Тема: Текст. Предложение
Цель:
1. Диагностическая: обследовать письмо (свободный диктант)
2. Практическая:
> Развивать умение определять тип текста, количество предложений.
> Учить определять границы предложения.
> Развивать пространственное восприятие.
Оборудование:
Указатели «Страна Текстов», «Страна Предложений», «Страна Воспоминаний», индивидуальная рабочая тетрадь (дидактическое пособие), тетрадь для проверочных работ, графическая схема предложения, квадраты Кооса, цифровой ряд:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Ход занятия
Вступительное слово
Мы продолжаем наше путешествие и оказываемся в стране... Воспоминаний, встретившись в которой путешественники беседуют, вспоминая, в каких странах они побывали, что узнали нового.
Беседа по пройденному материалу:
Текст и его признаки, типы (используется таблица прошлого занятия).
Устный опрос учащихся
1. Прослушайте текст, определите количество предложений в тексте (используется цифровой ряд).
Умолк птичий гомон в осеннем лесу. Перелетные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц поменяли окраску. Медведь выбирает удобное и надежное место для берлоги.
2. Прослушайте текст, определите тип текста. Повествование.
Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постель.
Изложение материала: Предложение и его признаки.
Рассказ учителя-логопеда
Продолжим путешествие и отправимся в страну Предложений.
При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, приказаниями. При помощи предложений мы передаем и получаем разнообразную информацию.
Признаки предложения
(используется графическая схема предложения: (____ .)
1. Предложение состоит из слов.
2. В предложении слова связаны по смыслу и по определенным правилам, но пишутся друг от друга раздельно. Первое слово всегда пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка (вопросительный или восклицательный знак).
3. Предложение выражает законченную мысль.
Как выразить мысль в предложении? (примеры предложений записаны на доске)
а) Используя формы слова.
Сравните: Письмо послано брату. Письмо послано братом.
б) Используя служебные слова, например, предлоги.
Сравните: Девочка пошла в лес. Девочка вышла из леса.
в) Используя интонацию.
Сравните: Все пришли? Все пришли. Все пришли!
г) Используя паузы (короткие остановки между словами).
Сравните: Теперьяподнимитетоже. Те перья поднимите тоже. Те перья подними, те тоже. Те перья под ними, те тоже.
Ш Предложение - это основная единица речи, которая выражает законченную мысль.
Признаки предложения: 1. Предложение состоит из ___________.
2.В предложении слова связаны по смыслу и по определенным правилам, но пишутся друг от друга _____. Первое слово всегда пишется с_____________ буквы, в конце предложения ставится ___________ (вопросительный или восклицательный знак).
3.Предложение выражает законченную _______.
**
Выполнение упражнения по развитию пространственного восприятия
Складывание орнаментов (задание выполняется каждым учащимся, в случае затруднений помощь оказывает логопед).
Работа с текстом
Чтение текста
(учащиеся читают предложения, определяя их границы: исправляют ошибки, подчеркивают заглавные буквы и ставят точки; подбирают и вписывают заголовок; задание выполняется в индивидуальных рабочих тетрадях).
Свободный диктант
(каждое предложение текста записывается учащимися с одного прочтения учителем-логопедом; задание выполняется в тетрадях для проверочных работ).
Золотая осень. Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами
пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом (42 слова).
Оценка работы
Определение лидера занятия с учетом количества набранных звезд каждым учащимся.
Занятие 3