Управление конфликтами
Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
· проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению;
· совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
· стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов;
· практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый "синдром покорности" - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;
· улучшаются отношения между людьми;
· люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
· непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;
· отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;
· представление об оппоненте, как о "враге", его позиции - только как об отрицательной, а о своей позиции - как об исключительно положительной;
· сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной;
· убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;
· чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами (рис. 7.3).
К структурным методам относят:
1. Четкую формулировку требований, т.е. разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.
2. Использование координирующих механизмов, т.е. строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.
3. Установление общих целей и формирование общих ценностей, т.е. информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.
4. Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.
Межличностные способы управления конфликтами представляют собой реализацию той или иной стратегии поведения участников конфликтной ситуации.
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
1. Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами.
Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
2. Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
Рис. 7.3 Действия руководителя и способы разрешения конфликтов
3. Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
4. Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
Рис. 7.4 Стратегии поведения участников конфликта
5. Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы".
Руководитель должен использовать различные стратегии разрешения конфликтов, учитывая характер ситуации и индивидуально-психологические особенности участников конфликта.
Однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
Стратегии поведения участников конфликта можно представить в виде следующей двухмерной модели (рис. 7.4).
Наблюдения показывают, что примерно 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. При этом главную роль в возникновении таких конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, а также действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Зачастую, первый конфликтоген бывает непреднамеренным, ситуативным, случайным, но дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов, т.е. на конфликтоген в свой адрес мы стараемся ответить еще более сильным конфликтогеном, испытываем желание "проучить" обидчика как можно сильнее, больше, обиднее, проявляем ответную агрессию. В результате происходит разжигание конфликта.
Иными словами, процесс возникновения непреднамеренного конфликта можно представить в виде следующей схемы (рис. 7.5):
Рис. 7.5 Схема возникновения непреднамеренного конфликта
Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:
1)стремление к превосходству, приказы, угроза, критика, обвинение, издевка, насмешка, снисходительный тон общения, хвастовство, категоричность суждений, навязывание своих советов, перебивание собеседника, утаивание информации, подслушивание, нарушение этики поведения, попытка обмана, напоминание о проигранной для собеседника ситуации;
2)проявления агрессивности (природной или ситуативной от неприятия, из-за плохого настроения или фрустрации);
3) проявления эгоизма.
Приведенная схема подсказывает и пути предотвращения конфликтов в виде следующих рекомендаций:
1)не употребляйте конфликтогенами, не говорите и не делайте того, что может задеть, обидеть собеседника;
2) не отвечайте конфликтогеном на чужой конфликтоген - если не остановитесь сразу, то позднее сделать это будет практически невозможно;
3) проявляйте внимание к собеседнику, старайтесь понять его состояние;
4) делайте как можно больше благожелательных обращений к собеседнику: дружеская улыбка, поддержка, уважительное отношение, сочувствие, похвала и т.п.
Однако говоря о роли конфликтогенов в возникновении конфликтов, следует иметь в виду, что они только обеспечивают переход конфликта из скрытой в открытую (явную) форму. Иными словами, конфликтоген всегда ложится в подготовленную почву - отсутствие согласия по тому или иному вопросу, которое определяется внутренними и внешними (субъективными и объективными) причинами. Основная причина конфликта - в неудовлетворенности социальных потребностей человека в группе: низкий статус, мало любви и уважения окружающих, нет чувства защищенности в коллективе, нет условий самовыражения, самоутверждения.
Нахождение в группе для личности всегда конфликтно: с одной стороны, личность нуждается в других людях для достижения своих жизненных целей и удовлетворения указанных социально-психологических потребностей; с другой стороны, личность стремится сохранить свою свободу, независимость и индивидуальную неповторимость. Этот психологический конфликт является источником тревоги и даже страха. Такое состояние проявляется в виде следующих защитных механизмов, которые отражаются в поведении, и на них должен обратить внимание руководитель:
· отступление - молчание, отсутствие увлеченности, обособление;
· пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация превосходства;
· приведение в замешательство - неожиданные вопросы и ответы, неадекватное поведение;
· жесткий формализм - формальная вежливость, установление норм, буквоедство, слежение за другими;
· попытки обольщения: кокетство, капризы, детскость;
· превращение дела в шутку;
· разговоры на посторонние темы;
· поиск виноватых - самобичевание, ложная скромность, обвинения коллектива или отдельных его членов.
Кроме внутренних психологических причин конфликта, возможны внешние производственные причины, в их числе:
· несогласованность или противоречивость целей разных групп работников;
· нечеткое распределение прав и обязанностей;
· чрезмерная загруженность, превышающая личные возможности;
· несоответствие занимаемой должности, некомпетентность;
· неблагоприятный стиль руководства;
· плохие условия труда;
· неопределенность личных целей и перспектив роста;
· психологическая несовместимость членов коллектива;
· нахождение коллектива в стадии распада;
· исчерпание личных возможностей и интереса.