О формировании каких компонентов базовой культуры личности идет речь в ситуации? Как вы оцениваете решение педагога?

8. Проблемные вопросы

1. Опровергните или подтвердите аргументами и примерами пони­мание счастья, предлагаемое В.П. Острогорским, и роль эстетического воспитания в таком формировании человека.

...Эстетическое отношение к самому себе, природе, людям, искусству, обществу и создают в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с ми­ром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служе­нию общей пользе, к честному труду и борьбе со злом, — сло­вом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье.

2. П.Ф. Каптерев в работе «О разнообразии и единстве общеобразо­вательных курсов» задает ряд вопросов. Как бы вы ответили на один из них? Обоснуйте свое мнение.

В каком виде удобнее осуществить множественность обра­зовательных систем: устроить ли все заведения с общеобяза­тельным курсом и всеми факультативными группами пред­метов или с общеобязательным курсом и только некоторыми факультативными группами или даже одной, или, наконец, общеобязательный курс выделить в особые школы, а факуль­тативные предметы — в другие?

3. Как вы относитесь к роли учебника в учебном процессе? П.Ф. Каптерев в работе «О значении учебника при обучении» писал:

Вучебной практике положение учебника и положение учите­ля значительно различны, иногда даже до противоположности: чем больше значение имеет учебник, тем меньше учитель, и на­оборот. Если в школе центром обучения ставится учебник, то роль учителя часто низводится до положения скромного истол­кователя учебника, не прибавляющего много своей мудрости к мудрости учебника; если же личность учителя при обучении выдвигается на первый план, то пропорционально теряется значение учебника: главный источник сведений для учащихся тогда заключается в учителе, а учебник занимает положение вспомогательного средства обучения.

4. Как, по-вашему, ответил П.Ф. Каптерев на предложение одного из противников учебника, который считал, «что учебник можно было бы изучать только тогда, когда он был бы написан образцовым писате­лем вроде Пушкина»? (Ответ П.Ф. Каптерева и много другой инте­ресной информации по вопросу об учебнике можно найти в его статье).

Как бы вы отреагировали на такое предложение?

Открытые тесты

1. Педагогический процесс — это:

1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;

2) единство социализации, воспитания и саморазвития;

3) специально организованное в рамках определенной воспита­тельной системы взаимодействие воспитателей и воспитанни­ков, направленное на достижение поставленной цели;

4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;

5) все утверждения правильны.

2. Социализация личности – это…

1) изменение во времени свойств и качеств личности, которое и составляет онтогенетическое развитие человека;

2) процесс подготовки воспитанника к жизни в обществе;

3) та основа знаний, которую должен успешно освоить каждый учащийся.

3. Кто в российской педагогике был проводником идеи единства обучения и воспи­тания:

1) К. Д. Ушинский;

2) Л. С. Выготский;

3) Д. В. Эльконин;

4) Л. В. Занков.

4. Найдите соответствия между видами и формами педагогической деятельности:

1) учебно-познавательная; А) клуб по интересам;

2) трудовая; Б) урок;

3) внеучебная творческая. В) ученическая бригада.

5. Педагогический процесс как целостная система объединяет взаимосвязанные относительно самостоятельные процессы (уберите неправильный ответ):

1) сплочение ученического коллектива и развитие его воспи­тательных функций;

2) обучение;

3) применение полученных знаний на практике;

4) организация детского труда;

5) организация внеучебной творческой деятельности (клубная работа).

6. Можно выделить 2 группы закономерностей педагогического процесса:

1) содержательно-процессуальные;

2) обучающее – воспитывающие;

3) операционально – деятелъностные;

4) развивающие.

7. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1) культуросообразности;

2) руководства деятельностью воспитанников;

3)организации педагогического про­цесса;

4) природосообразности.

8. Главная движущая сила совер­шенствования педагогического процесса -…

1) сам преподаватель;

2) закономерности педагогического процесса;

3) целостность;

4) своевременное вы­явление и разрешение педаго­гических противоречий.

9. Обусловленность целостного педагогического процесса…

1) объективным характером обучения;

2) объективным характером воспитания;

3) субъективным характеров воспитания;

4) субъективным характером обучения.

10. Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере трой­ной направленностью (уберите неправильный ответ):

1) на обучающих;

2) на учебное взаимодействие;

3) на предмет освоения (усвоения);

4) на обу­чающихся.

11. Большинство закономерностей педагогического процесса…

1) носят исторический характер;

2) недолговечны;

3) подвержены из­менениям образовательно-воспитательных парадигм и их сменам;

4) все утверждения верны.

12. Педагогический процесс:

1) взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованно­сти способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности ак­тивизирует образовательное влияние целостного процесса;

2) создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания;

3) ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в еди­ный общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников

4) все утверждения верны.

Закрытые тесты

1) Процесс – это…

2) Целостность – это…

3) Педагогическая система – это…

4) Педагогическая ситуация – это…

5) Целостный педагогический процесс – это…

6) закономерность целостного педагогиче­ского процесса можно определить как…

7) Педагогическое общение есть…

8) Какие компоненты обеспечивают функционирование целостного педагогического процесса как единой системы?

9) Какое влияние на педагогический процесс оказывают средовые факторы?

10) Цель педагогического процесса?

11) В чем выражается взаимосвязь индивидуального и общественного в педагогическом процессе?

12) Можно ли в настоящее время говорить о целостном педагогическом про­цессе в современных учебных заведениях?

13) В чем сущность фасилитативной функции педагогического общения?

14) В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие за­кона перехода количественных накоплений в …

15) Эти закономерности отражают необходимые, сущест­венные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса - …

16) Это закономерности целенаправленной, соз­нательной деятельности людей - …

17) Содержательный компонент педагогического процесса определен…

18) Диалогизация педагогического процесса …

19) Результативный компонент педагогического процессаотражает…

20) Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е…. на последующих этапах развития.

21) В чем проявлялась целостность педагогического процесса в школе, в которой вы учились? Приведите примеры.

Приложение №1

О формировании каких компонентов базовой культуры личности идет речь в ситуации? Как вы оцениваете решение педагога? - student2.ru

Приложение №2

Ответы на пункт 9:

1) 3

2) 2

3) 1

4) 1-Б; 2-В; 3-А

5) 3

6) 1, 3

7) 2, 3

8) 4

9) 2

10) 2, 3

11) 4

12) 4

Ответы на пункт 10:

1. Процесс— совокупность последовательных действий, на­правленных на достижение определенного результата

2. Целостность – это внутреннее единство объекта, наличие упо­рядоченных связей и зависимостей между частями объекта

3. Педагогическая система— наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальной педагогической практике

4. Педагогическая ситуация – этоесть педагогическая задача,

соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.

5. Целостный педагогический процесс— организованный в соответ­ствии с научными требованиями учебно-воспитательный процесс, включающий согласованную систему деятельности учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников

6. Закономерность целостного педагогиче­ского процесса можно определить как проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагоги­ческих процессов

7. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодей­ствия, сотрудничества учителя и учеников

8. Целевой, содержательный, деятельностный, результативный

9. Обострение противоречий в системе одного из процессов оказывает негативное влияние на другие, что вызы­вает необходимость реформирования. Помимо других социальных процессов, на педагогический процесс определенное влияние ока­зывают и внешние условия - природно-географические, общест­венные, производственные, культурные и др.

10. Цель педагогического процесса понимается как многоуровневое явление. Педа­гогическая система организуется с ориентацией на цели воспита­ния и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования

11. Педагогический процесс неразрывно связан с другими социальными процессами - экономическим, политическим, духовно-нравственным и др. Личность находится в неразрывной связи с обществом, продолжите…

12. Ваше мнение

13. Эта функция очень важна, учитель - фасилитатор общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и дальнейшему развитию

14. В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие за­кона перехода количественных накоплений в качественные изме­нения

15. Эти закономерности отражают необходимые, сущест­венные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса - содержательно-процессуальные

16. Это закономерности целенаправленной, соз­нательной деятельности людей - операционально – деятелъностные

17. Содержательный компонент педагогического процесса определен в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии производства, труда, науки и культуры

18. Диалогизация педагогического процесса — это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максималь­ной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к по­степенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними.

19. Результативный компонент педагогического процессаотражает эффективность его протекания, характеризует достиг­нутые изменения в соответствии с поставленной целью

20. Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существен­ных свойств и признаков на последующих этапах развития.

21. Ваши примеры.

Содержательная часть

Наши рекомендации