Процесс обучения выполняет три функции: образовательную, воспитывающую и развивающую

Воспитывающаяфункция предопределяется содержанием обучения, формам обучения методами обучения. Кроме того, она осуществления посредством общения учителя и ученика. В процессе обучения воспитываются определенные взгляды, отношения, качества личности (добросовестность, инициативность, ответственность, коллективизм). Формирование собственных взглядов, мнений, установок, суждений, поведения - это формирование мировоззрения, что характеризует главную задачу воспитывающей функции обучения.

Образовательная функция –это вооружение учащихся системой научных знаний, навыков и использование этих знаний на практике. Научные знания – это факты, понятия, законы, закономерности, теории, теоремы, даты, события и др.

Развивающая функцияосуществляется под руководством учителя. Развивающая речь, мышление ученика. Идет сенсорное, двигательное, эмоциально-волевое, мотивационно-потребностное, интеллектуальное. Развиваются умственные силы ребенка – память, внимание, воображение и др.

Психологические основы деятельности учащихсяв учебном процессе составляют мотивы, познавательный интерес, отношение к учению.

Мотив –это важнейший компонент учения . Различают три группы мотивов:

- первая группа – непосредственно - побуждающие мотивы, основанные на эмоциях (положительны или отрицательных) – яркость, новизна, занимательность содержания материала, внешние атрибуты, интересное преподавание учителям, привлекательность самой личности учителя, боязнь получить плохую отметку, нежелание огорчить родителей, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе.

- вторая группа – перспективно-побуждающие мотивы. Основаны на понимании значимости знаний в жизни вообще, учебного предмета, конкретных знаний, умений. Это связь знаний с будущей профессией, стремление поступить в ВУЗ, чувство долга, ответственности за семью, свое будущее, выбор специальности.

- третья группа – интеллектуально-побуждающие мотивы. Ученик получает удовлетворение от самого процесса обучения: учусь потому, что интересно, удовлетворение потребности в знаниях, расширение своего кругозора.

Понятие «закон»и «закономерность»употребляются в педагогике как философские категории.

Закон -это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющиеся отношение между явлениями.

Закономерности обучения –это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы)– это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы учебного процесса в соответствии с его закономерностями. Отдельные стороны применения того или иного принципы обучения раскрывают дидактические правила.Правила вытекают из принципов обучения.

Правила обучения –это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности .Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своими действием всю систему обучения.

К частным закономерностямпроцесса обучения относятся:

- собственно дидактические (результаты обучение зависят от применяемых методов, средств обучения профессионализма преподавателя и т.д.)

- гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умение и потребности учиться и т.д.)

- психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.)

- социологические (развитие индивида зависят от развития всех других индивидов, с которыми он находиться в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.)

- Организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).

В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы:научности, наглядности, доступности,, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи с теории с практикой.

Правила реализации требований принципа научности:

- использование логики и языка изучаемой науки.

-изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой.

-использование методов конкретной науки.

-изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления.

-обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения существенных сторон.

-использование в обучении научных методов познания природных общественных явлений.

Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:

- в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

-объяснить простым, доступным языком.

-управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороши – учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.

-учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, доминирующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития различных учеников.

-использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.

Для реализации на практике принципа сознательностии активности соблюдать ряд правил:

-добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы.

-использовать увлекательные факты, сведения, примеры.

-вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний.

-использовать активные и интенсивные методы обучения.

-логически увязывать неизвестное и с известным.

-учить учащихся находить причинно-следственные связи.

-поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:

-наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений, ярко и образнопоказать то, что необходимо усвоить.

-лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

-наглядность использовать не как цель, а как средство обучения.

-наглядность должна эстетически воспитывать.

-Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил.

-формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи.

-деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки.

-проведение уроков обобщения и систематизации.

-осуществление межпредметных связей.

-координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.

Прочность усвоения знанийдостигается при соблюдении следующих правил:

-обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность.

-подлежащий материал структуриется с учетом индивидуальных различий обучающихся.

-новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления.

-используются разнообразные методы, подходы, формы, средства обучения.

-активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного.

-процесс усвоения сопровождается систематическим контролем и его качеством.

Принцип воспитывающего обучения– целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины:

-использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока

-уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему.

-учебный процесс строить таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях.

-всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей.

-не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.

Принцип связи теории с практикой – опора в обучении на имеющихся практический опыт учащихся, показ области применения теоретических данных:

-изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений.

-использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий.

-применение значений на практике.

-показ значимости ведущих научных идей, концепций, положений.

-решение задач и упражнений на основе производственных достижений.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Только в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

Тема10: содержание образования в современной школе.

План

1. Понятие сущность содержания образования.

2. Основные теории формирования содержания образования.

3. Государственный образовательной стандарт.

4. Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия.

Ключевые слова: содержание образования государственной образовательной стандарт, учебный план, учебные программы, учебные пособия, учебники.

Для успешного осуществления обучения необходимо понять- чему надо учить, т.е. какого должно быть содержания образования . Под содержанием образования понимается педагогическое адаптированное система научных знаний, связанных сними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

Последнее время свете идей гуманизации образований все боле утверждается личностно ориентированной подход к определению сущности содержания образования все более утверждается личностно ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашедши в отражении в работах И.Я. Лернера, М.Скаткина, В.С.Летнева, В.В. Краевского и др. Согласно этому подходу учащийся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы целостно значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои дейсвия за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушья и толерантные отношения к инакомыслящим и т.д.

Содержания образования должна отражать текущие и перспективные потребности общества, особенности человеческого познания соответствовать принятые в обществе концепций образования. Помимо этого учитывается тенденции социального развития к ним относится: рост международных связей, ликвидация барьеров в доступе к образованию, рост числа занятых сфере услуг людей и др.

В конце 80-х годов возникла необходимость глубокого пересмотра концепции образования в средней общеобразовательной школе. Школьные образования стало рассматриваться основная ступень развития творческого потенциала. Гуманизации образования, как ведущий принцип предполагает поворот школы к ребенку, уважение к его личности, запросов, интересов, создание (в первую очередь в благоприятной условий) для развития способностей учащихся, из полноценного участия в жизни общества, самоопределения, самовыражения.

Представленные современной дидактикой элементы содержания образования – это теоретические основы отбора содержания образования. Это дидактический механизм конструирования содержания обучения (программ учебных курсов, разделов, уроков) предметов. Отбор учебного материала в соответствии с четырьмя элементами содержания образования предполагает отбор содержания обучения двух видов: базовый компонентсодержания образования и продвинутый компонент.

Введение базового компонента образования продиктовано необходимостью создания в стране единого образовательного пространства,благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования,полученный детьми в разных типах образовательных учреждений.

Продвинутое образование, которое тоже входит в отбор содержания образования, обеспечивает развитие творческих способностейличности.

Итак, сам принцип отбора содержания образования ставит всех детей в равные условия при получении образования – в этом и заключается идея гуманизации образования.

В содержание базового компонента образования входить все то, что необходимо для функционирования, адаптации личности в обществе независимо от ее специальной (профессиональной) деятельности (артис, инженер, учитель, юрист и т.д.).

Содержание образования признано передать культуру общества. Усвоение культуры идет таким образом, что вначале усваивается база, основа самой культуры,а затем происходит ее творческое развитие.

Понятие «стандарт»происходит от англ.слова «Standart»,что означает «нома», «образец», «мерило». Когда мы говорим о стандарте в образовании, то имеем в виду комплекс норм, требований к:

-структуре плана

-его содержанию

-уровню требований к образованию.

Существует нормативные государственные документы, которые регламентируют, отражают содержание образования.

Учебный плансостоит из трех частей. Вот к нему-то и предъявляются требования стандарта. Он состоит из базисного плана как составной части государственного стандарта и утверждается Министерством образования.

Учебная программа –это нормативный документ раскрывает содержание знаний, умений и навыков по каждому предмету. Типовые учебные программ мы разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта и утверждаются Министерством образования Республики Казахстан (рекомендательные, на их основе учителями школ создаются рабочие программы). Авторские учебные программы создаются с учетом государственного стандарта. Учитель может создавать свои авторские программы, учитывая свою логику изложения материала, собственные подходы к проблемам, точку зрения относительно изучаемых явлений, процессов, факторов, событий.

Учебная литература:

-учебники

-учебные пособия

-методические пособия

-дидактический материал

-фильмы, диафильмы, видеофильмы и др.

Наши рекомендации