Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания
Как отмечалось в главе о сущности воспитания, одна из важнейших его закономерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать – и об этом пишут многие зарубежные педагоги, – что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выдающимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию ее индивидуальной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. conformis – подобный, сходный) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?
Первое, тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного | достоинства человека так или иначе обусловливают развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива.
Второе, коллектив имеет богатую духовную и эмоциональную жизнь, характеризуется многогранной деятельностью своих членов. Все это создает большие возможности для всестороннего развития каждой личности. Дело в том, что для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого.
Но в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.
Наконец, третье, коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. В статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А.С. Макаренко писал:
«Я считаю, ...что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой»[135].
Надо сказать, что идеи коллективного воспитания выдвигались и выдвигаются в мировой педагогике. Отдельные из ее деятелей не могли не замечать стремления детей к объединению со сверстниками и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере пытался решать швейцарский педагог XVIII в. Г. Песталоцци. В созданных им детских приютах он строил воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимопомощь.
Теоретически же эту проблему выдвигали видный представитель социальной педагогики в Германии Пауль Наторп (1854-1924) и основоположник так называемой школы действия Вильгельм Август Лай (1862-1926). Необходимость коллективного воспитания они связывали со стремлением детей к сотрудничеству и взаимодействию, что, по их мнению, положительно сказывается на их развитии. П. Наторп, в частности, указывал, что коллектив, с одной стороны, является «элементом», т.е. орудием воспитания, а с другой – «целью, к достижению которой должно стремиться воспитание»[136]. В.А. Лай же отмечал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельности, и делал вывод о необходимости создания воспитательных детских объединений. «Основной педагогический принцип действия, – писал он, – с необходимостью заключает в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения...»[137]
В последние годы на Западе и, в частности, в Англии, Германии и других странах повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в школе.
В Англии каждая школа ежегодно выпускает для родителей свой проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями оплаты за обучение и т.д.) довольно подробно раскрывается положение об осуществлении воспитания детей в духе коллективизма. В проспекте одной из школ говорится: «Мы стремимся приучать детей к коллективному сотрудничеству – это развивает у них умение заботиться о других. Это закрепляет в каждом ребенке положительную самооценку по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело»[138].