Задание № 4 Самостоятельно подготовить к проведению одного открытого занятия (по выбору)
Тема: "Лесная аптека на службе человека"
Цель:расширение знаний детей о лекарственных растениях нашего края, обучение навыкам бережного отношения к природе.
Задачи:
· расширять знания детей о лекарственных растениях нашего края;
· закреплять навыки бережного и доброго отношения к природе;
· доставить детям радость от участия в общем празднике.
Возраст детей: 7-8 лет
Предварительная работа:
· подбор по данной теме научно-методической литературы
· подбор детских художественных произведений по данной теме
· сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок)
· составление загадок
· разработка конспекта “ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА;
· оформление площадки к предстоящему мероприятию.
Ход праздника:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(В. Рождественский)
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.
Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли... Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей). Что бы узнать, как называли этих людей, давайте отгадаем загадки.
1.Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)
6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
7.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)
8.У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)
Ведущий:Итак, отгадав загадки, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.
Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего города (села, поселка)? Давайте знакомится – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).
Бабушка Егоровна:Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить? (Вопросы детей – короткая беседа.)
Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы с вами отправимся в путешествие.
Дом со вех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов.)
А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”? (Ответы.)
Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу, на дачах встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.
Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.
(Ребята подбирают 1 и 2 части пословиц и читают их, объясняя их значение.)
1. Деревья – украшения земли.
2. Дереву цена – по плодам, человеку – по трудам.
3. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
4. В лесу много рябины – к дождливой осени.
5. Ель не сосна – шумит неспроста.
6. Сосна там красна, где взросла.
7. Всякая сосна своему бору шумит.
8. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
9. Перед ненастьем одуванчики закрываются, прячась от дождя.
10. Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.
Примечание. Количество пословиц определяется по количеству участников праздника, содержание пословиц и поговорок должно учитывать знания и подготовленность ребят.
Бабушка Егоровна:Давайте, ребята, пройдем по нашей лужайке (полянке, лугу, опушке и т.д.), отыщем знакомые вам растения и вспомним их лекарственные свойства.
Участники праздника останавливаются около подорожника.
Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник – умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Ученик читает стихотворение Н. Матвеевой.
“Подорожник”
Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног, в пути пораненных,
Подошел к дороге, приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь….
Рассмотреть листья мать-и-мачехи. Кто из ребят знает, почему это растение так называется?
“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”
Отрывок из произведения А.Онегова “Мать-и-мачеха”.
– Ребята, вспомните народные сказки, в которых можно встретиться со злой мачехой. (“Морозко”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Золушка”.)
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Ребенок:Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:
Бабушка Егоровна
До чего ж упорная Бабушка Егоровна.
Примечает загодя, где какая ягода.
За какою просекой прямо в руки просится,
За какой тропинкою выросло черникою,
За какой низиною поросло малиною.
Наберет Егоровна ягоду отборную,
Триста раз наклонится, кто за ней угонится?
(Г. Абрамов)
Бабушка Егоровна:До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке и т.д.)
Бабушка Егоровна:Ребята на нашей площадке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте, я о нем расскажу. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.
(Ребята отыскивают аптечную ромашку, рассматривают ее.)
– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)
Кажется солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь стоят.
Залит лучами зеленый лужок.
Солнце над нами и солнце – у ног!
(А. Мельникова)
Бабушка Егоровна:Ребята, а сейчас вы разделитесь на две команды “Малинка” и “Смородинка” и за 3 минуты на асфальте каждая команда напишет название лекарственных растений, о которых мы еще с вами не говорили. Но вы должны не только вспомнить и написать названия растений, но и рассказать о их лекарственных свойствах.
Ребята, разделившись на две команды, на асфальте (или листе ватмана) пишут названия лекарственных растений, после отведенного времени, они зачитывают названия растений и рассказывают о них.
Бабушка Егоровна:Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в детской, в школьной библиотеках, а чтобы увидеть, как много разных лекарственных растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и вам фармацевты расскажут очень много интересного о каждом растении.
Дети читают стихотворение:
Луговые травы
С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
(Е. Фейерабенд)
Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые внучата, понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы? Хотели бы вы еще отправиться со мной в гости в Дом Природы? Приходите к нам в эколого-биологическую станцию, и тогда каждый день вы будете познавать секреты и тайны Дома природы, Дома добра и здоровья!
Ждем вас в гости! А на память о сегодняшней встречи я хочу подарить вам небольшие памятки – книжечки, которые вы прочитаете всей семьей и может быть, те советы, которые здесь находятся, пригодятся для вашей семьи.
Всего доброго! До скорой встречи!
Руководитель группы студентов/
методический руководитель _____________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Задание № 5. Составить план воспитательной работы
План воспитательной работы класса
Группа:ПДО 13-09-2
Классный руководитель:Лактионова Ю.А
Цель воспитательной работы:воспитание свободной социально-активной творческой личности ориентированной на саморазвитие с учетом её возможностей и индивидуальных способностей
№ | Направление воспитательной работы | Задачи | Формы работы | Мероприятия | Сроки реализации |
«Ученье» | Обучить определенным объемамнаучных знаний | Научная конференций | «Получи знания» | Сентябрь | |
«Здоровье» | Воспитать самосознание, воспитание понимания важности здоровья | Конкурсная программа | «Спорт-игры» | Апрель | |
«Мой край родной» | Воспитать интерес к культуре и истории о своем родном крае | Культурное мероприятие | «О, край ты мой! О, Родина моя!» | Октябрь | |
«Профессия» | Воспитать любовь к трудовой деятельности | Конкурсная программа | «На пути к профессии» | Август | |
«Семья» | Воспитать положительный семейный настрой и поведение | Праздничная программа | «Мы с тобой одной крови: ты и я» | Июнь | |
«Моя гражданская позиция» | Воспитать нравственно-патриотические чувства | Культурное мероприятие | «Патриот» | Май | |
«Досуг» | Воспитать чувство потребности постоянно пополнять свои знания | Культурное мероприятие | «Творцы детских книг» | Июль | |
«Забота» | Воспитать нравственные качества | Акция | «Дарю тебе свое сердце» | Февраль |
Руководитель группы студентов/
методический руководитель _____________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)