Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности и развивающего характера в обучении.
Изучаемый мат-л доступен для восприятия и осознания детьми, но треб.ует затраты определенных умственных сил для усвоения.
Большое знач. имеет характер отношений между Р. ребенком и уровнем сложности учебного материала.
Если учеб. мат-л по сложности = или ниже возм. реб., то проц. Р. замедлен => трудности должны находиться на уровне ЗБР и активизировать познавательные возможности ребенка, способствовать Р.
Дифференцированный подход: разные задания для разных групп детей.
Принцип наглядности.
Начал формулироваться одним из первых. Четкая формулировку дал Я.А. Коменский.
Золотое правило дидактики: «Все, что можно предоставить для восприятия органами чувств, нужно предоставить. Если же предмет нбх. воспринимать несколькими органами чувств, надо предоставить такую возможность. Ничего бы не было в интеллекте, чего бы не было в ощущении»
Принцип учитывает особенности наглядно- образного мышления младших школьников (от наглядного к абстрактному О. через принцип наглядности)
Ушинский: «Дитя мыслит красками, формами, звуками и ощущениями вообще» (нагл. – восприятие всеми органами ч-в).
О. должно строиться не на отвлеченных, а на конкретных образах, доступных восприятию ребенка.
Виды нагл.:
1) Словесная (рассказ У) + звуковая (аудиозапись)
2) Предметная (модели геом. фигур, глобусы, макеты):
а) экспериментальная (для опытов)
б) естественная (то что дано природой)
3) Изобразительная:
а) символическая
б) графическая (карты, планы, схемы, чертежи) – способствуют Р. абстрактного мышления у детей.
4) Смешанный (разные подвиды) – аудиовизуальная (диафильмы, фильмы) и др.
Наглядность обязательно сопровождается словесным описанием. Слово учителя должно нацелить ребенка на то, что будет изучаться в данной теме.
Нбх. соблюдать меры наглядности: ее не должно быть много или мало.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.
Ученику в процессе О. нбх. быть сознательным и активным à только в этом случае ученик – субъект, и характер отношений с учителем – двусторонний.
Суть принципа: целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение на практике.
Принцип обусловлен двусторонним характером процесса О., при котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Чтобы повысить сознательность и активность учащихсяся в О. нбх. на каждом этапе работы ставить цель и подводить миниитог.
Нельзя задавать обобщающих вопросов.
На данный принцип опирается этап контроля и проверки З.
Принцип учета возр. и индивид. особ. уч-ся.
Обеспеч. эффективн. др. принципов.
В усл. одинак. О. происх. нежелат. нивелировка (уравнивание) З, в то время ка у разн. уч-ков одного возраста разл. ур-нь познават. возм. и ур-нь Р. познават. сил.
Нбх. строить работу на принципе стимулирования интересов одних детей к углубл. работе по предм. при доведении др. до общего ур-ня, кот. треб. программа.
Можно использ. задание повыш. трудности для сильных уч-ся, дифференциров. задания (раздел. по ур-ню сложности), коллективн., групповые формы работы, творческие Д/З.
Дети с пороком в Р., но полноценные умственно обуч. в спец. учеб. завед. со спец. методами О. à кл. кор-рекции (выравнивания).
Первонач. кл. коррекции задумывались на базе нач. шк. с целью помочь реб.,довести до общ. треб. прогр. и вернуть в обыч. класс.
Проблемы:
- выход за пределы нач. шк.
- попадают «случайные» дети
- нет «образца» поведения, ур-ня З, некуда тянуться.
Нбх. учитыв. возраст. особ. детей: знан. психол.-пед. хар-ки реб., особ. мышл., ур-ня ЗУН, вед. ДД, псих. Р.
В соотв. с этими знаниями допуск. гигиен. нормативы (не допущ. перегрузок, нормир. Д/З, режим дня)
Принцип систематичности и последовательности.
Коменский предлагал излагать материал от простого к сложного, от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному и наоборот.
Ушинский: «Только система дает полную власть над нашими знаниями»
Принцип систематичности отражает логику учеб. предм. и связан с характеристикой мышления – системность. Мат-л считается усвоен., если сложилась система ассоциаций и связей между старым и новым. Принцип отражен в построен. урока: план, структура, четкая организ., внутр. связи в предмете. Принцип устанавл. связь между отдельными темами внутри предмета и между разными предметами. Мозг работает лучше, если инф. усваивается небольш. порциями.