Понятие качества образования
Вопросы экзамена по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения» для 4курса БП(НО)
1. Понятие качества образования
2. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
3. Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования
4. Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
5. Различия между оценкой, отметкой и баллом
6. Функции и виды оценки
7. Причины необъективности педагогической оценки
8. Принципы контролирования успеваемости
9. Этапы проверки успеваемости
10. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
11. Методы контроля знаний учащихся
12. Поощрение и наказание как методы стимулирования
13. Педагогическая оценка как стимул в начальной школе
14. Эффективность педагогической оценки
15. Особенности рейтинговой системы оценки знаний
16. Основные принципы системы рейтинговой оценки
17. Тестирование как одна из форм контроля знаний
18. Виды тестового контроля знаний
19. Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
20. Функции контроля и оценки в начальной школе.
21. Виды контроля знаний учащихся
22. Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся
23. Тематический контроль. Его сущность, функции, методы и приёмы проведения
24. Средства контроля
25. История развития оценочной системы
26. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся
27. Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном обучении
28. Проблема качества и объективности оценки учебных достижений младших школьников
29. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
30. Требования к оцениванию в начальной школе
31. Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
32. Формирование контроля и самооценки в начальной школе
Предварительный контроль в начальной школе
34. Текущий контроль в начальной школе
35. Тематический (периодический) контроль в начальной школе
36. Итоговый контроль в начальной школе
37. Методы и формы организации контроля контроля в начальном общем образовании
38. Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности младших школьников
39. Портфолио как способ оценки учебных достижений младших школьников.
40. Госстандарт второго поколения начального общего образования как модернизация системы образования России.
Понятие качества образования
Различное понимание понятия качества
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
* Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
o родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей,
o качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.
o для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом,
o для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников,
o для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
Некоторое непонимание значения качества усиливается из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие. Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное. Люди используют его, например, при описании дорогих ресторанов (качество услуг) и роскошных автомобилей (качество продукции).
При использовании в бытовом контексте предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно, как негласно предполагается, превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Редкость и дороговизна - две отличительные черты этого определения. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Владение предметами "качества" выделяет их владельцев среди тех, кто не может себе позволить обладать ими.
Различное понимание качества образования
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам.
Качество может также использоваться как понятие относительное. В этом случае качество не является атрибутом продукции или услуги. Оно является чем-то, что приписано ему. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов или спецификации.
Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. Качественная продукция или услуга при рассмотрении качества как понятия относительного совсем необязательно будет дорогая или недоступная, красивая или безликая. Также она может не являться особенной, а быть обыкновенной, банальной и привычной. Диапроекторы, шариковые авторучки и школьные службы снабжения могут демонстрировать качество, если они отвечают простым, но крайне важным стандартам.
Они должны соответствовать тому, для чего предназначены, и отвечать требованиям потребителя. Другими словами, они должны соответствовать предназначенным целям.
* Качество как понятие относительное имеет два аспекта:
o первый - это соответствие стандартам или спецификации,
o второй - соответствие запросам потребителя.
Первое "соответствие" часто означает "соответствие цели или применению". Иногда его называют качеством с точки зрения производителя. Под качеством продукции или услуги производитель понимает постоянно отвечающую требованиям стандартов или спецификации производимую им продукцию или оказываемую им услугу. Качество демонстрируется производителем в виде системы, известной как система гарантии качества, которая дает возможность постоянно производить продукцию, услуги, соответствующие определенному стандарту или спецификации. Продукция демонстрирует качество столько времени, сколько этого от нее требует производитель.
Однако кто должен решить, являются ли услуги школы или вуза качественными? Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают. Часто случается, что превосходная и полезная продукция или услуги не воспринимаются потребителями как обладающие качеством. Особенно остро эта проблема стоит в области образования. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование при приемы в вузы вместо традиционных экзаменов, удлинение времени обучения в школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит проблему качества образования в ряд приоритетных государственных и общественных проблем.