В) Я приведу нужные вам цитаты

г ) Мы пойдём вечером на лекцию.

Система гласных и согласных фонем современного русского языка

Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки

языка.

Звук речи - конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка - множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка - это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема- это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка - сайка - чайка - гайка) и отождествления ([л’эс] - [л ’и3с]пой - [л ’ьс]овод) слов и морфем.

Фонема - минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое),

язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука - выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные - при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных - передача информации, главная функция гласных - объединение звуков (функциональный аспект).

♦ Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

В современном русском языке 6 гласных фонем:

<а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>.

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

а) по участию губ: • лабиализованные- <у>,<о>,

• нелабиализованные - <а>, <э>, <и>,<ы>;

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: • верхнего подъёма - <и>,<ы>,<у>,

• среднего подъёма - <э>, <о>,

• нижнего подъёма - <а>;

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

· переднего ряда - <э>, <и>,

· среднего ряда - <ы>, <а>,

· заднего ряда - <у>,<0>.

В современном русском языке

37 согласных фонем:

<б>, <б’>, <в>, <в’>, <г>, <г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з'>, <j>, <к>, <к'>, <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <п>, <п'>, <р>, <р’>, <с>, <с'>, <т>, <т’>, <ф>, <ф’>, <х>, <х’>,<ч’>, <ц>, <ш>, <ш’>.

Согласные классифицируются по 4 основным признакам:

а) степень участия голоса и шума:

• сонорные <н>,<н'>,<р>,<р'>,<л>,<л'>,<м>,<м'>,<]>,

• шумные звонкие - <б>, <б’>, <в>,<в'>, <г>,<г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з’>,

• шумные глухие -<к>, <к'>, <п>, <п'>, <с>, <с’>, <т>, <т ’>, <ф>, <ф'>, <х>, <х'>, <ч'>, <ц>, <ш>, <ш'>.

б) способ образования преграды (см. табл.);

в) место образования преграды (см. табл.);

г) палатализация:

• мягкие - <б*>, <в’>, <г’>, <д’>, <ж’>, <з’>, <j>, <к'>, л’>, <м'>, <н'>, <п’>, <р’>, <с’>, <т'>, <ф’>, х'>,<ч’>, <ш*>,

• твёрдые - <б>, <в>, <г>, <д>, <ж>, <з>, <к>, <л>, м>, <н>, <п>, <р>, <с>, <т>, <ф>, <х>, <ц>, <ш>.

Запомни!

Мягкие непарные: <ж’>, <ч’>, <ш'>, <j>.

Твёрдые непарные: <ж>, <ц>, <ш>.

Система гласных фонем современного русского

п- верхний
О  
Д средний
ъ нижний
е  
м  
языка

И Ы У
э  
  а  
передний средний задний

ряд

Система согласных фонем современного русского языка

Уровень шума Способ обр ^ Место обр. Г убные Переднеязычные Среднеяз ычн. Задн языч
Губно­ губные Губно- зубные Зубные Передне­ небные    
шумные звонкие взрывные (смычные) б б’   ДД*     Г Г
глухие п п’   тт’     К К
звонкие щелевые (фрикативные)   в в’ з з’ ж ж’    
глухие   фф’ с с’ ш ш’   X X
О) U аффрикаты     Ц ч’    
сонорные смычно­ проходные мм’ носовые   н н’ носовые л л’ боковые   j  
дрожащие (вибранты)       РР’    

♦ Методическое примечание. Наличие разных подходов к решению вопроса о фонеме в лингвистике не может не отразиться на школьной практике преподавания.

В школе этот вопрос решается непоследовательно. На первоначальном этапе обучения (букварный период) преобладает ленинградский подход, так как звуки анализируются с акустической точки зрения. Их количество тоже определяется исходя из фонетических различий (гласных -6, т.к. <ы> и <и> признаются самостоятельными фонемами; согласных - 37, т.к. <г’>, <к’>, <х’> рассматриваются как существующие). При изучении орфографии подключается московский критерий, т.к. большинство орфографических правил, изучаемых в начальных классах, основывается на московском понимании фонемы.

Наши рекомендации