Особенности содержания. Игра-пособие «Кубики Зайцева»содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по
Игра-пособие «Кубики Зайцева»содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики по навальцованным линиям, три листа таблиц и методическое руководство.
Кубики различаются:
- по 12 цветовым признакам (цвет, сочетание цветов, одно-двубуквенные склады с буквами трех цветов);
- по объему;
- по звучанию наполнителя («звучащие кубики Зайцева»);
- по вибрации наполнителя;
- по весу;
- по сочетаниям признаков.
По Зайцеву, склад- это «осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата», каждая буква сама по себе, каждая согласная с последующей гласной или каждая согласная со знаками Ь и Ъ.
Склады располагаются в таблицы, где они сопоставляются и соотносятся по звонкости, глухости, твердости и мягкости.
Игра-пособие «Стосчет» («Миллиардер»).В пособие входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 шт. в каждом, с рядами чисел: от 0 до 9, от 10 до 19 ... от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением
значения числового ряда). Наборы отличаются тем, что в одном десяток представлен пирамидкой из кружочков, набранных как 4+3+2+1, в другом - двумя рядами квадратиков 5+5. Кроме того, есть две таблицы — белая и красная. Белая знакомит с употреблением знаков «+», «-», «=» на элементарных арифметических примерах, красная позволяет ребенку легко понять существо таких действий, как умножение и деление.
Основная задача «Стосчета» кроме знакомства с цифрами, числами и четырьмя математическими действиями - представить любое число в пределах сотни в четырех его образах: звуковом, графическом (цифровом), количественном и компоновочном (возможности разложения одного числа на другие или, наоборот, составление). Особенности «Стосчета»: максимальная наглядность, логичность построения, позволяющая даже самым маленьким детям осваивать простейшие алгоритмы и производить математические действия с однои двузначными числами. Благодаря крупному размеру цифр не портится зрение, игра разработана и применяется так, что заставляет ребенка все время двигаться, стимулирует творческую активность.
Особенности методики
Весь «складовой запас» ювелирно разложен по полочкам - и на кубиках, и на столь же важных настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После кубиков ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска.
А между делом ребята перебегают и к таблицам «Стосчета» и очень скоро научаются складывать и вычитать двузначные числа, осваивая объем арифметических навыков едва ли не до уровня третьего класса. Чем больше ребят, тем насыщенней общение и больше учителей у каждого.
Последовательность тематики:1. Твое имя. 2. Твои близкие. 3. Слово по выбору. 4. Что любим кушать. 5. Обед. 6. Магазин. 7. Зоопарк. 8. Поезд. 9. Дальнейшее расширение и усложнение содержания слов. 10. Предложения.
Технологическая цепочка исполнения:1. Показ учителя. 2. Ребенок действует с помощью руки учителя. 3. Ребенок работает сам. 4. Игры в слова, загадки, картинки. 5. Групповая работа, командная игра.
Рекомендации:не говорить детям «Я буду учить вас читать» - это они сами учатся; не переусердствовать с помощью: ребенок должен незаметно перейти к самостоятельности.
Имеются логопедические варианты методики.
Литература
1.Зайцев Н. Сенсация? Трудно поверить? // Педагогический вестник. - 1994. -№1.
2. Зайцев Н.А. В помощь ученикам и родителям // Педагогический вестник. - 1995. - № 8.
3. Зайцев Н.А. Конспект методик по раннему обучению грамоте.
4. Зайиен Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. - Челябинск, 1994.
5. Пижурина Н. Кубики Зайцева / /' Учительская газета. -1989. -13 июля.
6. Шарапова Е Читаем по Зайцеву / / Частная школа. -1995. - .N?3.
7. Шарыпова Е.У. У Зайцева и малыш грамотный / / Педагогический вестник. -1994,
Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
Повторенъе - мать ученья. Пословица
Зайцев Всеволод Николаевич- автор программы МОиПО «Преемственность», кандидат педагогических наук.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения:частнопредметная.
По основному фактору развития:социогенная.
По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН.
По характеру содержания:обучающая, светская, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления:система малых групп + программное управление.
По организационным формам:классно-урочная + индивидуальная + дифференцированная.
По подходу к ребенку:дидактоцентрическая.
По преобладающему методу:объяснительно-иллюстративная + развивающая.
По направлению модернизации:методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование.
По категории обучаемых:массовая + виктимологическая + работа с трудными.
Целевые ориентации
■Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.
■Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).
• Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).
• Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы). ■Обучить пересказу (перевод 90°о двоечников на нормативный уровень).
• Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы)
• Сохранять учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90%).