Глава 2. Практическое исследование приемов помощи детям с трудностями в обучении

2.1.Характеристика испытуемого и выбранных методик для исследования

В качестве испытуемого взят ученик 2 класса МОУ СОШ №3 г. Ярославля. Мальчику 9 лет, семья полная. Смена школы учащегося дневная, школу своевольно не пропускает. После школы идёт домой или на тренировки по хоккею (секция). По дому помогает. В школе активно берётся за помощь одноклассникам и учителям, никогда не отказывает.

Характер взаимоотношения ребёнка со сверстниками: С одноклассникам ученик ведёт себя активно, положительно, доброжелательно, агрессивного поведения не наблюдалось. В играх принимает участие охотно, часто играет на перемене в коридоре, обычно находится в классе за общением с одноклассниками. Близких друзей в классе нет. Помощь у одноклассников, когда попадается трудная работа, всегда попросит.

Интерес к учебному труду: Очень активно проявляет интерес к учебному труду. Объясняется это интересом к получению положительных отметок и отзывов. Мальчик очень ответственно относится к выполнению домашнего задания. На уроке проявляет активность, почти всегда отвечает на вопросы учителя. К успехам одноклассников относится положительно. Учащийся дисциплинирован, знает, как обращаться к старшим, ведёт себя на уроке и на переменах хорошо. Не имеет привычки некультурно выражаться. Всегда опрятен и аккуратен.

Обучающемуся интересен хоккей , в связи с чем он посещает хоккейную секцию. В будущем желает стать профессиональным хоккеистом.

С радостью принимает участие в жизни класса, общественные поручения выполняет с большой ответственностью, стараясь выполнить их на «отлично».

У ученика присутствует только внешняя мотивация, что влияет на обучаемость мальчика. Моральные качества: любит семью, уважает страну в которой живет. Целенаправленный, ответственный ученик. Умение руководить отсутствует. Умеет слушать мнения и указы товарищей. Особенности темперамента: активный, оптимистичный, жизнерадостный и добродушный ребёнок. Реакции всегда ярко выражены, легко и быстро сменяются. После вспышки раздражительности, которая случается крайне редко, очень быстро успокаивается.

Легко приспосабливается к новым условиям и ситуациям. Свойственна гибкость поведения и высокая социальная адаптивность.

Специально подобранный список методик, который поможет в выявлении причин трднообучаемости у ребёнка 2 класса. В этот список вошли методики, которые помогают определить направленность личности в обучении.

В мой пакет методик вошли

1. Анкетирование [1]

Цель:

- выявление личности и характера школьника;

- выявление типа мотивации (внутренняя, внешняя).

2. Методика «Недописанный тезис»[2]

Цель:

- выявление направленности личности в жизни, определение личных интересов

3. Методика «Ситуация выбора» [3]

Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.

2.2. Ход исследование и анализ результатов

Для начала, мы провели методики, целью которых является изучение личности учащегося для лучшего понимания ученика.

Анкетирование.

В анкетирование, проведённое нами во время прохождения практики, вошли следующие вопросы:

1. Почему нельзя опаздывать на урок?

2. Напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты больше всего любишь?

3. Напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты больше всего не любишь?

4. Что ты собираешься делать в свободное время?

5. Напиши три желания в порядке их значимости для тебя.

Обработка и интерпретация результатов: мальчик очень активный, любит играть, гулять и заниматься хоккеем. Учебную деятельность как вид самостоятельного внешкольного занятия не воспринимает. Из этого следует вывод, что у мальчика присутствует только внешняя мотивация.

Методика «Недописанный тезис»

Следующая методика, которую мы провели, была нацелена направленность личности в жизни, определение его интересов. В данной методике предлагается дописать тезисы.

Предоставленные тезисы:

1. Больше всего в друзьях мне нравится...

2. Если бы я нашёл клад, то...

3. Самое главное в жизни...

Обработка и интерпретация результатов: мальчик дружелюбный, не жадный, привязан к семье, но, опять же, учёбу, как важное занятие, не расценивает.

Методика «Ситуация выбора»

Методика, проведённая нами в последнюю очередь, была нацелена на диагностику внутренней позиции личности.

В данной методике учащимся предлагается выбрать занятия, которые они предпочитают.

Предлагаемые занятия:

1. Проявить свои таланты;

2. Сделать приятный сюрприз для друзей;

3. Оказать помощь младшим;

4. Поиграть, весело провести время;

5. Приобрести полезные знания.

Обработка и интерпретация результатов: из полученных результатов было выяснено, что ребёнок стремится проявлять внимание к другим, в ответ требуя проявление внимания к себе - «услуга за услугу». В этот раз ребёнок проявил желание получать полезные знания, но они связаны не столько с учебной деятельностью, сколько с познанием мира и окружающей действительности.

2.3. Анализ исследования и рекомендации

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что у ребёнка не развита какая-либо внутренняя мотивация. Мальчик очень целеустремлён и активен, но эти качества не направлены на учебную деятельность, а направленны лишь на те занятия, в которых он заинтересован. Из этого следует вывод, что ученик не заинтересован в самом учебном процессе, а нацелен лишь на получение положительных результатов и хороших отзывов со стороны учителя и родителей.

По коррекции данной проблемы можно использовать различные методы работы с учеником, например, беседы, по-сколько, через беседу до ученика ещё можно попробовать донести важность получения самих знаний, а не оценок за них. К сожалению, стопроцентно работающих методик и упражнений по устранению данной проблемы нет. Изменение отношения ученика к учебному процессу и формулированию познавательной деятельности способен добиться хороший педагог, уже не раз сталкивающийся с подобной проблемой, т. к. у каждого педагога свой способ работы с детьми, и многие учителя делают большое количество ошибок в желании быстро и без особых хлопот устранить данную проблему, что в корне не верно, т. к. нужна личная заинтересованность педагога в устранении этой проблемы.

Вывод по главе 2

В качестве исследования был взят ученик 2го класса, у которого наблюдалось отсутствие учебно-познавательной мотивации. Специально для определения вида мотивации были проведены методики, из которых было выяснено, но ученик заинтересован в учебной деятельности лишь как в способе зарабатывания похвалы и положительного к себе отношения сверстников, но по большей части, взрослых.

По данным исследования было выявлено, что ребёнок очень активный, хорошо развит, отзывчивый, добросовестно выполняет работу, но все старания направленны лишь на установления хорошего к себе отношения.

В качестве коррекции был проведён классный час в форме беседы, нацеленный не только на данного ученика, но и на весь класс в целях профилактики.

Заключение

Одной из важных задач педагога в современной школе является формирование у ученика учебно-познавательно мотивации.

От учителя в большей мере зависит обеспечение положительных эмоций, связанный с процессом получения знаний, не только оценок, а так же вовремя распознать предпосылки снижения учебной мотивации, т. к. в будущем это может сказаться на снижении успеваемости.

В последнее время такое явление, как снижение познавательной мотивации, является очень частым, что не является положительным явлением. Коррекция таких явлений довольно таки тяжело проходит, и, что бы добиться положительных результатов, порой нужно потратить немало времени и сил. По данному вопросу создано не мало методик, выявляющих качество мотивации в обучении.

Нами были выдвинуты предположительные условия при решении данной проблемы:

· правильное выявление мотивации (внутренней или внешней);

· выбор правильных методик по определению предпочтений личности и его заинтересованности в учебной деятельности;

· личная заинтересованность педагога в формировании учебно-познавательной мотивации ученика, готовность посвятить устранению данной проблемы немалое количество времени;

· создание комфортных психолого-педагогических условий для коррекции данной проблемы.

Развитие познавательной мотивации у младшего школьного возраста предполагает личностный подход педагога к данной проблеме, а не фокусирование внимание на ребёнке, как на ученике и только.

Для решения задач были изучены работы различных специалистов, работающих по данной теме.

Были подробно рассмотрены и изучены такие понятия как: мотив, мотивация, познавательная мотивация.

В ходе работы были решены цели и задачи, которые были направлены на изучение условий развития познавательной мотивации.

Эта работа будет полезна специалистам, педагогам, воспитателям, родителям, а так же студентам педагогических учебных учреждений.

Список использованной литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности М., 2006, с. 73.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227 .

4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.

5. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007, с.137-139.

6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа – 2004 № 2 с.11-14.

7. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.2005 .

8. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.

9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.

10. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.с. 187.

11. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии – 2009 № 1 с.50-52.

12. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.

13. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.с. 190.

14. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2000. с. 89.

15. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3–8.

16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе М., 2001, с. 24.

17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.

18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003. С. 303–323.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.

20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.

21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.с. 86.

22. Маркова А.К., Матист Г.А., Орлов Л.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000.

23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с. 218.

24. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.

25. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2004.

26. Сели Д.Очерки по психологии детства М., 2009.

27. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34 .

28. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008.

Приложение

Содержание:

Приложение 1. Методика анкетирование с.21
Приложение 2. Методика «Недописанный тезис» с. 21
Приложение 3. Методика «Ситуация выбора» с. 22

Приложение 1

Анкета

Наши рекомендации