Итоговый тест самоконтроля
За правильный ответ начисляется один балл. Сумма баллов – ваша оценка.
1. Что является методологической основой педагогики?
2. Что понимается под методами педагогических исследований?
3. Что включают в себя понятия «педагогический закон» и «закономерность»?
4. Как классифицируются законы и закономерности?
5. Какие специфические особенности педагогических процессов необходимо учитывать в ходе исследования?
6. Какие методы составляют группу традиционно-педагогических методов?
7. В чем заключается сущность наиболее распространенного традиционного метода педагогического наблюдения?
8. Раскройте сущность метода беседы.
9. Какие меры используются для повышения надежности метода беседы?
10. От чего зависит эффективность метода наблюдения?
11. Что такое педагогический эксперимент?
12. Назовите виды педагогического эксперимента.
13. Что представляет собой естественный эксперимент?
14. В чем сущность лабораторного эксперимента?
15. Что понимается в педагогике под методом тестирования?
16. Раскройте сущность методов изучения коллективных явлений.
17. Какие типы анкет используются для изучения педагогических явлений?
18. Назовите направления использования количественных методов в педагогике.
19. Охарактеризуйте конкретные методики, которые широко применяются в пределах статистического метода.
20. В чем сущность метода моделирования?
Тема 3. Общие закономерности развития человека
Тест самоконтроля
1. Что понимается под развитием человека? Выберите верный ответ.
1. Развитие человека определяется его потребностями и возможностями.
2. Накопление количественных изменений в организме человека влечет за собой его развитие.
3. Развитие – это становление человека в процессе жизни и деятельности.
4. Развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями.
5. Развитие человека – это количественные и качественные изменения в его организме, происходящие под воздействием различных факторов.
2.Какие качества наследуются детьми от родителей? Выберите верные ответы.
1. Черты характера.
2. Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор.
3. Интеллектуальные особенности.
4. Способности к разным видам деятельности.
5. Задатки для развития способностей.
3.Как влияет среда на развитие личности? Выберите верные ответы.
1. В условиях неблагоприятной социальной среды духовное, социальное, психическое развитие личности происходить не может.
2. Благоприятные условия среды обеспечивают человеку более высокий уровень развития.
3. Ребенок, отягощенный негативной наследственностью своих родителей, попав в неблагоприятную среду, может разделить их судьбу.
4. Развитие наследственных задатков в первую очередь зависит от влияния на человека организованной среды – обучения, воспитания, самовоспитания.
5. Нельзя утверждать, что дети неблагополучных родителей в условиях неблагоприятной среды разделят их судьбу.
4.Определите приоритеты в развитии способностей человека. Выберите верный ответ.
1. Развитие способностей человека в первую очередь зависит от наличия задатков.
2. Развитие способностей определяется объемом приобретенных знаний, умений и навыков.
3. В развитии способностей не последнюю роль играет семья.
4. На развитие способностей большое влияние оказывает специальная организация учебно-воспитательного процесса.
5. Развитие способностей определяется влиянием среды.
5. От чего зависят высокие результаты обучения в школе? Выберите верный ответ.
1. От семейного воспитания.
2. От наличия положительных наследственных задатков.
3. От интереса к учебе.
4. От благоприятного влияния близкой и дальней среды.
5. От личности учителя.
Итоговый тест самоконтроля
За правильный ответ начисляется один балл. Сумма баллов – ваша оценка.
1. Что является источником развития личности человека?
2. Какие противоречия определяют развитие личности человека?
3. В чем суть биогенетического закона?
4. Назовите факторы, обусловливающие развитие личности.
5. Что такое наследственность?
6. Какая наука изучает наследственность?
7. Что представляет собой наследственная программа?
8. Что такое задатки?
9. Наследуется ли интеллект?
10. Как наследуются моральные и нравственные качества личности?
11. Как влияет ближняя среда на развитие личности?
12. Какое влияние оказывает на личность дальняя среда?
13. Что мы понимаем под организованной средой?
14. Как влияет процесс воспитания на развитие личности?
15. Что понимается под зоной ближайшего развития?
16. Что такое зона актуального развития?
17. В каком отношении находятся между собой деятельность и развитие личности?
18. Для чего необходима диагностика развития личности?
19. Как влияет активность на развитие личности?
20. Назовите наиболее распространенный метод изучения качеств личности.
Тема 4. Педагогический процесс
Тест самоконтроля
1.В чем сущность педагогического процесса? Выберите верный ответ.
1. Педагогический процесс – это обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.
2. Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс.
3. Структура педагогического процесса идентична системе протекания процесса (система народного образования, школа, класс, учебное занятие и др.).
4. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых и результаты.
5. Педагогический процесс как трудовой процесс содержит в себе объекты, предмет, средства и продукты труда.
2. Современные толкования сущности и направленности педагогических новаций считаются противоречивыми. Найдите в предложенных ответах подтверждение данному суждению.
Инновации – это:
1) изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса (И.П.Подласый);
2) обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед (Ю.К.Бабанский);
3) не новые, но постоянно актуальные и не исчерпавшие себя идеи и практические технологии оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающие систему педагогической науки и практики;
4) полезные применения известных идей, средств и результатов;
5) рассматриваемые в единстве идеи, процессы, средства и результаты;
6) возврат к классическим основаниям природосообразной педагогики в качестве новой парадигмы воспитания;
7) разработка и внедрение новых технологий, методов и средств;
8) новые подходы к организации и управлению педагогическими процессами.
3. Что служит обоснованием целостности педагогического процесса? Выберите верный ответ.
1. Общность методологической базы.
2. Единство и неделимость педагогического процесса.
3. Общность подпроцессов, составляющих педагогический процесс.
4. Единство условий протекания.
5. Подчиненность стратегической цели формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
4. В чем суть закономерностей педагогического процесса? Выберите верные ответы.
1. Закономерность динамики педагогического процесса зависит от величины изменений на всех предыдущих его этапах.
2. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом определяется эффективностью педагогического воздействия и зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами и величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.
3. Закономерность стимулирования учебно-воспитательной деятельности зависит от «тесноты» связи между собой чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.
4. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности учащихся зависит от качества педагогической деятельности учителя, качества познавательной деятельности учащихся, динамики учебного процесса.
5. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены потребностью общества и личности, возможностями общества и условиями протекания процесса.
5. В чем сущность этапов педагогического процесса? Выберите верные ответы.
1. Этапы – это составные части педагогического процесса.
2. Главными этапами являются планирование и оперативный контроль.
3. На этапе подготовки педагогического процесса решаются следующие задачи: постановка целей, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
4. Сущность целеполагания заключается в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.
5. Этап осуществления педагогического процесса состоит из анализа достигнутых результатов.