Особенности методики и организации
В Монтессори-садике детские игрушки – мини-копии реальных предметов не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек, через которые идет познание ребенком мира и себя.
Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М. Монтессори Е. Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная Забота» - самостоятельная деятельность с предметами.
Школьный период. Отсутствие традиционной классно-урочной системы, оригинальный учебный процесс состоит в следующем. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.
В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса и приблизиться к проблеме.
После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.
Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.
Детям никто не дает никаких заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.
В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.
Структура любого дидактического материала полностью соответствует внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори). Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.
Позиция учителя: учитель не является центром класса, он – исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность. Вмешивается в деятельность ученика, только когда это необходимо.
Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому». Отсутствует соревнование детей друг с другом.
Профессиональный Монтессори-педагог:
– обязательно исследователь свободной деятельности ребенка;
– мастер построения учебного пространства для свободной работы детей (изобретатель дидактических материалов);
– тонкий психолог, умеющий соразмерять свои действия со свободой ребенка, которая не есть освобождение от всяких тормозящих мер, а следствие скрытых мотивов развития.
Предтечи, разновидности, последователи
& Методика Е.Н. Потаповой. Технология М. Монтессори богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Примером такого использования является методика лауреата Госпремии СССР Заслуженного учителя школы РФ Евгении Николаевны Потаповой «Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму». Она использует буквенные трафареты М. Монтессори и включает три этапа:
1) тренировку мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской);
2) запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);
3) многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.
Но самым ценным в опыте Е.Н. Потаповой стало не формальное заимствование монтессорианских приемов, а то, что она, отталкиваясь от них, обучала ребенка не писанию букв, а письменной речи. Высвобождение в результате навыкового обучения письму время, сэкономленные благодаря преодолению рутинной стрессоопасной для детей работы силы использовались для создания своеобразных произведений. Дети уже в первом классе «издавали» собственные книжечки, получая помимо всего прочего эстетическое удовольствие от конечных результатов своего труда.
Благодаря методике Е.Н. Потаповой дети научаются каллиграфически писать, уних повышается орфографическая зоркость и экономится 20-30 часов учебного времени.
& Московская начальная Монтессори-школа. Классов нет. Дети объединены в группы (младшую и старшую) в зависимости от доминанты возрастного развития. Важно самостоятельно освоить специально подготовленную учителями развивающую среду, а если ребенок ее освоил, сколько бы ему ни было лет и какой бы месяц ни стоял на дворе, он может перейти на следующую ступеньку. Директор школы не смогла ответить на вопрос, сколько в ее школе первых, вторых, третьих и четвертых классов.
Уроков тоже нет. Вместо математики, русского, чтения и прочих предметов в расписании стоит: первый круг, свободная работа, второй круг или погружение (у старших), опять свободная работа и мастерские. В учебной комнате (до обеда) непривычная картина: учитель сидит за столом в дальнем углу комнаты и, похоже, ничего не делает, никого не учит. А дети за партами или на рабочих ковриках самостоятельно занимаются тем, чем хотят: сами себя учат читать, писать, считать, изучают географию, астрономию, историю. Если надо, вообще уходят из комнаты в школьную библиотеку, за компьютер, в мастерскую, в лабораторию или отправляются красиво читать только что выученные стихи. Для этого предназначена настоящая сцена.
Каждый ребенок живет по собственному учебному плану. Маленькие составляют его на один день, а старшие – на неделю. При этом задача учителя – не учить детей, а таким образом организовать учебную среду, чтобы с помощью дидактических материалов, книжек, лабораторных опытов и учебных текстов дети смогли постепенно самостоятельно освоить все, что необходимо знать и уметь десятилетним выпускникам любой российской начальной школы. Учителя должны наблюдать за детьми, по их просьбе приходить на помощь, отмечать успехи, знать секреты организации свободной работы, научиться терпению и вере в ребенка.
Классного журнала в Монтессори-школе нет, как и отметок. Дети и так трудятся, словно муравьи и пчелы, весь день напролет и по высшей планке своих способностей. Каждое утро собираются в круг для обсуждения результатов в освоении наук и социальном поведении, а два раза в году заполняют тесты учебных достижений.
В Монтессори-школе принципиально нет общей для всех образовательной программы. Каждый ребенок, появившись на свет, развивается и взрослеет в соответствии со своим уникальным космическим планом, который не может ни знать, ни утверждать никакое Министерство образования. К сожалению, школа (УВК № 1641) была закрыта в 1999 году.
& Имеются различные варианты Монтессори-педагогики: для больных детей (терапия), прагматический американский вариант и другие.
Рекомендуемая литература
1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал. – М.: Мастер, 1992.
2. Зверев А. Открытие Потаповой // Учительская газета. - 1986. - 2 декабря.
3. Корнетов Г. Метод Монтессори //Частная школа. - 1995. - № 4.
4. Коултер Ди Джой. Монтессори и Штейнер // Учительская газета. - 1992. - №5.
5. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.
6. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. - 1995. - № 4.
7. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М., 2000.
8. Монтессори М. Разум ребенка: Главы из книги. – М., 1997.
9. Монтессори М. Руководство к моему методу. -М., 1916.
10. Монтессори М. Свободное трудовое воспитание. - П.- М., 1921.
11. Потапова Е.Н. Радость познания. - М., 1990.
12. Поташник М. Право на эксперимент // Народное образование. - 1989. - № 9.
13. Поташник М.М. Эстафета творчества // Советская педагогика. - 1987. - № 6.
14. Рыбина Л. Почему все увлекаются // Первое сентября. - 1993. - №75.
15. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учим не только головой. – М., 1999.
11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст)
Ничто так не меняет человека, как перемена от худшего к лучшему.
Э. Хаббард
Паркхерст Хелен (1887 – 1973).
В 1920 г. в городе Дальтон (США) молодая учительница Хелен Паркхерст организовала школу на основе идей Монтессори.
Она стала привлекать ребят к организации учения, собирать их в кружок и договариваться, что они будут делать в течение недели. Учебным пространством постепенно становился не только класс, в котором были уничтожены прежние стройные ряды парт. Теперь заниматься можно было и в коридоре, потому что туда перекочевала часть школьной библиотеки, или за общим столом, где умещались сразу несколько ребят, работающих над общей проблемой. Школа стала образом жизни, в котором и ребенок, и взрослый совместно выстраивали свои образы личности и мира.