Подготовка и проведение защиты дипломных работ
Перед завершением исследования студент может самостоятельно осуществить его предварительную оценку по следующим критериям:
§ актуальность темы;
§ четкость формулировки целей, задач, гипотезы исследования;
§ точность, однозначность используемых терминов, понятий;
§ разносторонность, полнота проработки проблемы;
§ наличие обобщений, синтеза педагогических идей;
§ наличие обоснованных самостоятельных выводов;
§ разносторонняя и грамотная обработка диагностического материала;
§ полнота описания исследования;
§ гуманистичность продемонстрированной в описанной экспериментальной деятельности педагогической позиции;
§ наличие прогноза развития изучаемого явления на основе исследования;
§ эффективность использования избранных педагогических методов для решения поставленных задач;
§ ценность полученных выводов;
§ наличие методических разработок или рекомендаций для педагогов, базирующихся на результатах исследования.
Дипломное исследование должно быть представлено и зарегистрировано на кафедре не менее, чем за 2 недели до защиты. Руководитель письменно оформляет отзыв на диплом. Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой, направляется на рецензию. Рецензия оформляется по предложенной в Приложении схеме.
Студент-дипломник до процедуры Государственной аттестации знакомится с рецензией на его дипломное исследование и с отзывом руководителя, готовится высказаться по поводу полученных замечаний.
В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации определено, что защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании необязательно.
Примерный порядок защиты дипломной работы выглядит следующим образом.
Дипломник делает краткое сообщение (не более 15 минут), в котором излагает мотивы выбора темы, её актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, и методы исследовательской работы, гипотезу, основное содержание, педагогические рекомендации и выводы, обосновывает их, отмечает практическую значимость. Заранее оформляются таблицы, графики, иллюстрирующие результаты работы. Такой наглядный материал уместно поместить в небольшое пособие, в котором нумеруются страницы и последовательно нумеруются все таблицы и рисунки.
По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию дипломной работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.
Далее читаются отзыв руководителя дипломной работы и рецензия.
Затем автор дипломной работы высказывает свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве и рецензии, и отвечает на вопросы, заданные ему в ходе защиты.
После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие.
В заключении автор получает возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, привести дополнительные материалы и аргументы.
Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
Результаты любого из видов испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
Выполненные студентами дипломные работы хранятся в образовательном учреждении не менее трёх лет. По истечении этого срока вопрос о дальнейшем хранении этих работ решается созданной по приказу руководителя образовательного учреждения специальной комиссией.
Лучшие работы публикуются в печати в виде тезисов в сборниках или статьи в журналах. Студенты-дипломники участвуют в научных конференциях и конкурсах.
Рекомендуемая литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 2002.
2. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 2003.
3. Битинас Б. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений.//Советская педагогика. – 1970. - №6.
4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2004.
5. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М., 2001.
6. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу: Методческое пособие для вузов. – М., 2003.
7. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.И. Журавлёва. – М., 2007.
8. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольника. – М., 2007.
9. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 2006.
10. Грабарь М.М., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. – М., 2003.
11. Дипломные работы: Методическое пособие./ Отв. Ред. Козлова С.А. – М., 1996.
12. Журавлев В.Н. Методы педагогического исследования. – М., 2002.
13. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 2001.
14. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 2000.
15. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.
16. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.
17. Как провести социологическое исследование./Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М., 1990.
18. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. – Минск, 2006.
19. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и его основные характеристики// Педагогика/ 3-е изд. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998.
20. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
21. Кузьмина Н.В. методы системного педагогического исследования. – СПб, 2002.
22. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – М., 2002.
23. Курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов./Под ред. Ш.Ф. Журжиной, А.Л. Филоненко-Алексеевой. – М., 2002.
24. Курсовые и дипломные работы по педагогике в педагогических институтах. / Науч. Ред. Л.Я. Миерович. – М., 1973.
25. Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. – Таллинн, 1980.
26. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М., 2007.
27. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.
28. Пискунов А.И., Воробьёв Г.В. Методы педагогических исследований. – М., 2001.
29. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 2007.
30. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – Т.1. – М., 1993; Т.2. – М., 1999.
31. Сиденко А. Как разработать программу эксперимента.//Директор школы. – 1997. - №1.
32. Сиденко А., Чернушевич В. Вы начали эксперимент.//Народное образование. – 1997. - №№7,8.
33. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. – М., 1999.
34. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 2006.
35. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах. – М., 2006.
36. Спирин Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания: Методы педагогических исследований / Под ред. В.И. Журавлёва. – М., 2002.
37. Усачёва И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 2006.
38. Усачёва И.В., Ильясов И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 2006.
39. Фадеев В.А., Приступа Г.Н. Как проводить педагогический эксперимент. – 2004. - №№ 9-10.
40. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 2007.
Приложение 1