Тема: Формы организации обучения
Педагогический словарь.
Форма – наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо
Форма организации обучения– внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме
Индивидуальная форма организации обучения – форма организации обучения, пи которой учитель работает индивидуально с каждым учеником
Фронтальная форма организации обучения – форма организации обучения, пи которой учитель работает одновременно со всеми учениками
Групповая форма организации обучения – форма организации обучения, при которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и организует работу учеников в таких группах
Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:
· Ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы
· Класс работает по единому годовому плану и программе
· Основной единицей занятий является урок, как правило, по одному предмету и теме
Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса
Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определённой последовательности согласно дидактическим целям
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
· Сущность понятий «организационная форма обучения» и «урок»
· Соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте
· Возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников
· Типологию уроков и структуру уроков различного типа
· Основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
· Анализировать влияние конкретных организованных форм и типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся
· Выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников
Список рекомендуемой литературы:
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352с.
Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 430 с.
Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 304с.
& Задания для самостоятельной работы.
Задания №1 запишите методы, которые будут способствовать повышению мотивации в начале занятия.
Задание №2 изучите статью, и разработайте свой пример использования метода интерактивной игры, в ДОУ.
Н. МИРОНОВА,
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра методики преподавания литературы,
Московский педагогический
государственный университет