Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Дидактическая система К.Д.Ушинского (1824-1871)
Педагогика понималась на Руси 9-17 вв. как «душевное строение», она была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Таким образом, педагогика и православие находились в органическом единстве.
В образовании тех эпох одновременно сосуществовали православная педагогика, опирающаяся на духовно-нравственные ориентиры, и народная педагогика, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло лишь вспомогательную роль: оно было призвано способствовать изучению религиозных текстов.
Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги. Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран.
Конец 15 в. - создание «Домостроя», древнерусского свода правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры, о семейной жизни, о ведении хозяйства. Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим.
Яркие личности, оказавшие влияние на педагогическую мысль Древней Руси, - Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Сергий Радонежский, Епифаний Премудрый, Иван Федоров, протопоп Аввакум, Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев и др.
Начиная с 17 в., в происходит проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения, а также усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.
Радикальная европеизация России произошла при Петре I. Внедрение западного образа жизни и культурных ценностей повлекли за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. Была создана светская школа, призванная обеспечить государство военными, чиновниками, учителями, строителями и др. Произошла реформа духовного образования: были созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии.
В середине 18 в. сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу.
Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государственные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В связи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ, которые благоприятно отразились на развитии промышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди иностранных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сербы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогических идей в среду славянских народов.
Основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Содержание образования имело ярко выраженное реальное направление. На первом месте было изучение математики и других наук, имевших применение в морском и военном деле, в строительстве, промышленности и технике. Общее образование в школах сочеталось со специальным. Таким образом, было положено начало развитию специального образования.
Государственные светские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них уступала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возможность получить образование более широким слоям населения и благоприятно сказалось на формировании рядов демократической интеллигенции.
При создании учебной литературы и разработке методов обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его распространении сыграли русские просветители и педагоги того времени: Л.Ф.Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.
Назначенная Екатериной Великой в рамках Школьной реформы "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений. В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.
Яркие деятели сферы образования в 17-18 вв.: М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.Н. Новиков, А.Н. Радищев и др.
В начале 19 в. в стране происходило реформирование всех ступеней образования (начальной, высшей и средней школы). Широко обсуждались пути развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами. Велся поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы. Активно происходил процесс демократизации образования, а также становления системы педагогического образования.
Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России начала 19 в.: А.Н. Голицын, А.С. Шишков, С.С. Уваров, Н.М. Карамзин, В.А Жуковский, Н.И. Лобачевский, И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.
В 1864 г. был учреждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам.
В 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Также по этому уставу прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличился объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы.
Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.
Одним из ярчайших педагогов 19 века по праву считается Константин Дмитриевич Ушинский.
Деятельность У. протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. У. особенно выделял тесную связь педагогики с философией.
В общественных взглядах У. нашли отражение прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.
В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея У. включала требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием, широкого привлечения к нему общественного мнения, развития инициативы демократической общественности в открытии народных школ. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
Воспитание У. рассматривал как общественное явление, «создание истории». Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это значит - изучить его физические и психические особенности и влияния «непреднамеренного воспитания» (т.е. общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов). Педагогика, организуя целенаправленное воспитание человека, использует достижения наук о человеке – философии, истории, литературы, психологии, физиологии и др.
В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений.
Цель воспитания, по У., – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах У. рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования.
В понимании нравственности и нравственного воспитания У. отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за независимость от неё науки и школы, против руководящей роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравственного развития человека представлены у У. как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму.
Система нравственного воспитания У. исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.
У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, У. раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения.
Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения.
В содержании общего образования У. уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления . Большое внимание У. уделял родному языку в школе.
У. утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю.
Одной из главнейших в педагогической теории У. являлась мысль о народности воспитания.
Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями.
У. доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду.
У. доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Он показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления детей.
У. указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. А также большое значение У. придавал пословицам, прибауткам и загадкам.