Педагогический уровень механизма воспитания

А.В. Мудрик рассматривает в своих работах по этнопедагогикенесколько сторон механизма воспитания (относительно управляемой социализации).

• Традиционный механизм – неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствует общественным одобренным.

• Институциональный механизм функционируетв процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (школа, клуб по месту жительства, церковь и т.д.) который способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитаций.

• Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии др., являющиеся ее носителями, референтны для него.

• Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.) [10].

Практические задания

1. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  Уровни рассмотрения физической культуры   Определения
Традиционалистско-консервативная (когнитивная, знаниевая) парадигма Сущность личностно ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного воздействия.
    Рационалистическая ( функционалистическая, технократическая) парадигма   Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится. Учебный предмет рассматривается как своеобразная "проекция" науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания.
    Феноменологическая (гуманистическая, личностно ориентированная) парадигма   Соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. В центре внимания не знания, а умения, способы действия. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Она исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Рационалистическая парадигма предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание.


2. Заполнить таблицу «Виды целей при целеполагании и их характеристика в педагогическом процессе»

Виды целей Характеристика
Нормативные (государственные) цели    
Общественные цели    
Инициативные цели    

3. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  I. Образовательные задачи:       1) формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных действий; 2) формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности определенной сферой физической культуры; 3)овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных действий, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п.; 4) совершенствование телосложения и гармоничное физическое развитие; 5) формирование волевых, эстетических и других личностных качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность; 6) оптимальное развитие физических качеств (способностей) – кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных; 7)укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм; 8) многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.
II. Задачи физического развития:    
III. Воспитательные задачи:  

4. Определить объективную цель воспитания с точки зрения универсальной теории самоуправления и управления?

5. Как соотносятся концепции социализации и концепции развития индивидуальности с точкой зрения универсальной теории самоуправления и управления (Д. Меховцева)?

• Что понимается под механизмом воспитания?

• Что такое функциональный орган нервной системы (психики)?

8. Заполнить таблицу «Уровни механизма воспитания и их характеристика »

Уровни механизма воспитания Характеристика уровней
Психофизиологический уровень механизма воспитания.    
Психологический уровень механизма воспитания    
Педагогический уровень механизма воспитания.    

9. Заполнить таблицу «Эмоции успеха-неуспеха и их характеристика »

Виды эмоции успеха-неуспеха Характеристика
констатирующие  
предвосхищающие    
обобщенные.    

Литература

1. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга»,1996. 344с.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 288с

3.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.160 с.

4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

5. Лившин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980. 96с.

6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах т.V. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 558с.

7. Мехонцева Д. Объективная цель воспитания – формирование самоуправляемой и управляемой личности // Народное образование 2001. №8. С.16.

8. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия//Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. – М.: Вентана-Графф, 2002. 382с.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272с.

10. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. 304с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. 328с.

12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 160 с.

13. Слободчиков В.П. Исаев Е.И. Основы педагогической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

14. Соловейчик С. Агу и Бука.//Новый мир. 1985, № 3, С. 190-198

15. Соловьев Г.М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования.//Теория и практика физической культуры. 2003.№8. С.10-14.

16. Теория и методика физической культуры: учебник; под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

Содержание педагогического процесса

• 3.3.1 Теоретические аспекты обоснования содержания

• педагогического процесса

• Под содержанием образованияпонимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание в первую очередь связано с целью педагогического процесса.

• Таблица 4.

• Уровни построения содержания образования

• Уровень • Содержание
• I. Философский. • Цели образования, выраженные в терминах философии и социологии, отражённые в средствах массовой информации и общественном сознании.
• II.Психологический уровень • Конкретизация целей образования в психологических представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать образованный человек.
• III. Педагогический уровень • Содержание образования как образовательная модель социально-культурного опыта
• уровень общего теоретического представления (Госстандарт образования) • Устанавливается в общем виде, чему нужно и можно научить школьников. • Выделяется каждый крупный социально и личностно значимый элемент содержания, воплощающий определённую цель ( структура содержания состоит из четырёх компонентов воплощающихся в виде перечня общепредметных знаний и способов деятельности (компетенций)).
• уровень учебного материала • Содержание учебников, задачников, пособий и т. д.
• уровень практического предъявления учебного материала учителем • Педагогическая действительность • «Материализация» содержания образования в знания и практические действия
• уровень освоения учащимися содержания образования • Знания (когнитивный опыт) • Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) • Опыт творческой деятельности • Опыт отношений личности

• В. В. Краевский и А. В. Хуторский [2] считают, что содержание образования выступает как педагогически адаптивный социальный опыт,точнее человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В этом случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре, социальному опыту, и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщённому ко всему богатству современной культуры.

• Такое содержание включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности: опыт творческой деятельностии эмоционально-ценностных отношений.

• Таблица 5.

• Содержание образования

• Компоненты содержания образования • Содержание компонентов (элементы)
• Когнитивный опыт (знание) • Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности: • основные понятия и термины; • факты повседневной действительности и науки; • основные законы науки; • теории, содержащие систему научных знаний;
• Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) • Система общих интеллектуальных и практических действий на уровне умений и навыков в видах деятельности: • познавательной; • трудовой; • художественной; • коммуникативный; • физической культуре.
• Опыт творческой деятельности • Готовность к поиску решений проблем, творческому преобразованию действительности: • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; • видение новой проблемы в знакомой ситуации; • видение структуры объекта и его новой функции; • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый алгоритм.
• Опыт отношений личности(установление эмоционально-ценностных отношений) • отношение к изучаемым знаниям, практическим действиям, к различным видам деятельности (личностные ориентации); • мировоззрение как единство познавательного и эмоционально-ценностного отношения к миру.
     

Содержание педагогического процесса в сфере

Физической культуры

Содержание предмета «Физическая культура»

Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:

– социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания;

– состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

– потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;

– идеал формируемой личности;

– потребности экономики и обороны страны;

– возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.

В Российской Федерации по закону «Об образовании» (1992 г.) введеныобразовательные стандарты. Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах.

Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.

Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ.

Образовательные программы бывают двух типов:

1) общеобразовательные - программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования;

2) профессиональные - программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения.

Содержание образования отражено в ряде документов, учебниках, учебных и методических пособиях.

Учебная программа - документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура». В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования, в свою очередь, регламентируется своим Гостом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом.

Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70–80 и 20–30 % (начальная школа), 60–70 и 30–40 % (основная школа), 50–60 и 40–50 % (полная средняя школа).

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, национальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как:

• основы знаний о физкультурной деятельности - физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни;

• способы физкультурной деятельности различной направленности - общеразвивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности – гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества;

• требования к уровню подготовленности обучающихся - что надо знать, уметь и демонстрировать.

Вариативный компонент ГОСа направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климато-географического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам.

Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре [3].

Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» – это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках.

Учебная, или авторская, программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание и логику изучения учебного предмета.

Рабочая учебная программа – это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ.

Содержание педагогического (учебно-тренировочного) процесса в спортивных школах.

На основе методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12 декабря 2006 года N СК-02-10/3685 спортивные школы можно подразделить на:

• детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП);

• детско-юношеские спортивные школы с отделениями по видам спорта (ДЮСШ);

• специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР);

• школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ);

• училища олимпийского резерва (УОР);

• физкультурно-спортивные клубы по месту жительства [1,4,6].

Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта), кроме того ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими.

Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.

Спортивные школы призваны:

а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;

б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.

В соответствии с законом «Об образовании дополнительные образовательные программы реализуются за пределами определяющих его статус образовательных программ, т.е. данные программы необходимы для удовлетворения интересов и потребностей общества к тому или иному виду деятельности. Из вышесказанного следует, что разработка федеральных государственных образовательных стандартов по различным направленностям дополнительных образовательных программ законодательством РФ не предусмотрена. Прежде всего это связано с тем, что рассматриваемые программы дополняют основные образовательные программы (разрабатываемые на основе федеральных государственных образовательных стандартов).

В России реализуются дополнительные образовательные программы следующих направленностей: научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-крае-ведческая и др.

Приказом Госкомспорта России от 28.06.2001 № 390 утвержден Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР), во вводной части которого указано, что эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ, поэтому постоянно существует необходимость в их совершенствовании. Для этого был разработан типовой план - проспект, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва, учебных программ по видам спорта для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР [5].

В основу типового плана - проспекта учебной программы были положены нормативно - правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Принципы комплексности предусматривают тесную взаимосвязь всех сторон учебно - тренировочного процесса (физической, технико - тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства.) и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно - тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико - тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов функционирования спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ, были определены следующие разделы учебной программы:

• объяснительная записка;

• организационно-методические указания;

• учебный план;

• план-схема годичного цикла;

• контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий;

• воспитательная работа; психологическая подготовка;

• восстановительные мероприятия; врачебный контроль;

• инструкторская и судейская практика и др.

Содержание учебно-тренировочного процесса в школе независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности определяется дополнительной образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Для качественной подготовки дополнительной образовательной программы по виду спорта должны учитываться примерные требования к дополнительным образовательным программам. Содержание программы должно разрабатываться на основе требований Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ, учитывая материал допущенных к использованию учебно-тренировочных программ по видам спорта.

При написании программы многолетнюю подготовку рекомендуется рассматривать как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3) непрерывное совершенствование спортивной техники;

4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

Практические задания

1. Что понимается под термином «содержание образования»?

2. Восстановить текст в таблице «Уровни содержания образования»

• Уровень • • Содержание
• I. Философский.
• II.Психологический уровень
• III. Педагогический уровень

3. Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.

4. Постройте логическую схему «Содержание образования»

Принципы отбора

содержания

… … … … … … … …

5. Что такое Государственный образовательный стандарт и какова его структура?

6. Заполнить таблицу «Содержание ГОС по физической культуре »

Уровни ГОС Характеристика
Федеральный компонент ГОСа по физической культуре    
Вариативный компонент ГОСа по физической культуре    

7. Выстроить в логической последовательности документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура» (Учебная авторская программа – Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура - Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура - Рабочая учебная программа).

8. Что такоеТиповой план-проспект учебной программы для спортивных школ?

9. Заполнить таблицу «Содержание принципов построения учебных программ для спортивных школ »

Принципы построения учебных программ Характеристика принципов
Принцип комплексности    
Принцип преемственности    
Принцип вариативности    

Литература

• Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей: методические рекомендации; под реакцией И.И. Столова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. 100 с.

• Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

• Сборник нормативных документов. Физическая культура; сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 75 с.

• Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 140 с.

• Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР// Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. 2001, № 5, С. 27-42.

• Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: документы и материалы (2002 – 2008 годы). М.: Советский спорт, 2008. 1104 с.

Содержание воспитания в едином педагогическом

Наши рекомендации