В) Я приведу нужные вам цитаты
г ) Мы пойдём вечером на лекцию.
Система гласных и согласных фонем современного русского языка
Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки
языка.
Звук речи - конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве.
Звук языка - множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка - это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.
Фонема- это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.
Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка - сайка - чайка - гайка) и отождествления ([л’эс] - [л ’и3с]пой - [л ’ьс]овод) слов и морфем.
Фонема - минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.
Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков.
В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое),
язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука - выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.
Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.
Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные - при наличии шума (акустический аспект).
При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).
Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).
Основная функция согласных - передача информации, главная функция гласных - объединение звуков (функциональный аспект).
♦ Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.
В современном русском языке 6 гласных фонем:
<а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>.
Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:
а) по участию губ: • лабиализованные- <у>,<о>,
• нелабиализованные - <а>, <э>, <и>,<ы>;
б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: • верхнего подъёма - <и>,<ы>,<у>,
• среднего подъёма - <э>, <о>,
• нижнего подъёма - <а>;
в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):
· переднего ряда - <э>, <и>,
· среднего ряда - <ы>, <а>,
· заднего ряда - <у>,<0>.
В современном русском языке
37 согласных фонем:
<б>, <б’>, <в>, <в’>, <г>, <г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з'>, <j>, <к>, <к'>, <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <п>, <п'>, <р>, <р’>, <с>, <с'>, <т>, <т’>, <ф>, <ф’>, <х>, <х’>,<ч’>, <ц>, <ш>, <ш’>.
Согласные классифицируются по 4 основным признакам:
а) степень участия голоса и шума:
• сонорные <н>,<н'>,<р>,<р'>,<л>,<л'>,<м>,<м'>,<]>,
• шумные звонкие - <б>, <б’>, <в>,<в'>, <г>,<г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з’>,
• шумные глухие -<к>, <к'>, <п>, <п'>, <с>, <с’>, <т>, <т ’>, <ф>, <ф'>, <х>, <х'>, <ч'>, <ц>, <ш>, <ш'>.
б) способ образования преграды (см. табл.);
в) место образования преграды (см. табл.);
г) палатализация:
• мягкие - <б*>, <в’>, <г’>, <д’>, <ж’>, <з’>, <j>, <к'>, л’>, <м'>, <н'>, <п’>, <р’>, <с’>, <т'>, <ф’>, х'>,<ч’>, <ш*>,
• твёрдые - <б>, <в>, <г>, <д>, <ж>, <з>, <к>, <л>, м>, <н>, <п>, <р>, <с>, <т>, <ф>, <х>, <ц>, <ш>.
Запомни!
Мягкие непарные: <ж’>, <ч’>, <ш'>, <j>.
Твёрдые непарные: <ж>, <ц>, <ш>.
Система гласных фонем современного русского
|
И | Ы | У |
э | ||
а | ||
передний | средний | задний |
ряд
Система согласных фонем современного русского языка
Уровень шума | Способ обр ^ Место обр. | Г убные | Переднеязычные | Среднеяз ычн. | Задн языч | |||
Губно губные | Губно- зубные | Зубные | Передне небные | |||||
шумные | звонкие | взрывные (смычные) | б б’ | ДД* | Г Г | |||
глухие | п п’ | тт’ | К К | |||||
звонкие | щелевые (фрикативные) | в в’ | з з’ | ж ж’ | ||||
глухие | фф’ | с с’ | ш ш’ | X X | ||||
О) U | аффрикаты | Ц | ч’ | |||||
сонорные | смычно проходные | мм’ носовые | н н’ носовые л л’ боковые | j | ||||
дрожащие (вибранты) | РР’ |
♦ Методическое примечание. Наличие разных подходов к решению вопроса о фонеме в лингвистике не может не отразиться на школьной практике преподавания.
В школе этот вопрос решается непоследовательно. На первоначальном этапе обучения (букварный период) преобладает ленинградский подход, так как звуки анализируются с акустической точки зрения. Их количество тоже определяется исходя из фонетических различий (гласных -6, т.к. <ы> и <и> признаются самостоятельными фонемами; согласных - 37, т.к. <г’>, <к’>, <х’> рассматриваются как существующие). При изучении орфографии подключается московский критерий, т.к. большинство орфографических правил, изучаемых в начальных классах, основывается на московском понимании фонемы.