Аттестационные педагогические измерительные материалы
Текущая аттестация качества усвоения знаний:
1. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме при выполнении срезовых заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается проведение тренингов, ролевых игр, взаимооценки, рейтинг-контроля, позволяющих отслеживать динамику продвижения студента при изучении педагогических дисциплин.
2. Отработка пропущенных занятий: все задолженности по выполнению учебной программы дисциплины должны быть отработаны студентом до консультации, перед экзаменом:
- пропуски занятий по уважительной причине предполагают выполнение студентом всех практических заданий, обсуждаемых на семинаре, и написание контрольной работы;
- при пропуске занятий без уважительной причины студент выполняет все практические задания, обсуждаемые на пропущенных семинарах, пишет контрольную работу и составляет тестовую работу по каждой пропущенной теме, которая включает не менее 10 вопросов;
- если студент пропустил более 50% аудиторных занятий, то он может быть допущен к экзамену только в случае наличия у него всех практических заданий, обсуждаемых на пропущенных семинарах, выполнения контрольной работы и разработки теста по каждой пропущенной теме, который включает не менее 10 вопросов, и положительного балла по итогам тестовой работы, содержащей вопросы по пропущенным темам.
3. Оформление «портфолио». Требования: оформляется в папке с файлами, отдельными для каждой темы в рукописном и печатном варианте. «Портфолио» может содержать ксерокопии журнальных и газетных статей, выписки из научно-методической литературы, материалы, взятые из Интернета (с обязательным указанием источников).
Критерии оценки «портфолио»:
«3» - В папках представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, по темам составлен список литературы (не менее 3 источников). Представлены все практические домашние задания, выполненные студентом по программе курса.
«4» - В папках представлены все практические домашние задания, выполненные студентом по программе курса. Представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал. По одной теме написана статья, в содержании которой дается сравнительно-сопоставительный обзор нескольких библиографических источников, раскрывающий основные точки зрения на проблему. К статье прилагается список использованной литературы (не менее 5).
«5» - В папках представлены все практические домашние задания, выполненные студентом за период обучения по программе курса. Представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал.
По одной интересующей студента теме может быть выполнен творческий проект (презентация, коллаж, статья, методическая разработка, исследование и др.), проект также может носить практико-ориентированный характер (проведение коллективного творческого дела в студенческой группе, проведение акций, оформление стенда, организация встречи с интересными людьми и т.п.). Тематика проектов согласуется с преподавателем, который консультирует студента по ходу его работы.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний:
1. Итоговая аттестация - экзамен, предполагающий установление уровня сформированности следующих умений: проектировочных, коммуникативных, организационных, профессионального самопознания.
2. Допуск к экзамену (зачету): предоставление в сроки, установленные преподавателем, портфолио по темам для самостоятельной работы; выполнение практических заданий, входящих в перечень обязательных; положительные оценки за контрольные и проверочные работы; оформление читательского дневника по литературе для самостоятельного чтения, наличие словаря педагогических терминов.
3. Формы проведения экзамена в соответствии с программой дисциплины определены кафедрой и могут быть следующими:
- в полном объеме по экзаменационным билетам, утвержденным на кафедре, включающим два вопроса;
- тестовая работа по содержанию материала курса и терминологический диктант;
- один вопрос билета по выбору студента (преподавателя);
- спецвопрос по теме, предполагаемой преподавателем;
- оценивание работы студента в течение семестра без ответа на экзаменационный вопрос.
4. Условия, определяющие форму экзамена (зачета):
- Отличная и хорошая успеваемость и активная работа студента в течение семестра (выполненные в срок на хорошие и отличные оценки практические задания и контрольные работы, «портфолио» с оценкой «отлично», выступление с индивидуально подготовленным сообщением на занятиях). Вышеперечисленные положения дают студенту право на получение оценки без ответа на экзаменационный билет, выбор одного вопроса билета, подготовку спецвопроса. О предоставлении той или иной возможности студент получает информацию на консультации перед экзаменом.
- Пожелания студента (возможен устный ответ на вопросы билеты или написание тестовой работы).
О возможных формах проведения экзамена(зачета) студентам сообщают в начале изучения курса.
8. Вопросы к экзамену
1 Особенности взаимосвязь теории и практики в педагогике.
2 Методология практической педагогической деятельности. Учитель и наука.
3 Сущность и особенности воспитания. Закономерности и принципы воспитания.
4 Современные подходы воспитания.
5 Современные концепции воспитания.
6 Педагогическое проектирование: сущность, принципы, объекты, формы, этапы.
7 Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
8 Педагогические технологии: понятия, классификации, примеры.
9 Аксиологический подход в педагогике. Педагогические ценности.
10 Индивидуальное и коллективное творчество педагогов
11 Инновационные процессы в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах.
12 Здоровьесберегающие технологии в современной школе.
13 Педагогическое взаимодействие: структура, типы, показатели эффективности.
14 Коллектив как объект и субъект воспитания.
15 Пути и средства развития и сплочения коллектива.
16 Педагогическое регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.
17 Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.
18 Методы формирования сознания.
19 Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения. Методы стимулирования.
20 Классный руководитель в школе, особенности его деятельности. Функции и направления деятельности классного руководителя.
21 Классный воспитательный час. Методика подготовки и проведения.
22 Формы работы классного руководителя с родителями учащихся.
23 Условия, пути и средства развития сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
24 Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения
25 Психолого-педагогическая диагностика
26 Теория педагогической задачи: понятие, классификации, решение задачи, принятие решения.
27 Технологии решения задач. Анализ решения педагогической задачи.
28 Способы и приемы контроля и возрастосообразного оценивания педагогической деятельности.
29 Анализ, целеполагание и планирование педагогической деятельности
30 Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.