Принципы и методы обучения
Учебный процесс подчиняется многим законам, из которых вытекают принципы обучения, то есть руководящие исходные положения, имеющие нормативный характер, относящиеся по всему учебному процессу в целом и позволяющие обеспечить его эффективную организацию. Принципы обучения сложились главным образом как результат исторического развития и обобщения практического опыта. Они в равной мере распространяются на все виды учебного процесса.
На сегодняшний день нет основания утверждать, что в педагогике сложилась система принципов обучения, поскольку разные авторы выделяют различное количество принципов (от 4 до 14), располагая их в разном порядке и сочетании. Тем не менее, в современной дидактике можно выделить следующие принципы обучения:
· сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы;
· наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых;
· систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новый материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения, четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последовательность изучения материала;
· обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы;
· прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание, систематически организованное повторение и применение учебного материала в практической деятельности, ведение систематического контроля за усвоением изученного материала;
· группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата;
· гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий;
· научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся, что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практическими занятиями, где показывается практическое приложение теоретических знаний;
· преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с учетом перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного материала.
В настоящее время процесс развития принципов обучения продолжается в связи с разработкой новых направлений дидактики, новых теорий, систем и технологий обучения.
Дидактические принципы (принципы обучения) проявляются во взаимной связи. Они реализуются через соответствующие приемы и правила обучения и обеспечивают хорошие результаты учебного процесса. Правила обучения не являются исходными руководящими положениями, а формируются в виде конкретных предписаний и рекомендаций. Они вытекают из принципов обучения и их соблюдение способствует успешной реализации тех или иных принципов. При этом одно и то же правило может обеспечивать реализацию нескольких принципов обучения, а каждый принцип обеспечивается через соблюдение многих правил.
В процессе обучения обучающая деятельность педагога неотделима от деятельности учащихся по усвоению (пониманию, запоминанию и применению) учебного материала. В истории педагогики имели место различные концепции соотношения роли учителя и ученика: традиционная(доминирующую роль играет учитель), педоцентрическая (главная роль отводится не преподаванию, а учению), и современная концепция, согласно которой для достижения успеха одинаково значимыми являются как преподавание так и учение. Учение как деятельность предполагает наличие сознательной цели освоить определенные знания, умения, навыки. Основными условиями эффективности обучения являются обеспечение достаточной мотивации, соответствие методов и содержания обучения возможностями обучаемых, позитивное взаимодействие учителя и ученика.
Метод – это способ осуществления деятельности, обеспечивающий достижение поставленной цели.
Методы обучения– это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обучения: образовательной, которая обеспечивает приобретение обучающимися научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует научное мировоззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определенную систему эмоционально-ценностных отношений личности (субъекта) к окружающему миру (трудовых, правовых, эстетических, патриотических, национально-этических, экологических и др.); развивающей, которая стимулирует интересы и другие мотивы обучаемых к учению; организующей, которая связывает в единую систему цель, содержание и организацию учебного процесса с учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастерства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения.
При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения; особенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обучаемого в отдельности; возможность использования разнообразных организационных форм обучения; умения и навыки преподавателя, его личный опыт.