Определение социально-экономического эффекта от предложенной программы
Полученные результаты исследования позволяют говорить о низком уровне готовности студентов к формированию здорового образа жизни и гигиенических основ в процессе физического воспитания.
1.Только 29,0% студентов оценили свой образ жизни как здоровый, 89,0% опрошенных отметили недостаточную двигательную активность и только 26,3% студентов считали достаточными свои знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры.
Более 65% студентов испытывают высокую потребность в информации по вопросам культуры здоровья: профилактики заболеваний в образовательных учреждениях средствами и методами физической культуры; рационального питания; профилактике стрессов; знаниям поформировании здорового образа жизни в процессе физического воспитания.
2. Полученные результаты исследования позволяют говорить о недостаточном уровне компетентности преподавателей вузов по обучению
студентов здоровому образу жизни и основам гигиены. Только 42,6% преподавателей используют в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии и 52,5% не могут проектировать педагогическую деятельность с соблюдением гигиенических требований к процессу физического воспитания.
3. Разработанная модель формирования культуры здоровья в системе физического воспитания студентов позволяет быстро реагировать на индивидуальные изменения и корректировать процесс выбора и реализации преподавателем оптимального варианта обучения студентов знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни и гигиене жизнедеятельности.
4. По выделенным в ходе исследования критериям ценностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов можно эффективно оценить уровень сформированности культуры здоровья студентов.
После проведения педагогического эксперимента в течение одного учебного года выявлено достоверное изменение сформированности всех компонентов культуры здоровья в системе физического воспитания студентов педагогического вуза, что доказывает необходимость дальнейшего
усиления воспитательного направления обучения здоровому образу жизни и
основам гигиены в процессе физического воспитания студентов педагогического вуза.
5. В ходе эксперимента выявлена положительная динамика по вопросам соблюдения норм и правил личной гигиены: повысился уровень знания в области гигиены питания, личной гигиены, гигиенических аспектов двигательной активности, труда и отдыха, средний прирост в экспериментальной группе составил 15,43%, в контрольной - 4,17%.
6. Практическое внедрение комплекса педагогических условий, способствующих совершенствованию системы физического воспитания в
вопросах формирования культуры здоровья, позволило достигнуть положительной динамики. Количество студентов с высоким уровнем сформированности культуры здоровья после эксперимента возросло с 25,4% до 59,6% (p<0,05), а количество студентов с низким уровнем сформированности культуры здоровья уменьшилось с 46,0% до 21,0% (p<0,05). При этом доля лиц с высоким уровнем развития культуры здоровья была достоверно выше в экспериментальной группе на 19,2 % (p<0,05).
Итоги педагогического эксперимента и полученные результаты позволяют утверждать, что формирование знаний о здоровом образе жизни и гигиене в системе физического воспитания имеет существенное практическое значение для формирования культуры здоровья будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
3.2
3.3 определение
Заключение
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В основе учебно-воспитательного процесса в высшей учебной школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовке специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.
Причем, воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.
Как не парадоксально это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания.
Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
Список литературы
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам Текст. / Под.ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой; Научн. исслед. ин-т физиологии детей и подростков АПН. - М.: Педагогика, 2012. - 240с.
2. Алькова, С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъективного опыта студентов Текст. : Автореф. дис. . канд. пед. наук / С.Ю. Алькова. М., 2012. - 21с.
3. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце Текст. / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. Киев.: Здоров'я, 2010. - 232с.
4. Афанасьев, И.Н. Ещё о факультативных занятиях в вузах Текст. / И.Н. Афанасьев, К.Д. Черносвитов, Н.П. Диценко // Теория и практика физической культуры. 2010. - Т.13. - №4. - С.294-298.
5. Аширов, Л.Г. Динамика физической подготовленности студентов КАИ за период обучения на 1-2 курсах Текст. / Л.Г. Аширов, И.П. Кобыш // Тезисы докладов научно-методической конференций авиационных вузов РСФСР. Казань, 2012. - С. 12.
6. Ашмарин, Б.А. Обучение физическим упражнениям Текст. / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, Э.Н. Вяткин и др. // Теория и методика физического воспитания: Учебн. для студентов фак. физ. культуры пед.институтов. М.: Просвящение, 2010. - 287с.101
7. Бальсевич, B.K. К проблеме физкультурно-спортивной ориентации Текст. / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -2009. -№1. С.31-33.
8. Бальсевич, В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема Текст. / В.К. Бальсевич // Вопросы философии, 2011.-№8,-С.78-89.
9. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого Текст. / В.К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 2010. - 208с.
10. Бальсевич, В.К. Конверсия высших технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех Текст. / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2013. - №4. - С.21-22.
11. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека Текст. / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожнов. Киев: Здоров'я, 2010. - 224с.
12.Безденежных, А.И. Исследование срочных тренировочных эффектов специальных упражнений конькобежцев и их взаимодействие в процессе тренировки Текст. : Автореф. дис. . канд. пед. наук / А.И. Безденежных. М., 2011. - 25с.
13. Бернштейн, H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 2013. - 348с.
14. Беспалов, Ю.В. Пути повышения эффективности занятий по физическому воспитанию в вузе Текст. / Ю.В. Беспалов, М.Н. Тарасенко // Теория и практика физической культуры. 2012. - №1. - С.67-68.
15. Бондаревский, Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодёжи Текст. :Автореф. дис. . докт. пед. наук / Е.Я. Бондаревский. М., 2013. - 35с.
16. Бойко, Б.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека Текст. / Б.В. Бойко. -М.: ФиС, 2011. 144с.
17. Вайцеховский, С.М. Принципы тренировки «боди-билдинг» Текст. / С.М. Вайцеховский, А.Г. Киселёв // Теория и практика физической культуры, 2009. №7. - С.20.
18. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания: учеб.пособие для студентов физ. воспитания пед. ин-тов Текст. / Я.С.Вайнбаум. М.: Просвещение, 2013. - 176с.
19. Вайник, Г.А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния Текст. : Дис. . канд. пед. наук / Г.А. Вайник. Спб., 2012. - 174с.
20. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте Текст. / Ю.В. Верхошанский. -М.: ФиС., 2010. -215с.
21.Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса Текст. / Ю.В. Верхошанский . М.: ФиС, 2010. -176с.
22. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов Текст. / Ю.В. Верхошанский. М.: ФиС., 2011. - 331с.
23. Верхошанский, Ю.В. Модель динамики состояния спортсменов в годичном цикле и её роль в управлении тренировочным процессом Текст. / Ю.В. Верхошанский, И.Н. Мироненко, Т.М. Антоненко // Теория и практика физической культуры, 2012. — JN92 С. 14-19.
Приложение 1
Таблица 1.1. Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Примечание. Упражнения и тесты но профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.
Приложение 2
Таблица 1.2 Контрольные тесты для студентов
Приложение 3
Таблица 2
Психолого-педагогические условия формирования компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту
№ | Общие условия формирования компетентности | Конкретизация и дополнение общих условий в соответствии с особенностями развития компонентов компетентности |
1. | Опора на основные положения компетентностного подхода: а) организация и психолого-педагогическое сопровождение деятельности студентов, б) стимулирование деятельности студентов посредством применения инновационных средств и методов, в) использование оценочных процедур, адекватных структуре, содержанию и критериям компетентности, г) направленность содержания образования на формирование всех структурных компонентов компетентности, д) учет личных интересов и склонности студентов при выборе содержания образования. | а) организация деятельности студентов, содержательно соответствующей осваиваемым социальным/профессиональным ролям и функциям; б) применение проблемных методов и витагенных приемов обучения, организация решения студентами творческих задач, соревновательность образовательного процесса; в) применение специально разработанных критериально-ориентированных тестов, контент-анализ поведения и деятельности студентов, разработка и использование тестов на определение системности знаний; г) контекстность в применении ситуативно-проблемных и задачных методов обучения; направленность образования на освоение студентами разнообразных социальных и профессиональных ролей, реализацию различных профессиональных функций и гражданских обязанностей, на освоение ими соответствующей полноценной информацией, повышение практикоориентированности образования; д) предоставление студентам возможностей выбора осваиваемых учебных дисциплин в соответствии с вариативной частью содержания образовательной программы, повышение вариативности содержания образования |
2. | Выбор средств, методов, форм образования, соответствующих конкретно-научным характеристикам компетентностного подхода: а)потенциально-актуальный подход, б)личностно-деятельностный подход, в)ситуативно-проблемный подход, г)задачный подход, д)функциональный подход. | а, б) моделирование идеального результата образования, определения соответствия студентов идеальной модели, планирование траекторий развития студентов от реальной к идеальной модели; б) преимущество активным методам обучения, организация контекстной деятельности студентов, направленность на повышение активности и самостоятельности студентов; в) отражение в содержании образования контекста социальной и профессиональной действительности посредством создания ролевых и деловых ситуаций, моделирующих реальные общественные/профессиональные проблемы; г) ознакомление студентов с сущностью различных социальных и профессиональных функций, обеспечение освоения их студентами в условиях игрового взаимодействия. |
3. | Системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности. | Выбор средств, методов, приемов и форм образования, способствующих развитию интеллектуально-когнитивной и деятельностно-поведенческой сфер компетентности: - при формировании системы социальных/профессиональных знаний - опора на междисциплинарный интегративный подход, организация мнемической деятельности студентов, проблемность обучения; - при развитии мышления - направленность на формирование опыта творческого мышления студентов посредством применения средств и методов развития эвристических СУД, методов с применением затрудняющих условий, группового решения творческих задач, стимулирования творческих поисков и т.д. - при формировании опыта поведения, общения, деятельности - организация, стимулирование и педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности студентов, применение технологий активного обучения (в первую очередь, ролевых и деловых игр), проектных методик, опора на ситуативно-проблемный подход и обеспечение интерактивности обучения; обеспечение соответствия содержания педагогической и производственной практик формируемому опыту студентов. |
4. | Опора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной и профессиональной компетентности студентов | - обеспечение студентов полноценной информации о сущности и значении различных социальных и профессиональных ролей и соответствующих им функций; - организация полноценного усвоения информации, а также осуществление индивидуально-ориентированных установочно-мотивационных воздействий с целью активизации практического освоения студентами социальных / профессиональных ролей; - обеспечение овладения студентами эффективными стратегиями социального / профессионального общения, поведения, деятельности; - при формировании социальной компетентности - направленность на освоение студентами роли активного гражданина, реализующего функции участника/организатора политических и социально-экономических процессов, межличностных, в том числе, поликультурных взаимодействий, работы с информацией и саморазвития; - при формировании профессиональной компетентности - направленность на освоение студентами следующих профессиональных ролей с реализацией соответствующих функций и выполнением должностных обязанностей: исследователь (сбор научной информации, обработка информации, представление научных результатов), специалист-теоретик (системный анализ общепрофессиональных знаний, применение систематизированных общепрофессиональных знаний), специалист-практик (учитель физической культуры, тренер, организатор физкультурно-рекреационной деятельности, руководитель физкультурно-спортивной организации). |
5. | Интегративный подход к организации образовательного процесса | - создание целостного дидактического комплекса на основе средств и методов ситуационно-проблемного, задачного, функционального и ролевого подходов; - разработка и применение интегративных ролевых и деловых игр как основной формы реализации инновационного дидактического комплекса; - структурирование содержания обучения на основе принципа междисциплинарной интеграции с выбором интеграционного ядра, соответствующего формируемому виду компетентности. |
Приложение 4
Таблица 3 «Предметно-научное содержание теоретической подготовки»
№ | Объект развития | Научная область |
Социальная компетентность | ||
1. | Политическая и социально-экономическая | Знания в области социологии, политологии, экономические и гражданско-правовые знания |
2. | Социально-коммуникативная | Знания в области этики, психологии межличностного общения, культурологии |
3. | Поликультурная | Знания в области культурологи, филологии, иностранных языков |
4. | Информационно-инструментальная | Знания в области компьютерных наук, информатики, математики |
5. | Индивидуально-личностная | Знания в области общей психологии, психологии личности, акмеологии |
Профессиональная компетентность | ||
1. | Общепрофессиональная - общенаучная | - Знания в области философских, культурологических, социально-экономических, исторических, естественных наук. |
- исследовательская | - Знания в области методологии научных исследований, работы с информацией, в том числе, с разными источниками информации | |
2. | Общеотраслевая а) образовательная: - общетеоретическая | - Знания в области истории и философии образования, правовых основ образовательной деятельности, управления образовательными системами, основ педагогической деятельности, естественно-научных основ педагогической деятельности. |
- общепедагогическая | - Знания в области теории обучения и воспитания: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии. | |
- общепсихологическая | - Знания в области психологических основ педагогической деятельности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения. | |
б) физкультурно-спортивная: - общетеоретическая | - Знания в области истории и социологии ФК и С, отраслевой экономики и менеджмент, правовых основ физической культуры и спорта, естественно-научных основ физкультурно-спортивной деятельности. | |
- отраслевая | - Знания в области теории физической культуры и спорта, содержания и видов физкультурно-спортивной деятельности, научно-методологических основ физического воспитания и спортивной тренировки, педагогических и психологических основ физического воспитания и спортивной подготовки. | |
3. | Специальная - педагогическая | - Знания в области теории физического воспитания, теоретических основ спортивной деятельности, технологических и методических основ организации процессов физического воспитания и спортивной подготовки, аксиологических основ педагогической деятельности в области ФКиС, спортивной этики, технологий физкультурно-спортивной деятельности, физического воспитания и спортивной тренировки, психолого-педагогических основ воспитательной деятельности в сфере ФКиС, общих и специфических подходов к оценке качества физкультурного образования и спортивной подготовки. |
- рекреационная | - Знания в области рекреалогии, средств и методов физической рекреации, содержания физкультурно-рекреационной деятельности, способов выявления физкультурно-рекреационных потребностей населения, медико-биологических и социально-педагогических основ организации досуга населения, способов и методов организации и управления физкультурно-рекреационной деятельностью, способов популяризации физической рекреации. | |
- управленческая | - Знания в области теории систем, теории управления, научной организации труда, организационной структуры физкультурно-спортивного движения, ФКиС как социального явления и отрасли экономики, организационных форм физкультурно-спортивной деятельности, организационных, материально-технических и финансовых основ функционирования ФКиС, основ управления финансами и персоналом физкультурно-спортивных организаций, продвижением услуг, основ стимулирования труда, основ ценообразования на физкультурно-спортивные услуги. |
Приложение 5
Таблица 4 «Содержание практической деятельности студентов»
Вид компетентности | Формы осуществления деятельности и решаемые задачи | ||
Профессиональная деятельность | Общественная деятельность | ||
Социальная | политическая и социально- экономическая | - Реальное знакомство с социально-экономическими условиями жизни различных групп населения благодаря социально ориентированному общение с педагогами (в т.ч., тренерами), учениками и их родителями в период педагогической и производственной практик | - Освоение нормативных правовых способов защиты собственных интересов посредством реализации академических прав и свобод, освоение гражданской ответственности через выполнение академических обязанностей - в рамках студенческого самоуправления. - Формирование гражданской активности путем сотрудничества с молодежными (в т.ч., студенческими) общественными и общественно-политическими организациями (объединениями) и личного участия в избирательных кампаниях, гражданских акциях. |
социально-коммуникативная | - Расширение и повышение разнообразия круга общения (коллеги, ученики и их родители), практическое освоение способов взаимодействия с людьми, принадлежащими к разным демографическим, социальным, профессиональным группам (педагогическая и производственная практики) | - Освоение эффективных способов коллективной деятельности, разрешения конфликтов, навыков конструктивного социального поведения при участии в разных видах волонтерской деятельности | |
поликультурная | - Расширение представлений о культурном многообразии общества в процессе общения с педагогами, учениками и их родителями в процессе педагогической и производственной практик. | - Расширение поликультурных знаний, коррекция культурных установок при участии в работе культурных коллективов, подготовки и участия в творческих мероприятиях разного уровня | |
информационная | - Совершенствование умений эффективно работать с информацией в процессе подготовки и проведения учебных и тренировочных занятий. | - Совершенствование способностей к анализу и определению достоверности информации в процессе волонтерской работы, участия в различных общественных организациях. | |
индивидуально-личностная | - Формирование индивидуальных профессиональных идеалов (идеальных моделей личности профессионала) при знакомстве с представителями профессионального сообщества в процессе педагогической и производственной практик. | - Формирование индивидуальных представлений о личности активного гражданина, о социальной успешности при общении с разными представителями общества в процессе участия в волонтерской деятельности, в работе гражданских, политических, культурных и др. организаций | |
Профессиональная | Общепрофес сиональная | - Знакомство с реальными профессиональными проблемами, требующими научного разрешения (педагогическая и производственная практики) - Совершенствование научно-исследовательских знаний и умений в рамках участия в деятельности СНО | - Осознание социального заказа к научно-исследовательской деятельности, а также общественных моральных норм и ценностей как критериев оценки ее результатов и выбора предмета исследований (волонтерская, гражданско-политическая деятельность) |
общеотра слевая | образовательная | - Практическое освоение профессионального опыта, знакомство с практикой управления образовательными учреждениями и коллективами (педагогическая и производственная практики) | - Расширение спектра применения психолого-педагогических знаний при участии в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности |
физкультурно-спортивная | - Знакомство с реальным социально-экономическим положением физкультурно-спортивных организаций, осознание существующих проблем в отрасли | - Осознание социального заказа к деятельности специалистов по физической культуре и спорту (профессионально - ориентированная волонтерская деятельности) | |
специальная | педагогическая | - Реальное применение специальных педагогических и психологических знаний, совершенствование методических, конструктивных, мобилизационных и др. психолого-педагогических умений (педагогическая и производственная практики) - Выявление индивидуальных областей «дефицита знаний и умений», определение содержания коррекционной работы по профессиональному самосовершенствованию (педагогическая и производственная практики) | - Углубление профессиональных знаний и совершенствование профессиональных умений в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности |
рекреационная | - Становление навыков организации и осуществления рекреационной деятельности при проведении внеклассных мероприятий (внеклассной работы, воспитательной работы), организации досуга учащихся / воспитанников (в том числе, с привлечением родителей) в период педагогической и производственной практик | - Становление навыков определения физкультурно-рекреационных предпочтений и потребностей населения, организации активного отдыха населения в процессе участия в контекстных формах волонтерской деятельности | |
управленческая | - Совершенствование управленческих умений и навыков в процессе организации учебной и внеучебной деятельности учащихся / воспитанников (освоение управленческой деятельности как функции педагога) - Знакомство с практикой управления образовательными (в том числе, физкультурно-спортивными) учреждениями | - Знакомство с практикой управления физкультурно-спортивной отраслью, физкультурно-спортивным движением, различными физкультурно-спортивными организациями в рамках общественной профессионально ориентированной деятельности (добровольного сотрудничества с комитетом по ФК и С, Спортивными Федерациями), профессионально ориентированной волонтерской работы. |
Приложение 6
Необходимый объем двигательной активности школьника в неделю для обеспечения нормального развития должен составлять:
а) 1 - 2 часа, б) 4 -6 часов, в) 8 - 12 часов, г) не имеет значения.
Расстояние между занимающимися в колонне называется:
а) интервал, б) фронт, в) дистанция, г) глубина строя.
Как нужно правильно дышать при выполнении бега высокой интенсивности:
а) вдох через нос - выдох через рот, б) вдох через рот - выдох через нос, в) вдох и выдох через рот и нос, г) вдох и выдох через нос.
Для разминки используется нагрузка:
а) близкая к максимальной, б) половина от нее, в) четверть от нее, г) не имеет значения.
Какое исходное положение тела обеспечивает лучшие возможности для стартового разгона:
а) упор присев, б) положение низкого старта, в) положение высокого старта, г) не имеет значения.
Какой набор средств (из перечисленных ниже) используется для развития выносливости:
а) подтягивание из виса, выпрыгивание из приседа, упражнения с отягощением, б) длительный бег, многократное пробегание отрезков, в) челночный бег, упражнения с предметами, г) пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью.
Для чего необходима разминка:
а) так принято, б) для развития физических качеств, в) для повышения уровня тренированности, г) для подготовки организма к предстоящей работе.
Для определения уровня выносливости применяют тест:
а) прыжок в длину с места, б) челночный бег, в) подтягивание, г) шестиминутный бег.
Через какое время рекомендуется начинать занятие физическими упражнениями после приема пищи:
а) 20 - 30 минут, б) 1,5-2 часа, в) 3 - 4 часа, г) не имеет значения.
Летние Олимпийские игры в Москве были проведены:
а) в 1952 г., б) в 1972 г., в) в 1980 г., г) в 1984 г.