Зрительное восприятие (гнозис)
В добукварный период работа начинается с развития предметного гнозиса.
В качестве диагностического материала может выступать альбом обследования предметного гнозиса:
На 1-м листе изображены 4 предмета с учетом реального цвета (на этапе диагностики этот лист предъявляется последним)
2-й лист – узнавание предметов в условия контурного изображения, контур должен быть выполнен черным цветом, только внешний контур без внутренних обозначений по типу шаблона (те же предметы что и на 1 листе)
3 лист – узнавание предметов в пунктирном изображении
4 лист – узнавание предметов в точечном изображении
5лист-узнавание предметов в силуэтном изображении ( все залито черным)( сквозные отверстия между ручкой и чашкой оставлены белыми)
6-й лист – узнавание предметов в условиях зашумления (наложения дополнительного контура; контур предметов – черный, контур зашумления черный у каждого предмета своя фактура зашумления – полоски, клеточки, спирали) Зашумление на предмете слегка заходят за его рамки.
7 лист – узнавание предметов в условиях цветного зашумления (контур предметов черный, контур зашумления у каждого предмета своего цвета, фактура зашумления не совпадает с предыдущим листом)
8 лист – наложение предметов друг на друга. В рамках этой задачи учим определять предметы в условиях наложения.
Мышление
В период обучения грамоте важной является работа по формированию таких интеллектуальных операций – анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, сериация, умозаключение ( самая сложная ступень).
Для развития аналитико-синтетической деятельности можно использовать тест «4-й лишний». Для детей школьного возраста, важно подбирать такие задания который «лишний предмет» выделялся бы по двум и более признакам.
Классификация предметов – материалом к тесту служат 18 карт (размер 10:10 см) на которых изображены предметные картинки относящиеся к двум частотно смешиваемым лексическим темам (9 картинок на одну тему, 9 на другую, пример: зимняя-летняя обувь, перелетные –неперелетные птицы, садовые-лесные растения).
Инструкция: посмотри внимательно на картинки и разложи подходящее с подходящим.
Классификация фигур – материалом к тесту служат 24 карты (10:10 см) на которых изображены геометрические фигуры отличающимися 3-мя признаками – форма, цвет, величина и сводная таблица.
Инструкция: Посмотри на таблицу и выложи фигуры в таком же порядке.
Особенности выполнения задания детьми разной категории:
Норма – дети используют ориентировочный этап для рассматривания таблицы, раскладывают карты без дополнительного перебора, отыскивая каждой карте свое место.
Дети с ТНР – используют ориентировочный этап для рассматривания таблицы, но раскладывают карты путем перебора в зависимости от выбранной последовательности.
Дети с ЗПР – ориентировочный этап не используют, карты раскладывают путем хаотичного перебора, активно используют помощь экспериментатора. При выполнении задания как правило один из признаков не выделяет (чаще всего размер)
Дети УО – задание не выполняют даже после предварительного обучения.
Абстрагирование.
Для развития абстрагирования существует тест Клипец, материалом являются 24 карты (10:10 см) на которых изображены разные геометрические фигуры разного цвета на разном цветовом фоне. Из них 6 карт с изображением черного квадрата на разном цветовом поле, все остальные карты разные. Выполнение теста: карты лежат в стопке лицом вниз, экпериментатор переворачивает по очереди карты и каждую карту сопровождает пояснением – «Это клипец, это не клипец» (клипец – это черный квадрат).
Нормальное развитие – на втором клипеце включается в выполнение эксперимента.
Когда все карты перебрали, экспериментатор спрашивает – Какая карта называется клипец?
Сериация –материалом служат игры «Что сначала, что потом», матрешки, серия картинок по сюжету, от большого к маленькому, от молодого до старого и т.д.
Обобщение– работа с лексическими группами: сравнение чем похожи, чем отличаются.
Умозаключение – умение делать выводы, осознанные выводы дети могут делать к 3 классу. Сначала учим делать умозаключения по образцу.
3. Память.Традиционно используются игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
В процессе обучения важным является объем запоминания. Традиционным тестом для выявления объема запоминания служит методика запоминания 10 слов А.Л.Лурия. Для коррекционных учреждений важен объем запоминания, а не последовательность.
Игры для расширения объема запоминания: «Расскажи, что видели?», «Снежный ком» - со словами, цифрами, фигурами.
Количество слов запоминания с 3-разового предъявления | Группы | Категории детей |
По нарастающей | норма | |
Постоянное количество слов | плато | ЗПР |
Кривая – от наибольшего кол-ва слов к спаду, затем подъем после следующего предъявления | регидные | Дети с ТНР |
Количество слов уменьшается | угасаемые | Дети УО |
14. Задачи и содержание работы по формированию произношения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.