Категория музыкального вкуса в музыкальной педагогике
В педагогической науке общепризнанным фактом является утверждение о том, что главной ценностью всего развития является человеческая личность, способная чувствовать свою сопричастность к мирозданию, наделенная творческой устремленностью, жаждой познания и готовая к позитивной преобразовательной деятельности. Общая направленность программ, теоретических и методических разработок, созданных в отечественном и музыкальном образовании, характеризуется следующими утверждениями: урок музыки становится уроком искусства; необходимо создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей; изучение музыкального творчества должно происходить по законам искусства, обращение к интонационной основе постижения музыки. В соответствии с данными положениями пересматриваются организационная и содержательная стороны музыкально-педагогического процесса: урок музыки становится комплексным, основанным на интеграции искусств.
В данном процессе важную роль играет личностное определение школьника, выбор средств и путей в ходе реализации своих музыкальных интересов и потребностей. Все это является проявлением уровня развития общей культуры, музыкальной культуры, музыкального вкуса в частности. При этом следует иметь в виду, что музыкальная культура и музыкальный вкус, взаимосвязанные процессы: чем выше уровень музыкальной культуры, общей культуры человека, тем более развит музыкальный вкус личности. Музыкальная культура влияет на уровень развития музыкального вкуса, так как последний является сложным ее преобразованием и результатом.
Эстетическая трактовка вкуса характеризует его как «способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок» [12, С. 17]; как «устойчивое свойство личности, в котором закреплены внутренние нормы и предрасположения человека, служащие для эстетических оценок» [8,С.130]; как «способность художественно интеллигентной и эмоциональной оценки, как средство отражения и познания прекрасного окружающем мире» [15, С. 159].
Характерной чертой эстетического вкуса является непосредственность его проявления, своего рода чувственная реакция субъекта на то, с чем он взаимодействует. Эстетический вкус трактуется как «импульсивная реакция, приобретающая значение невысказанной оценки, имеющая тенденцию усложняться, осознаваться личностью» [12, С. 17].
«Только вкус, - отмечал Ф.Шиллер, - вносит гармонию в общество, т.к. создает гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа; только представления красоты делают человека цельным, ибо они требуют согласия двух его натур» [12, С. 17].
Эстетический вкус проявляется в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей. На основании приводимых трактовок можно сделать вывод, что природа эстетического вкуса связана с особенностями оценочного характера. Вкус проявляется как определенная система эстетических оценок отдельно взятой личности.
Катализатором эстетического вкуса является искусство «как высшая и предметно материализованная форма эстетического отношения человека к действительности» [12, С.18].
Поэтому формирование эстетического вкуса, духовной культуры немыслимо без постоянного, ставшего потребностью общения личности с различными видами и формами искусства, первенство среди которых принадлежит музыке. Почему музыка будет являться базой, отправным началом общего культурного развития человека? Потому, что музыка говорит о чем-то непередаваемом словами явно, непосредственно воздействуя на душу человека, душу ребенка, «она возбуждает жажду Бога, будучи не в состоянии ее удовлетворить. Оттого-то часты в ней нотки какого-то щемящего чувства недостижимости. И чем больше красоты в ней, тем острее это чувство: душа рвется к небесному и плачет, не обретая его в себе. Задача школьного музыкального образования - дать детям возможность услышать это сущностное содержание серьезной музыки, решительно отличное от воинствующей бездуховности эстрады, сформировать их музыкальный слух как орган поиска небывалой красоты, вернуть их сердца культуре и традиции, отвратив от пошлости поп-культуры - от дьявольской антитрадиции низости» [16,С.61].
Художественный вкус рассматривается как: «модификация эстетического вкуса в сфере искусства и реализуется в конкретных эстетических оценках, раскрывающих значимость тех или иных явлений искусства для определенного субъекта» [9, С. 13], «способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства» [12, С. 16].
Художественный вкус содержит ценностный аспект исследования. Соединив характеристики эстетического и художественного вкусов, мы, вслед за Е.А.Малыгиной, определяем художественно-эстетический вкус как «уровень духовной и художественно-эстетической культуры личности, способность эмоционально-сенсорной отзывчивости к произведениям искусства и явлениям действительности, их оценке, а также как эстетическую рефлексию» [14, С. 183].
Формирование художественно-эстетического вкуса возможно на основе таких компонентов эстетического сознания, как эстетические эмоции, чувства, суждения, интересы, потребности, идеалы, ценностные ориентации.
Таким образом, можно сказать, что музыкальный вкус-определенный уровень музыкальных предпочтений, способность эмоционально воспринимать и оценивать музыкальные произведения.