О формировании каких компонентов базовой культуры личности идет речь в ситуации? Как вы оцениваете решение педагога?
8. Проблемные вопросы
1. Опровергните или подтвердите аргументами и примерами понимание счастья, предлагаемое В.П. Острогорским, и роль эстетического воспитания в таком формировании человека.
...Эстетическое отношение к самому себе, природе, людям, искусству, обществу и создают в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом, — словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье.
2. П.Ф. Каптерев в работе «О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов» задает ряд вопросов. Как бы вы ответили на один из них? Обоснуйте свое мнение.
В каком виде удобнее осуществить множественность образовательных систем: устроить ли все заведения с общеобязательным курсом и всеми факультативными группами предметов или с общеобязательным курсом и только некоторыми факультативными группами или даже одной, или, наконец, общеобязательный курс выделить в особые школы, а факультативные предметы — в другие?
3. Как вы относитесь к роли учебника в учебном процессе? П.Ф. Каптерев в работе «О значении учебника при обучении» писал:
Вучебной практике положение учебника и положение учителя значительно различны, иногда даже до противоположности: чем больше значение имеет учебник, тем меньше учитель, и наоборот. Если в школе центром обучения ставится учебник, то роль учителя часто низводится до положения скромного истолкователя учебника, не прибавляющего много своей мудрости к мудрости учебника; если же личность учителя при обучении выдвигается на первый план, то пропорционально теряется значение учебника: главный источник сведений для учащихся тогда заключается в учителе, а учебник занимает положение вспомогательного средства обучения.
4. Как, по-вашему, ответил П.Ф. Каптерев на предложение одного из противников учебника, который считал, «что учебник можно было бы изучать только тогда, когда он был бы написан образцовым писателем вроде Пушкина»? (Ответ П.Ф. Каптерева и много другой интересной информации по вопросу об учебнике можно найти в его статье).
Как бы вы отреагировали на такое предложение?
Открытые тесты
1. Педагогический процесс — это:
1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
2) единство социализации, воспитания и саморазвития;
3) специально организованное в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;
5) все утверждения правильны.
2. Социализация личности – это…
1) изменение во времени свойств и качеств личности, которое и составляет онтогенетическое развитие человека;
2) процесс подготовки воспитанника к жизни в обществе;
3) та основа знаний, которую должен успешно освоить каждый учащийся.
3. Кто в российской педагогике был проводником идеи единства обучения и воспитания:
1) К. Д. Ушинский;
2) Л. С. Выготский;
3) Д. В. Эльконин;
4) Л. В. Занков.
4. Найдите соответствия между видами и формами педагогической деятельности:
1) учебно-познавательная; А) клуб по интересам;
2) трудовая; Б) урок;
3) внеучебная творческая. В) ученическая бригада.
5. Педагогический процесс как целостная система объединяет взаимосвязанные относительно самостоятельные процессы (уберите неправильный ответ):
1) сплочение ученического коллектива и развитие его воспитательных функций;
2) обучение;
3) применение полученных знаний на практике;
4) организация детского труда;
5) организация внеучебной творческой деятельности (клубная работа).
6. Можно выделить 2 группы закономерностей педагогического процесса:
1) содержательно-процессуальные;
2) обучающее – воспитывающие;
3) операционально – деятелъностные;
4) развивающие.
7. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:
1) культуросообразности;
2) руководства деятельностью воспитанников;
3)организации педагогического процесса;
4) природосообразности.
8. Главная движущая сила совершенствования педагогического процесса -…
1) сам преподаватель;
2) закономерности педагогического процесса;
3) целостность;
4) своевременное выявление и разрешение педагогических противоречий.
9. Обусловленность целостного педагогического процесса…
1) объективным характером обучения;
2) объективным характером воспитания;
3) субъективным характеров воспитания;
4) субъективным характером обучения.
10. Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью (уберите неправильный ответ):
1) на обучающих;
2) на учебное взаимодействие;
3) на предмет освоения (усвоения);
4) на обучающихся.
11. Большинство закономерностей педагогического процесса…
1) носят исторический характер;
2) недолговечны;
3) подвержены изменениям образовательно-воспитательных парадигм и их сменам;
4) все утверждения верны.
12. Педагогический процесс:
1) взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательное влияние целостного процесса;
2) создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания;
3) ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников
4) все утверждения верны.
Закрытые тесты
1) Процесс – это…
2) Целостность – это…
3) Педагогическая система – это…
4) Педагогическая ситуация – это…
5) Целостный педагогический процесс – это…
6) закономерность целостного педагогического процесса можно определить как…
7) Педагогическое общение есть…
8) Какие компоненты обеспечивают функционирование целостного педагогического процесса как единой системы?
9) Какое влияние на педагогический процесс оказывают средовые факторы?
10) Цель педагогического процесса?
11) В чем выражается взаимосвязь индивидуального и общественного в педагогическом процессе?
12) Можно ли в настоящее время говорить о целостном педагогическом процессе в современных учебных заведениях?
13) В чем сущность фасилитативной функции педагогического общения?
14) В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в …
15) Эти закономерности отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса - …
16) Это закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей - …
17) Содержательный компонент педагогического процесса определен…
18) Диалогизация педагогического процесса …
19) Результативный компонент педагогического процессаотражает…
20) Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е…. на последующих этапах развития.
21) В чем проявлялась целостность педагогического процесса в школе, в которой вы учились? Приведите примеры.
Приложение №1
Приложение №2
Ответы на пункт 9:
1) 3
2) 2
3) 1
4) 1-Б; 2-В; 3-А
5) 3
6) 1, 3
7) 2, 3
8) 4
9) 2
10) 2, 3
11) 4
12) 4
Ответы на пункт 10:
1. Процесс— совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата
2. Целостность – это внутреннее единство объекта, наличие упорядоченных связей и зависимостей между частями объекта
3. Педагогическая система— наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальной педагогической практике
4. Педагогическая ситуация – этоесть педагогическая задача,
соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
5. Целостный педагогический процесс— организованный в соответствии с научными требованиями учебно-воспитательный процесс, включающий согласованную систему деятельности учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников
6. Закономерность целостного педагогического процесса можно определить как проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов
7. Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников
8. Целевой, содержательный, деятельностный, результативный
9. Обострение противоречий в системе одного из процессов оказывает негативное влияние на другие, что вызывает необходимость реформирования. Помимо других социальных процессов, на педагогический процесс определенное влияние оказывают и внешние условия - природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.
10. Цель педагогического процесса понимается как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования
11. Педагогический процесс неразрывно связан с другими социальными процессами - экономическим, политическим, духовно-нравственным и др. Личность находится в неразрывной связи с обществом, продолжите…
12. Ваше мнение
13. Эта функция очень важна, учитель - фасилитатор общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и дальнейшему развитию
14. В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения
15. Эти закономерности отражают необходимые, существенные связи между основными содержательными компонентами целостного педагогического процесса - содержательно-процессуальные
16. Это закономерности целенаправленной, сознательной деятельности людей - операционально – деятелъностные
17. Содержательный компонент педагогического процесса определен в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии производства, труда, науки и культуры
18. Диалогизация педагогического процесса — это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними.
19. Результативный компонент педагогического процессаотражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью
20. Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития.
21. Ваши примеры.
Содержательная часть