Глава 4. история развития психологических знаний 5 страница

Одной из закономерностей процесса ощущения и работы ор­ганов чувств является адаптация — способность анализатора при­спосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чув­ствительность. Адаптация может быть направлена и на повышение, и на понижение чувствительности анализатора.

Общеизвестно, что если выйти ночью из ярко освещенной комнаты, то некоторое время глаза ничего не различают в темно­те. Это объясняется тем, что под влиянием света чувствительность глаз была понижена и оказалась недостаточной для того, чтобы видеть в темноте. Однако через некоторое время человек привыка­

ет к темноте и начинает различать дорогу, предметы, особенно­сти местности.

Анализаторы имеют свои возможности адаптации по скорости и диапазону. Наиболее быстро адаптируются обонятельные и так­тильные анализаторы, медленнее — слуховой, вкусовой и осо­бенно зрительный. Так, для полной адаптации зрения к темноте необходимо до 40 мин.

Адаптация органов чувств может осуществляться в трех направ­лениях:

повышение чувствительности органов чувств, порога различе­ния;

притупление, снижение чувствительности под влиянием дей­ствия сильного раздражителя;

полное исчезновение ощущений в процессе длительного дей­ствия раздражителя, чаще небольшой силы (например, ношение ручных часов, очков).

В психологии установлено, что один и тот же раздражитель ощущается по-разному в зависимости от предыдущих ощущений. Так, например, предшествующие слабые раздражители увеличи­вают чувствительность к другим более сильным раздражителям, а сильные, наоборот, уменьшают чувствительность к более слабым. Эта зависимость получила название явления контраста, которое важно учитывать при осуществлении наблюдения.

В ощущениях наблюдается и такое явление, как последователь­ные образы. Суть его в следующем: после прекращения воздей­ствия раздражителя возбуждение в рецепторе того или иного органа исчезает не сразу, и потому соответствующее ощущение некото­рое время продолжает участвовать в регуляции поведения и дей­ствий человека.

Отдельные анализаторы взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на их чувствительность. При этом чувствительность взаи­модействующих анализаторов повышается при слабых раздражи­телях и снижается при сильных.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов называется сенсибилизацией. Например, слабые звуко­вые раздражители повышают зрительную чувствительность, раз­дражение глаза красным светом — чувствительность аппарата черно-белого зрения.

Чувствительность и другие качественные характеристики орга­нов чувств существенно зависят от тренировок, упражняемое™. При постоянно и систематически действующем анализаторе его чувствительность повышается, а при длительной сенсорной де-привации, недостаточности, сенсорном голоде снижается.

Знание специалистом закономерностей и других особенностей ощущений позволяет более квалифицированно решать професси­ональные задачи, например при работе в ночное время, при вы­

полнении точных и тонких функций, при сборе информации о том или ином происшествии и т. п.

Восприятие — более сложный по сравнению с ощущением пси­хический познавательный процесс. Это целостное отражение пред­метов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникаю­щие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в результате восприятий складываются образы предметов и явле­ний, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

Одна из задач восприятий состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности, находящей­ся как вне его, так и в нем самом (телесные восприятия).

В зависимости от количества анализаторов, участвующих в от­ражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные.

К простым восприятиям относят те, которые возникают на ос­нове работы преимущественно одного анализатора. Например, по звуку работающего двигателя специалист может определить не только тип автомобиля, но и состояние самого двигателя. В зави­симости от модальности рецепторов различают зрительные, слу­ховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. Например восприятие обстановки на рабочем мес­те, в квартире, в общественном транспорте и т.д. Очевидно, что сложные восприятия более полно отражают действительность по сравнению с простыми и, конечно же, по сравнению с ощуще­ниями.

К числу сложных видов восприятий относят восприятие про­странства (величины, объемности, формы, удаленности, рассто­яния между предметами, рельефа предмета, местности и др.), времени (длительности, последовательности явлений), движения (скорости, направленности).

Физиологическим механизмом восприятия является комплекс­ная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также услов­но-рефлекторные связи между анализаторами.

Как видим, физиологическую основу восприятий составляют два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного ана­лизатора (при воздействии на организм комплексного раздражи­теля одной модальности как одного сложного раздражителя) и межанализаторные связи (при одновременном воздействии на органы чувств комплекса раздражителей разной модальности). Благодаря межанализаторным связям в восприятии отражаются и

такие особенности внешнего мира, для которых нет специализи­рованных анализаторов, например величина предмета, его вес, удельный вес и др. И потому в восприятии мир познается полнее и глубже, чем в ощущениях.

Восприятие связано не только с ощущением, но и с процесса­ми мышления: анализом, синтезом, сравнением. Восприятие вы­ступает связующим звеном между простейшим психическим по­знавательным процессом — ощущением и мышлением — высшим познавательным процессом.

Восприятия всегда выступают как субъективные образы объек­тивно существующей действительности, в которых она более или менее точно и полно, правильно отражается и понимается чело­веком.

В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические.

Синтетический тип восприятия присущ людям, которые вос­принимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей.

Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого.

Аналитика-синтетический тип восприятия наиболее распро­странен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.

Восприятия классифицируют и по другим признакам: по вос­приятию речи, поведения, человека человеком, образа и т.п.

Восприятие как психический познавательный процесс имеет особенности, учет которых может повысить качество профессио­нальной деятельности специалиста.

В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, струк­турность, константность, избирательность.

Восприятие имеет осмысленный и обобщенный характер. Воспри­ятие человеком предметов и явлений имеет для него определен­ный смысл (что это: кирпич, хлеб, металлическая заготовка) и личностный смысл, значимость (полезные — вредные, нужные — ненужные, красивые — уродливые и т.д.).

Восприятие носит предметный характер. В нем отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкрет­ное предназначение и смысл.

С предметностью восприятия связана его целостность. В отли­чие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как

целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами.

Следующая особенность восприятия состоит в его структурно­сти. Мы узнаем предметы и явления благодаря устойчивой струк­туре, системе их признаков. Все это непростая сумма, комплекс отдельных ощущений. В восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений (напри­мер, стул, стол, автомобиль воспринимаются нами как соот­ветствующие предметы вне зависимости от их частных, конкрет­ных признаков).

Объективный источник целостности и структурности восприя­тий находится в реальной действительности, в ее объектах и их связях. Субъективно целостность и структурность восприятий обес­печивается предметной деятельностью и формированием услов­но-рефлекторных связей. И. М. Сеченов отмечал, что целостность и структурность восприятий являются результатом рефлекторной деятельности анализаторов.

Восприятия отличаются константностью — независимостью отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.) от воспринимаемых условий. Одни и те же предметы могут восприниматься нами в разных условиях (вре­мя суток, расстояние, степень освещенности, на разном фоне и т.п.), которые не могут не оказывать влияния на качество вос­приятия, однако объективные параметры предметов восприни­маются в неизменном виде (что это: количество, объем и т. п.).

Одной из особенностей восприятия человека является его из­бирательная направленность. В восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколь­ко или один, а все остальные составляют фон восприятия. Выде­ление объектов может проходить либо непроизвольно, без воле­вых усилий, либо произвольно, на основе воли.

Выделение тех или иных объектов зависит от того, на что на­правлена деятельность человека, от его потребностей, интересов, установок, от состояния его психики, физического здоровья. На особенности восприятия человеком объективной реальности ока­зывают влияние поставленные перед ним задачи, его цели, моти­вы поведения и деятельности. Избирательность в восприятии пред­метов и явлений действительности, других людей может иметь полоролевые, возрастные, этнические, профессиональные, ре­лигиозные и другие особенности.

Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от со­держания психики человека, от его опыта. Эта зависимость на­зывается апперцепцией и может быть как устойчивой, так и не­устойчивой, временной. Устойчивость апперцепции обусловлена жизненным опытом человека, его установками, стилем пове­дения, деятельности, мышления, уровнем и характером самооцен­

ки, системой смыслов и ценностей. Временная апперцепция воз­никает под влиянием психического состояния и характера дея­тельности человека, проявляющихся чувств, настроений.

Особенно отрицательно влияют на восприятия страх, состоя­ния психической напряженности, тревожности, неуверенности, беспокойства, чрезмерной усталости, аффективные, фрустраци-онные и эйфорические состояния человека.

Как видим, восприятие является активным психическим по­знавательным процессом, которым можно управлять.

В процессе восприятия могут возникнуть ошибки. Неправиль­ное, искаженное, поверхностное восприятие называют иллюзией. Наиболее распространены иллюзии зрительного восприятия (рис. 5—13). Известен факт, называемый фантомом конечности. Он про­является в том, что человек длительное время после ампутации руки или ноги продолжает «чувствовать» отсутствующую часть ко­нечности и даже пытается двигать ею и пользоваться для захвата или перемещения предметов, ощущает в ней боль. Фантом конечно­сти обычно наблюдается после ампутации у взрослых людей и в отношении тех частей тела, которыми они активно пользовались.

Причины иллюзий самые разные. Иллюзию может вызвать вре­менная апперцепция. Иллюзии возникают, когда нет достаточной контрастности между воспринимаемыми предметами и окружаю­щим фоном по форме, объему, цвету, освещенности. Одной из причин иллюзий является эффект иррадиации, когда светлые пред­меты кажутся большими, чем такие же по размеру, но темные. Общеизвестны иллюзии стрелы, железнодорожных путей, кон­центрических окружностей, контраста, иллюзия веера и др.

В зависимости от участия воли, целенаправленности восприя­тия подразделяют на непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренное восприятие не связано с волевым напря­жением и заранее поставленной целью. Оно происходит в резуль­тате непосредственного взаимодействия органов чувств и действи­тельности запечатления ее образов в памяти человека помимо его желания, непреднамеренно, непроизвольно. Вполне очевидно, что при таком восприятии образы реальной действительности не только не осознаются человеком (отражение происходит на подсозна­тельном уровне), но и обладают недостаточной четкостью, опре­деленностью. Вместе с тем такие восприятия играют исключи­тельно большую роль в жизнедеятельности человека: они создают мощный информационный фон в его психике и при определен­ных обстоятельствах могут оказывать влияние как на восприятие им действительности, так и на ориентации и поведение в ней.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе находится задача, решение которой связано с известным усилием воли. Такое восприятие осуществляется как система це­ленаправленных перцептивных действий и требует специального

научения, опыта человека. В процессе преднамеренного восприя­тия происходит обнаружение, различение, идентификация и опоз­нание искомых предметов, явлений, из связей.

Одной из форм преднамеренного восприятия является наблю­дение — преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений дей­ствительности, людей и самого себя. Наблюдение более эффек­тивно, если наблюдатель обладает развитым мышлением, памя-

глава 4. история развития психологических знаний 5 страница - student2.ru

Рис. 5. Восприятие обусловлено тем, какие признаки объекта избирают­ся в качестве исходных при его опоз­нании. На этом рисунке можно уви­деть и образ молодой женщины, и образ старухи

глава 4. история развития психологических знаний 5 страница - student2.ru

Рис. 6. Избирательность восприятия. На этом рисунке попеременно воспринимается то ваза на черном фоне, то два" профиля на белом фоне. Но если тот или иной объект становится предметом деятельно­сти, то он доминирует в поле вос­приятия (например, при выявле­нии соотношения элементов вазы)

глава 4. история развития психологических знаний 5 страница - student2.ru

глава 4. история развития психологических знаний 5 страница - student2.ru

Рис. 8. Какой отрезок является продолжением линии?

Рис. 9. Иллюзия переоцен­ки вертикальных линий и верхней части предмета

\1/

глава 4. история развития психологических знаний 5 страница - student2.ru

глава 4. история развития психологических знаний 5 страница - student2.ru

Рис. 10. Иллюзия пере­носа свойств целого на его части. Одинаковые линии в больших фигу­рах кажутся большими

Рис. 12. Иллюзия контраста. Внут­ренний кружок слева кажется больше внутреннего кружка спра­ва, хотя в действительности они равны

Рис. 11. Одинаковые по величине

предметы кажутся больше на Рис. 13. Концентрические круги меньшем поле восприятия воспринимаются спиралью

тью, вниманием, достаточными знаниями и опытом в наблюдае­мой области.

Наблюдение более успешно у людей с развитой наблюдатель­ностью, состоящей в способности и умении подмечать те или иные грани, свойства действительности, понимать их природу, взаимо­связи, зависимости. Наблюдательность несет в себе и профессио­нальные аспекты, особенности жизненного опыта. В этом смысле наблюдательность у людей содержательно различна в зависимости от характера профессиональной деятельности, специальности и социального (нравственного, политического, семейного и др.) опыта. И поэтому подготовка специалиста предполагает форми­рование у него прежде всего профессиональной наблюдательно­сти как качества личности.

Память играет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

В настоящее время существует несколько подходов, концеп­ций в объяснении механизмов памяти как психического познава­тельного процесса: психологическая, физиологическая, биохими­ческая теории памяти. Эта проблема достаточно полно излагается в книге «Общая психология» (под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — С. 284—290) и других источниках. Рекомен­дуется самостоятельно ознакомиться с основными теориями па­мяти.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание — первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Это достигается включением в действие большого чис­ла органов чувств, раскрытием причинно-следственных связей и отношений между явлениями.

Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоми­

нание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.

Процесс механического запоминания скучен. Кроме того, при­менение старых знаний, полученных таким путем, в новой обста­новке всегда сопровождается теми или иными трудностями и ошибками.

Смысловое, или логическое, запоминание опирается на глу­бокое проникновение в смысл явлений или предметов. В процессе его предмет, явление делятся на составные части, раскрываются их внутренние связи и зависимости, выделяется существенное, новые знания соединяются с уже имеющимся. Иными словами, происходят своеобразная систематизация и классификация све­дений, выявление причин и следствий, что и обеспечивает проч­ное запоминание.

Образованные связи, следы в коре мозга с течением времени ослабляются или даже разрушаются, если их не подкреплять но­выми воздействиями. Попросту говоря, полученные сведения за­бываются. Особенно быстро забывается плохо осмысленное (бед­ное связями), слишком большое по объему, не закрепившееся на практике, а также то, что запоминалось без интереса, без пони­мания того, зачем оно нужно.

Сохранение — непассивный процесс удержания информации.

В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят­ство эмоциональной памяти и т.д.), условий и организации за­учивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, перехода от сохранения в сознании к вы­теснению в бессознательное. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там. Воз­можность вызвать в состоянии гипноза воспоминания и тип пове­дения, присущие детскому возрасту, дает основание говорить о том, что в памяти человека оставляет след все, что оказывает воз­действие на него, хотя порой это недоступно для сознательной дешифровки.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала.

Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Воспроизведение может происходить и без опоры на до­статочно четкий образ воспринимавшихся ранее явлений и пред­метов, событий: материал припоминается целенаправленно, и нужный образ воссоздается нередко с применением больших уси­лий. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет­ся опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто уз­нать среди них нужные.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние — избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. То, что, включаясь в деятельность человека, является значимым и интересным для него, не забыва­ется. И поэтому включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями личности и, следовательно, борьбы с забыванием.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро—медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти — зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память — это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое — непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости.

В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную — с изменением структуры белка рибонук­леиновых кислот.

От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосроч­ное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

При изучении данной проблемы важно попытаться оценить возможности своей памяти и приложить усилия для ее совершен­ствования в целом, а на этой основе — и для развития професси­ональной памяти.

Большое значение для развития профессиональной памяти имеют воспитание добросовестности, ответственности, интереса к своей специальности, ознакомление с приемами эффективного запоминания, сохранения в памяти и воспроизведения информа­ции, соответствующие тренировки памяти.

Мышление в психологии определяется как психический позна­вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож­ных связях и отношениях. Оно представляет собой познание дей­ствительности, основанное на использовании ранее приобретен­ных знаний, опыта.

Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответству­ющих образов в нашем сознании, то процесс мышления соверша­ется сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син­теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб­щения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опи­раясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышле­ния находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания,

и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.

Опосредованный и обобщенный характер мышления позволя­ет человеку познавать не только явления, но и их сущность. Для человека оказывается доступным установление различных связей и отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные закономерности.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существен­ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — уст­ной или письменной, вслух или про себя.

Суждение — это отражение связей между предметами и яв­лениями действительности или между их свойствами и призна­ками.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Ис­тинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суж­дение, наоборот, выражает связь между объективными явления­ми, в действительности не существующую.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»). В частных суждениях утверждение или отри­цание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях — только к одному (например, «Этот студент плохо учится»).

Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах.

Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (общему суждению).

Дедукция — это умозаключение, идущее от общего положения (суждения) к частному случаю.

В психологии различают следующие виды мыслительных опера­ций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, кон­кретизацию, классификацию и систематизацию.

Суть операции анализа состоит в разложении целого на состав­ные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно рас­членить на элементы.

Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен­ных связей. Так, например, многочисленные данные аэрофото­съемок постепенно объединяются и дают общую картину изучае­мых объектов, больших территорий.

Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв­лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними.

Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обоб­щенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от исти­ны, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее.

Обобщение сводится к объединению многих предметов явле­ний по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.

Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение част­ного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существен­ным признакам.

Систематизация — это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам, как существен­ным, так и несущественным.

В зависимости от характера познавательной деятельности чело­века в психологии различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен­но в процессе деятельности человека.

Наши рекомендации