация инноваций)
Креативность – готовность к постоянному в течение всей жизни личностному и проф. Развитию.
Педагогическое общение: функции. структура. культура пед. общения.
Педагогическое общение – общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи (достаточно регламентираванно по содержанию и формам) социально-ориентированное (напр. объяснение нового материала)
личностно-ориентированное (напр.беседа один на один)
структура пед. общения:моделирование общения,организация общения с учащимися,управление общением в ходе пед взаимодействия,рефлексия и моделирование новой пед задачи.Успешность пед взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога.
Общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми.
В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности
Коммуникативные умения:
умение быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, умение правильно планировать свою речь, умения находить адекватные средства для передачи, умение обеспечивать обратную связь. Способы пед взаимодействия: вербальные и невербальные. учитель должен владеть невербальной коммуникацией! должен обладать экспрессивными и перцептивными способностями!!!
47.Стили педагогической деятельности и общения.Авторитарный (диктат ,хорошие внешние показатели, неблагополучная социально-психологич .атмосфера)
Попустительский (анархический) (плохие внешние показатели, плохая атмосфера)
Демократический (стиль сотрудничества) (благополучный псих. климат, но внешние показатели уступают авторитарным)
Смешанный
Стили проф.общения:
Общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью
Общение на основе расположения
Общение-дистанция
Общение-устрашение
Общение-заигрывание
Цель пед. общения:
-обмен инф-цией (коммуникат.ф-ция): общение: а)вербальн. (монолог/диалог); б) невербальн (жесты мимика позы высота голоса паузы темп речи визуальный контакт)
-формир-ие взаимотн-й (перцептивн. ф-ция):идентификация эмпатия рефлексия установка
-организации д-сти (интерактивн. Ф.): сотрудничество противоборство конкуренция манипуляция
Педагогические конфликты. Их преодаление.
Конфликт – столкновение противоположных и несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Конфликт сопровождается острыми негативными переживаниями их участников. Чтобы возник конфликт нужна конфликтная ситуация, обостряющая взаимодействия субъектов. Чтобы конфликтная ситуация могла перерасти в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, неприятный случай, происшествие) Виды конфликтов:
Деструктивный (столкновение порождено несовместимостью личностей, ведет к рассогласованию взаимодействия)
Продуктивный (столкновение порождено различием точек зрения, способствует нахождению решения проблемы)
Стратегии управления конфликтом;
Приспособление, Отступление, Уклонение, Компромисс, Сотрудничество, Доминирование, Сотрудничество. Конфликт легче предотвратить, чем потом разрешить. (поддержка -дать собеседнику возможность выразить свою точку зрения, молчание и кивок головок в знак понимания, поддакивание; уяснение – убедиться, что вы правильно поняли собеседника, уточняющий вопрос, наводящий; комментирование– высказать собеседнику свое мнение, оценка, совет, комментарий)